Содержание
10 шедевров Леонардо да Винчи
1. Мона Лиза (Джоконда) 1514 — 1515
Масло на тополиной панели.
77 x 53 см
Луврский музей. Париж, Франция
К 1514 — 1515 гг. относится создание шедевра великого мастера — «Джоконды».
До последнего времени думали, что этот портрет был написан гораздо раньше, во Флоренции, около 1503 г. Верили рассказу Вазари, который писал: «Взялся Леонардо выполнить для Франческо дель Джоконде портрет монны Лизы, жены его, и, потрудившись над ним четыре года, оставил его недовершенным. Это произведение находится ныне у французского короля в Фонтенебло. Между прочим, Леонардо прибег к следующему приему: так как мадонна Лиза была очень красива, то во время писания портрета он держал людей, которые играли на лире или пели, и тут постоянно были шуты, поддерживавшие в ней веселость и удалявшие меланхолию, которую обычно сообщает живопись выполняемым портретам».
Весь этот рассказ неверен от начала до конца. По словам Вентури, «монна Лиза, позднее Джоконда, была созданием фантазии новеллиста, аретинского биографа, Джордже Вазари». Вентури в 1925 г. предположил, что «Джоконда» — портрет герцогини Костанцы д’Авалос, вдовы Федериго дель Бальцо, воспетой в маленькой поэме Энео Ирпино, упоминающем и о ее портрете, написанном Леонардо. Костанца была любовницей Джулиано Медичи, который после брака с Филибертой Савойской отдал портрет обратно Леонардо.
В самое последнее время Педретти выдвинул новую гипотезу: луврский портрет изображает вдову Джованни Антонио Брандано по имени Пачифика, которая также была любовницей Джулиано Медичи и родила ему сына Ипполито в 1511 г.
Как бы то ни было, вазариевская версия вызывает сомнение уже потому, что никак не объясняет, почему портрет жены Франческо дель Джокондо остался на руках у Леонардо и был увезен им во Францию.
2. Дама с горностаем ок. 1488-1490
Масло на панели.
54.8 x 40.3 см
Чарторский музей, Краков, Польша
«Дама с горностаем»- это бессмертная семнадцатилетняя Чечилия Галлерани, фаворитка Лодовико Сфорца. Дочь XV века. Лукавая чаровница. Фаворитка миланского дворца. Нежная и мудрая, стыдливая и фривольная, предстает она перед нами. Простая и сложная. Таинственно-привлекательная, с лицом почти статичным, она все же обладает магнетизмом необычайного, скрытого движения. Но что придает облику молодой дамы эту колдовскую живость? Улыбка. Она еле тронула уголки целомудренных губ. Притаилась в чуть-чуть припухлых девичьих ямочках у рта и, подобно зарнице, ответно блеснула в темных, расширенных зрачках, при крытых округлыми лукообразными веками. Вглядитесь пристальней в тонкие, одухотворенные черты «Дамы с горностаем», в её осанку, полную достоинства, в её строгую, но изящную одежду и перед вами мгновенно предстанет Ренессанс с его великолепными творениями гениальных мастеров искусств. Чечилия Галлерани. Она, как маленькая планета, отразила сияние жестокого, уродливого и прекрасного, неповторимого xv века.
3. Фреска Тайная вечеря 1494 -1498
Масло и темпера на штукатурке.
460 x 880 см
Санта-Мария дель Грация, Милан, Италия
Слева направо во всю ширину картины тянется стол с едой. За столом лицом к нам группами по три сидят двенадцать персонажей с Христом в центре. Апостолы оживленно общаются. О чем они говорят и о чем картина? Из свидетельства Амморети следует заключить, что картина «Тайная Вечеря» была окончена в 1497 году. К сожалению, Леонардо да Винчи исполнил ее красками, из которых некоторые оказались очень непрочными. Уже через пятьдесят лет после окончания, картина, по свидетельству Вазари, находилась в самом жалком состоянии. Однако, если бы в то время можно было исполнить желание короля Франциска I, выраженное через шестнадцать лет после окончания картины, и, выломив стену, перевести картину во Францию, то, может быть, она сохранилась бы. Но этого нельзя было сделать. В 1500 г. вода, залившая трапезу, окончательно испортила стену. Кроме того, в 1652 г. была пробита дверь в стене под ликом Спасителя, уничтожившая ноги этой фигуры. Картина была несколько раз неудачно реставрирована В 1796 г., после перехода французов через Альпы, Наполеон отдал строгое предписание пощадить трапезу, но следовавшие за ним генералы, не обращая внимания на его приказ, превратили это место в конюшню, а впоследствии в складочное место для сена.
4. Портрет Жиневры де Бенчи ок. 1475 — 1478
Темпера и масло на панели
38.1 x 37 см
Национальная галлерея искусств, Вашингтон
Эта картина, ныне находящаяся в Национальной галерее искусства в Вашингтоне, изображает молодую даму на фоне гористого пейзажа, с играющими на нём рефлексами от реки. Существуют различные точки зрения по поводу идентификации портретируемой; мнения специалистов о датировке этой работы также разделяются. Некоторые относят её к первому флорентийскому периоду творчества Леонардо, другие, напротив, — к миланскому. Большинство исследователей придерживаются гипотезы о том, что на портрете представлена Джиневра Бенчи (на её имя намекают ветви можжевельника, ginepro, которые видны на фоне композиции). Он выполнен в период, когда Леонардо освободился от ученической зависимости от искусства Верроккьо, то есть около 1475 года.
5. Портрет музыканта 1485-1490
Масло на панели.
43 x 31 см
Библиотека Амброзиано, Милан, Италия
Портреты, приписываемые Леонардо, содержат общие черты: фон их затемнен, полуфигурное изображение модели, обычно в трёхчетвертном повороте, помогает представить её зрителю во всей индивидуальной характерности. Имена портретируемых неизвестны, несмотря на все усилия историков искусства раскрыть их, и на документальные свидетельства о деятельности мастера. Ряд портретов Леонардо связан с атмосферой двора Сфорца, где определяющую роль играло прославление индивидуума, отражавшее славу двора. Чистота форм, достоинство поз, сочетающиеся с острым проникновением в характер модели, сближают портреты художника с самыми передовыми для того времени достижениями в данном жанре искусства – с работами Антонелло да Мессина. Они выходят далеко за рамки меморативного формализма мастеров XV века, развивая тип портрета, воплощающего состояние души персонажа и позволяющего значительно углубить характеристику образа. В так называемом Портрете музыканта из Амброзианы в Милане – модель его иногда идентифицируют с регентом Миланского собора Франкино Гаффурио, но на самом деле здесь изображен просто молодой человек с листом нотной бумаги. Ещё различим некоторый геометризм в передаче пластических объёмов, выдающих тосканское влияние. Шапочка на голове и масса курчавых волос образуют две полусферы по сторонам лица; резкость контуров и светотень свидетельствуют уже о знакомстве мастера с ломбардскими традициями и портретами Антонелло да Мессина. Сильно реставрированный, переписанный и, возможно, даже оставленный незаконченным, хотя и на довольно продвинутой стадии работы, этот единственный у Леонардо мужской портрет – если он действительно выполнен самим художником – изображает человека с умным и твердым взглядом. Не увлекаясь риторическим прославлением личности, Леонардо передает во внутреннем свете лица и взгляда портретируемого свойственную ему моральную силу.
6. Мадонна с цветком (Мадонна Бенуа) 1478 — 1480
Масло, перенесенное с доски на холст
48х31,5 см
Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия
Эту картину только что завершивший обучение молодой художник Леонардо да Винчи написал во Флоренции в конце семидесятых годов пятнадцатого столетия. Ее приняли с восторгом, сделали много копий, а в начале шестнадцатого века… потеряли.
Через триста лет в Астрахани гастролировала труппа бродячих актеров. Один из служителей Мельпомены предложил местному поклоннику муз и богатейшему из купцов города Александру Сапожникову купить потемневшую от старости, написанную на доске картину. Сделка состоялась.
Спустя много лет его внучка Мария выходила замуж. К роскошному приданию прилагалось и творение неизвестного итальянца, на которое поначалу мало кто обратил внимание. Неизвестно, что бы с ним стало, если бы мужем Марии Александровны не стал преуспевающий архитектор и будущий президент Академии Художеств Леонтий Бенуа (сын еще более прославленного зодчего) и если бы его младшим братом не был известный художник, искусствовед и организатор объединения «Мир Искусства» Александр. «Внемля настойчивым просьбам брата Леонтия и его жены, — вспоминает он, — мне пришлось задержаться в Берлине. Дело в том, что они поручили мне показать принадлежащую им картину знаменитому Боде». (В скобках заметим, что Боде – один из главных авторитетов по истории европейского искусства, директор Государственных берлинских музеев). Он отсутствовал, но в музее оказалось несколько специалистов мировой величины. Их приговор был суров: картина не является произведением Леонардо, скорее, ее написал кто-либо из его соучеников по мастерской Вероккио. Позже и сам Боде подтвердил этот вывод».
Целый год пролежала «Мадонна» из дома Сапожниковых в парижской квартире Александра Николаевича, а затем была увезена им обратно в Петербург и возвращена владельцам. Однако, по прошествии восьми лет (это было уже в 1914-м), когда он пребывал в суете и хлопотах, связанных с подготовкой русской выставки в Париже, ему подали визитную карточку с именем одного из берлинских специалистов: «Профессор Моллер Вальде».
«Не успел я согласиться его принять, — рассказывал Александр Бенуа, — как на меня налетела собственная его персона с криком: «Теперь я твердо убежден, ваша Мадонна — Леонардо!». Тут же, не присев, не давая мне опомниться, красный от волнения, он стал вытаскивать из огромного, туго набитого портфеля кипу фотографий тех несомненных рисунков Леонардо, которые являлись в его глазах (и на самом деле) подтверждением его уверенности в авторстве великого мастера.
На предложение о продаже шедевра в музеи Берлина Бенуа ответили отказом, передав его в коллекцию Императорского Эрмитажа. Там картина находится и по сей день, известная всему миру под названием «Мадонна Бенуа».
7. Мадонна в гроте 1483-1486
Масло на панели (перенесено на полотно)
199 x 122 см
Лувр, Париж, Франция
Картина предназначалась для украшения алтаря (оправой для картины являлся резной деревянный алтарь) в капелле Иммаколата церкви Сан Франческо Гранде в Милане. 25 апреля 1483 года члены братства Святого Зачатия заказали картины (центральная композиция – Мадонна с младенцем, боковые – Музицирующие ангелы) Леонардо, которому поручили выполнение самой важной части алтаря, а также братьям Амброджо и Эванджелиста де Предис. В настоящее время историки искусства придерживаются мнения, что оба холста на идентичный сюжет, из которых один хранится в Лувре, а другой – в лондонской Национальной галерее, являются вариантами картины, выполненными для одной и той же цели. Подписная Мадонна в скалах из Парижа (Лувр) первоначально украшала алтарь церкви Сан Франческо Гранде; возможно, она была передана самим Леонардо французскому королю Людовику XII в знак благодарности за посредничество в конфликте между заказчиками и художниками по поводу оплаты картин. Заменила её в алтаре композиция, ныне находящаяся в Лондоне. Впервые Леонардо смог решить задачу слияния человеческих фигур с пейзажем, постепенно занимавшую ведущее место в его художественной программе.
8. Иоанн Креститель 1512
Масло на панели
69 x 57 см
Лувр, Париж
Можно думать, что первой идеей художника было изобразить благовествующего ангела, если только это согласуется со странной фигурой, вызывающей у зрителя скорей чувство неловкости, чем восторженного изумления. В ней различим тот же дух иронии, что характерен для Джоконды, однако здесь отсутствует пейзаж, на который могла бы проецироваться эта ирония, отражая более сложные связи между человеком и природой. В силу этого Иоанн Креститель производит на зрителя странное, даже двусмысленное впечатление. Между тем, картина безусловно принадлежит к кругу работ Леонардо, а по своему замыслу является одной из самых новаторских, поскольку в фигуре Святого Иоанна мастер синтезировал свои поиски средств выражения чувств и природы человека в целом. Перегруженный символикой и иллюзиями, этот образ, кажется, существует на грани загадки и реальности.
9. Леда с лебедем 1508 — 1515
Масло на панели.
130 x 77.5
Галлерея Уфици, Флоренция,Италия
Мона Лиза создавалась в то время, когда Леонардо Винчи был до такой степени поглощен изучением строения женского организма, анатомией и проблемами, связанными с деторождением, что разделить его художественные и научные интересы практически невозможно. В эти годы он зарисовал человеческий эмбрион в матке и создал последнюю из нескольких версий картины «Леда» на сюжет античного мифа о рождении Кастора и Поллукса от соединения смертной девушки Леды и Зевса, принявшего образ лебедя. Леонардо занимался сравнительной анатомией и интересовался аналогиями между всеми органическими формами.
10. Автопортрет 1514 — 1516
Красная сангина (мел).
33.3 x 21.3 cm
Национальная Галерея в Турине, Италия
К последним годам жизни относится туринский автопортрет Леонардо.
А к этому автопортрету, видимо, относится и описание Ломаццо: «Голова его была покрыта длинными волосами, брови были такие густые и борода такая длинная, что он казался подлинным олицетворением благородной учености, каковой уже раньше были друид Гермес и древний Прометей».
Старинные биографы Леонардо да Винчи рисуют в самых привлекательных чертах его облик:
По Вазари:
«блистательностью своей наружности, являвшей высшую красоту, он возвращал ясность каждой опечаленной душе».
По словам Анонима:
«он был прекрасен собою, пропорционально сложен, изящен, с привлекательным лицом. Он носил красный плащ, доходящий до колен, хотя тогда были в моде длинные одежды. До середины груди ниспадала прекрасная борода, вьющаяся и хорошо расчесанная».
БЭС Брокгауза и Ефрона:
«Винчи был красив собой, прекрасно сложен, обладал огромною физическою силой, был сведущ в рыцарских искусствах, верховой езде, танцовании, фехтовании и пр.»
По материалам abc-people.com
Tags: шедевр
Вечные шедевры Леонардо да Винчи – DW – 13.06.2019
540 лет назад, 15 июня 1479 года, родилась, наверное, самая знаменитая женщина на свете — Лиза дель Джокондо, которую изобразил на своей картине великий Леонардо да Винчи. Это один из главных его шедевров.
Фото: AP
Мона Лиза
«Портрет госпожи Лизы дель Джокондо» — «Ritratto di Monna Lisa del Giocondo», — так полностью называется эта картина великого Леонардо, одно из самых знаменитых произведений в истории живописи. Считается, что это портрет жены флорентийского торговца шелком Франческо дель Джокондо. Написана картина между 1503 и 1505 годами. Хранится в парижском Лувре.
Фото: picture-alliance/United Archive
Улыбка Джоконды
«Леонардо да Винчи сделал главное: он придумал загадочную улыбку Джоконды», — писал известный французский писатель-романтик Теофиль Готье. Это одно из множества восхищенных описаний легкой, завораживающей, лукавой, обольстительной, мимолетной улыбки Моны Лизы.
Фото: picture-alliance/Leemage
Дама с горностаем
Известны с большой степенью достоверности всего четыре «светских» женских портрета кисти Леонардо да Винчи. Один из них — «Дама с горностаем». Картина написана в последнем десятилетии XV века. Лицо повернуто к левому плечу, как будто девушка прислушивается к чему-то. Картина находится в Национальном музее в Кракове, а привез ее сюда в 1798 из Италии князь Адам Чарторыйский.
Фото: Gemeinfrei
Портрет в три четверти
Портрет в три четверти оборота был изобретением Леонардо. Очевидно, на нем изображена Чечилия Галлерани — любовница Лодовико Сфорца, герцога Миланского. Тот был членом Ордена Горностая, и, возможно, поэтому художник изобразил зверька на картине. Есть и другая гипотеза. Горностай на древнегреческом языке — «гале», что этимологически связано с фамилией Галлерани. А, может быть, верно и то, и другое?
Фото: imago/CTK Photo
Иоанн Креститель
Это — фрагмент одного из самых знаменитых полотен Леонардо. Иоанн Креститель изображен отчасти весьма традиционно. На это указывают, в частности, тонкий тростниковый крест, длинные волосы, правая рука, направленная вверх… Но изнеженное лицо, мягкая, лукавая, почти женственная улыбка сбивают с толку. Между прочим, моделью служил тот же юноша, с которого мастер писал своего «Вакха».
Фото: picture-alliance/akg-images/A. Held
Мадонна Литта
По поводу этой картины не прекращаются споры, но все же большинство экспертов считает, что она действительно принадлежит кисти Леонардо да Винчи. Возможно, один из его учеников написал фигуру ребенка. Картину называют по имени ее многолетних владельцев — миланских герцогов Литта, которые продали ее в 1865 году Эрмитажу. Здесь и хранится это полотно, написанное в 1490-1491 годах.
Фото: picture alliance/Heritage Images/Fine Art Images
Тайная вечеря
Монументальная фреска, изображающая последнюю трапезу Христа с апостолами, украшает трапезную доминиканского монастыря Санта-Мария-делле-Грацие в Милане. К сожалению, уже в XVI веке роспись начала портиться от влаги, и фреску много раз реставрировали. Последняя реставрация, которую предваряло тщательное изучение оригинала, длилась 21 год. С 1999 года трапезная снова открыта для туристов.
Фото: imago stock&people
«Один из вас предаст Меня»
Предполагают, что именно эту фразу произносит Иисус, и Леонардо показывает реакцию его учеников. Рядом с Иисусом, по правую его руку, — Иоанн, слева от него — Иаков, Фома и Филипп. Художник воплотил драму человеческих чувств. Юный Иоанн как громом поражен словами Учителя, Иаков в недоумении разводит руками, а Филипп вскакивает со своего места в порыве самопожертвования.
Фото: picture-alliance/Leemage/M. Ranzani
Витрувианский человек
Этот рисунок, конечно, нельзя сравнивать ни с фресками, ни с живописными шедеврами Леонардо. Но выполненная Леонардо да Винчи в 1490-1492 годах иллюстрация к книге архитектора Древнего Рима Витрувия, пожалуй, не менее знаменита. Эти пропорции человеческого тела считаются классическими.
Фото: picture-alliance/akg-images
Итальянская монета
С 2002 года на монете достоинством в 1 евро, выпущенной Монетным двором Италии, изображен «Витрувианский человек» Леонардо да Винчи.
Фото: imago/Schöning
Универсальный гений
Великий итальянский живописец, скульптор, архитектор, изобретатель, музыкант, универсальный гений справедливо считается одним из крупнейших представителей Высокого Возрождения. Этот портрет в три четверти хранится в Королевской библиотеке в Турине. К сожалению, в последние годы он не экспонируется, поскольку бумага, на которой он выполнен, в буквальном смысле рассыпается.
Фото: AP
11 фото
11 фото
Культура
Ефим Шуман
13 июня 2019 г.
https://p.dw.com/p/3HHzB
Реклама
Написать в редакцию
Пропустить раздел Топ-тема
1 стр. из 3
Пропустить раздел Другие публикации DW
На главную страницу
10 известных произведений Леонардо да Винчи
Курирование этого контента осуществляется по усмотрению автора и не обязательно отражает точку зрения Encyclopaedia Britannica или ее редакции.
Для получения наиболее точной и актуальной информации обращайтесь к отдельным статьям энциклопедии по темам.
© Everett Historical/Shutterstock.com
Леонардо да Винчи, один из великих художников эпохи Возрождения, постоянно тестировал художественные традиции и приемы. Он создавал новаторские композиции, исследовал анатомию, чтобы точно представить человеческое тело, рассмотрел человеческую психику, чтобы проиллюстрировать характер, и экспериментировал с методами изображения пространства и трехмерных объектов на двухмерной поверхности. Результатом его неиссякаемой любознательности является множество незаконченных проектов, а также некоторые из самых реалистичных, сложных и нежных изображений человеческой природы. Его эксперименты повлияли на искусство его преемников и часто становились стандартом изображения в последующие века. После его смерти в 1519 г.Леонардо оставил много тетрадей, заполненных заметками и набросками, но очень мало законченных работ. Некоторые из его произведений были завершены ассистентами, но другие были утеряны, уничтожены или закрашены. Ниже приведены 10 примеров некоторых из его самых известных сохранившихся работ.
Мона Лиза (ок. 1503–1519)
Леонардо да Винчи: Мона Лиза © Everett-Art/Shutterstock.com в Лувр каждый день, многие из которых очарованы таинственным взглядом и загадочной улыбкой натурщика. Обычный, казалось бы, портрет молодой женщины, скромно одетой в тонкую вуаль, в мрачных тонах и без украшений, тоже может сбить с толку зрителей, которые могут задаться вопросом, к чему вся эта суета. Простота картины противоречит таланту Леонардо к реализму. Мягко смоделированное лицо субъекта показывает его умелое обращение с сфумато, художественной техникой, в которой для моделирования формы используются тонкие градации света и тени, а не линии. Изящно расписанная вуаль, искусно сделанные локоны и тщательная прорисовка сложенной ткани свидетельствуют о неутомимом терпении Леонардо в воссоздании своих заученных наблюдений. Более того, недоумевающее выражение лица натурщика только добавляет ей реалистичности. Ее улыбка может быть привлекательной или насмешливой — зрители не могут этого понять, потому что, как и человек, она — сложная фигура, одновременно воплощающая в себе противоположные характеристики.
Тайная вечеря (ок. 1495–1498)
Леонардо да Винчи: Тайная вечеря Images Group/REX/Shutterstock.com
Одна из самых известных картин в мире, Тайная вечеря 040093 был заказан Людовико Сфорца, герцогом Миланским и покровителем Леонардо во время его первого пребывания в этом городе, для доминиканского монастыря Санта-Мария-делле-Грацие. Описывая последовательное повествование, Леонардо иллюстрирует несколько тесно связанных моментов в Евангелиях, в том числе Матфея 26: 21–28, в котором Иисус объявляет, что один из апостолов предаст его, а затем учреждает Евхаристию. Леонардо, который был заинтригован тем, как характер человека может проявляться в позе, выражении лица и жестах, изобразил уникальную реакцию каждого ученика на заявление. Позы апостолов поднимаются, опускаются, вытягиваются и переплетаются, когда они, кажется, шепчут, кричат, скорбят и спорят вокруг Иисуса, который безмятежно сидит в центре. Из-за экспериментальной техники живописи Леонардо, в которой он использовал темперную или масляную краску на двух слоях подготовительного грунта, работа начала распадаться вскоре после того, как он ее закончил. Зрители, однако, все еще могут распознать его как сложное исследование разнообразных человеческих эмоций, раскрытых в обманчиво простой композиции.
Витрувианский человек (ок. 1490)
Леонардо да Винчи: Витрувианский человек Creatas/Getty Images
Рисунок Леонардо, сделанный пером и тушью, из записных книжек многих Ви0004 под рукой в зрелые годы. Он сопровождается примечаниями, написанными зеркальным шрифтом, об идеальных пропорциях человека, которые римский архитектор Витрувий изложил в книге по архитектуре I века до н.э. Рисунок иллюстрирует теорию Витрувия о том, что идеальный человек может вписаться в круг и квадрат, две несовместимые формы. Леонардо решил эту концепцию, нарисовав мужскую фигуру в двух наложенных друг на друга положениях: одно с вытянутыми руками, чтобы поместиться в квадрат, а другое с расставленными ногами и руками по кругу. Работа показывает не только стремление Леонардо понять значимые тексты, но и его желание расширить их. Он не был первым, кто проиллюстрировал концепции Витрувия, но его рисунок позже стал самым знаковым, отчасти потому, что его сочетание математики, философии и искусства казалось подходящим символом эпохи Возрождения. Рисунок сейчас находится в Галерее Академии в Венеции, где он обычно не выставляется, а хранится в архиве с контролируемым климатом.
Автопортрет (ок. 1490/1515–16)
Леонардо да Винчи: автопортрет Photos.com/Jupiterimages
длинные волнистые волосы и борода были воспроизведены до такой степени, что определяют, как большинство людей думают о внешности Леонардо. Тем не менее, некоторые ученые утверждают, что фигура с ее резкими чертами лица, нахмуренными бровями и опущенными глазами выглядит намного старше того возраста, которого когда-либо достиг Леонардо; Леонардо умер в возрасте 67 лет. Они предполагают, что рисунок может быть одним из его гротескных рисунков, набросков, которые он обычно делал в своих записных книжках людей с эксцентричными чертами лица. Кого бы ни изображал портрет, это отход от часто пленительных сюжетов Леонардо, но ему удалось наполнить фигуру благородством и мудростью зрелого возраста. 9 Giraudon/Art Resource, New York Богородица в скалах в Лувре первая из двух картин Леонардо на основе апокрифической легенды, в которой Святое Семейство встречает святого Иоанна Крестителя, когда они бегут в Египет от Иродовой резни невинных. Леонардо был вовлечен в многолетние судебные тяжбы с Братством Непорочного Зачатия, которое заказало работу, и спор в конечном итоге привел Леонардо к написанию другой версии предмета около 1508 года, которая сейчас находится в Национальной галерее Лондона.
На первой картине показано, как Леонардо открыл Высокое Возрождение. Ранние картины этого периода часто изображали фигуры в линейном порядке, отдельные друг от друга и неподвижные по форме. Однако в «Мадонна в скалах» фигуры Девы Марии, Младенца Христа, младенца Иоанна и архангела расположены пирамидальной композицией и не только убедительно занимают пространство, но и взаимодействуют друг с другом посредством жесты и взгляды. Юная Мария сидит на земле среди таинственного скалистого пейзажа, а не на троне, как ее изображали на многих картинах раннего Возрождения. Ее тело движется — кажется, что оно покачивается, когда она покровительственно наклоняет голову к младенцу Иоанну, который стоит на коленях в молитве слева, и она выглядит так, как будто подталкивает его к Младенцу Христу справа. Иисус, в свою очередь, благословляет Иоанна, как архангел, видимый в сложной позе со спины, указывает на Иоанна и непостижимо смотрит на зрителя. Леонардо также заметно исключил традиционные святые сигнификаторы — нимбы для Марии и Христа и посох для Иоанна — так что Святое Семейство кажется менее божественным и более человечным.
Голова женщины (1500–10)
Леонардо да Винчи: Голова женщины © Alfredo Dagli Orti/REX/Shutterstock.com
Рисунок головы женщины 900, маленькая кисть с пигментом, изображает молодую женщину с наклоненной головой и опущенными глазами. Ее поза напоминает Деву Марию из картины Леонардо « Дева в скалах» , что позволяет предположить, что рисунок мог служить моделью. Прозвище рисунка, La scapigliata 9.0004 переводится как «растрепанный» и относится к непослушным прядям волос молодой женщины. Свободно нарисованные усики и плечи контрастируют с тщательно проработанным лицом, где Леонардо мягко смоделировал тонкие черты женщины, от ее тяжелых век до ее нежных губ. Он раскрывает плавные методы работы Леонардо, используя как выразительный рисунок для создания формы, так и контролируемое наслоение для обеспечения детализации.
Дама с горностаем (ок. 1489–1491)
Леонардо да Винчи: Дама с горностаем © ALIK KEPLICZ/AP/REX/Shutterstock.com
Многие искусствоведы идентифицируют юную женщину в Дама с горностаем как Сесилию Галлерани, любовницу покровителя Леонардо Людовико Сфорца, герцога Миланского . Горностай часто использовался как эмблема герцога. Женщина поворачивает голову вправо, ее блестящие глаза как будто направлены на что-то за кадром. Хотя картина была сильно закрашена, особенно темный фон, она, тем не менее, показывает знание Леонардо анатомии и его способность изображать характер в позе и выражении. Он улавливает юность и добродушие девушки в ее бесхитростных чертах, внимательном взгляде и нежных объятиях горностая, который царственно и настороженно сидит, склонив голову набок. Ее тонкая рука обнажает сложную костную структуру под кожей, точно так же, как голова горностая предполагает наличие черепа под тонко нарисованным мехом.
Спаситель мира (ок. 1500 г.)
Леонардо да Винчи: Спаситель мира Спаситель мира») попала в заголовки газет в 2017 году, когда была продана на аукционе за рекордную сумму в 450,3 миллиона долларов. Высокая цена была тем более удивительной, если учесть, что Salvator Mundi находился в плохом состоянии, имел сомнительную историю, а его атрибуция была предметом споров среди ученых и критиков. Многие ученые мужи отмечали плохое мастерство изображения лица Иисуса; жесткая поза, так непохожая на характерные извивающиеся позы мастеров эпохи Возрождения; и неубедительное изображение стеклянного шара, который, если бы он был сплошным, отражал бы искаженное изображение его держателя — оптический трюк, о котором Леонардо знал бы. Аукционный дом Christie’s, организовавший продажу, отклонил критику, отметив, что любое отсутствие мастерства было результатом серьезной реставрации в предыдущие века, и указал на мягкое моделирование правой руки Иисуса и изящность его тугих локонов, обе характеристики это напоминало технику Леонардо. Аукционный дом также утверждал, что реставраторы подтвердили, что картина была сделана из тех же материалов, которые использовал бы Леонардо, в частности, ультрамарина, дорогого высококачественного синего пигмента, который часто предназначался исключительно для виртуозов. Споры об атрибуции продолжались и после продажи, но интерес к работе и крупная сумма, уплаченная на аукционе, свидетельствовали о непреходящей известности Леонардо и его влиятельном положении в каноне истории искусства спустя пять столетий после его смерти.
Джиневра де Бенчи (ок. 1474/78)
Леонардо да Винчи: Джиневра де Бенчи Предоставлено Национальной галереей искусств, Вашингтон, округ Колумбия (Фонд Эйлсы Меллон Брюс; номер доступа 1967). .a)
Находящийся в Национальной галерее искусств в Вашингтоне, округ Колумбия, портрет Джиневры де Бенчи — единственная картина Леонардо, публично выставленная в Западном полушарии. Это одна из самых ранних работ Леонардо, законченная, когда ему было чуть за 20, и демонстрирующая некоторые из нетрадиционных методов, которые он использовал на протяжении всей своей карьеры. Вдохновленный своими северными современниками, Леонардо нарушил традицию, изобразив торжественную молодую женщину в позе в три четверти, а не в обычном профиле, и, таким образом, он, возможно, был первым итальянским художником, нарисовавшим такую композицию. Он продолжал использовать вид в три четверти во всех своих портретах, включая Мона Лиза , и он быстро стал стандартом для портретной живописи, настолько вездесущим, что сегодня зрители воспринимают его как должное. Леонардо, возможно, также использовал свои пальцы, когда краска была еще липкой, чтобы смоделировать лицо Джиневры, о чем свидетельствуют отпечатки пальцев, обнаруженные на поверхности краски.
На оборотной стороне картины венок из лавра и пальмы окружает ветку можжевельника ( ginepro по-итальянски — игра слов от имени натурщика), а свиток с латинской фразой «красота украшает добродетель» обвивает каждую флоры. Усеченный вид обратной стороны предполагает, что картина могла быть срезана внизу, возможно, из-за повреждения водой или огнем. Некоторые ученые предполагают, что на портрете на аверсе должны быть изображены руки Джиневры, и предполагают, что эскиз рук и кистей с помощью серебряной иглы, хранящийся в Виндзорском замке, мог служить предварительным рисунком.
Богородица с младенцем и святой Анной (ок. 1503–1519)
Леонардо да Винчи: Богородица с младенцем и святой Анной Фотография предоставлена Giraudon—Art Resource, New York
Некоторые ученые считают, что « Богородица с младенцем и святой Анной » была последней картиной Леонардо, и в этой работе он использовал многие условности, которые он установил на протяжении всей своей карьеры, чтобы изобразить три поколения Святого Семейства — Святую Анну, ее дочь, Богородицу. Мария и Младенец Христос. Анна, на вершине пирамидальной композиции, наблюдает за Марией, которая сидит у нее на коленях, пока Богородица нежно удерживает Младенца Христа от восхождения на ягненка. В отличие от знающего младенца Леонардо, изображенного в Дева в Скале , фигура Христа в Богородица с Младенцем и Святой Анной выглядит невинно, демонстрирует игривое юношеское поведение и показывает доверчивое выражение, когда он отвечает взглядом своей матери. Взаимодействие между фигурами кажется интимным и раскрывает способность Леонардо изображать убедительные человеческие отношения.
Картина также свидетельствует о давнем интересе Леонардо к правдоподобному изображению трехмерного пространства на двухмерной поверхности. Как и на многих картинах Леонардо, фигуры сидят среди фантастического пейзажа. Используя воздушную перспективу, технику, о которой он писал в своих Трактат о живописи , Леонардо создал иллюзию расстояния, нарисовав скалистые образования на заднем плане так, чтобы они казались серо-голубыми и менее детализированными, чем пейзаж на переднем плане. Он использовал эту технику во многих пейзажах своих ранних работ, в том числе Мона Лиза и Дева в скалах .
Леонардо да Винчи | Биография, искусство, картины, Мона Лиза, рисунки, изобретения, достижения и факты
Леонардо да Винчи: автопортрет
Смотреть все медиа
- Дата рождения:
- 15 апреля 1452 г.
Италия
- Умер:
- 2 мая 1519 г. (67 лет)
Франция
- Известные работы:
- «Битва при Ангиари»
«Последний ужин»
«Леда»
«Мона Лиза»
«Портрет Джиневры де Бенчи»
«Св. Джером”
«Мадонна Бенуа»
«Дева скал»
«Трактат о живописи»
«Богоматерь с младенцем и святой Анной»
- Механизм/стиль:
- Раннее Возрождение
эпоха Возрождения
- Предметы изучения:
- картина
перспектива
пропорция
космология
механика
Просмотреть весь связанный контент →
Популярные вопросы
Чем известен Леонардо да Винчи?
Леонардо да Винчи был художником и инженером, наиболее известным своими картинами, особенно Мона Лиза (ок. 1503–1519) и Тайная вечеря (1495–1498). Его рисунок Витрувианского человека (ок. 1490 г.) также стал культурной иконой. Леонардо иногда считают изобретателем танка, вертолета, парашюта и летательного аппарата, среди других транспортных средств и устройств, но более поздние ученые оспаривают такие утверждения. Тем не менее, записные книжки Леонардо свидетельствуют об остром уме, и его вклад в искусство, включая методы изображения пространства, трехмерных объектов и человеческой фигуры, невозможно переоценить.
Подробнее читайте ниже:
Искусство и достижения: Леонардо как художник-ученый
Мона Лиза
Узнайте больше о знаменитом портрете Леонардо да Винчи, Мона Лиза .
«Тайная вечеря»
Узнайте больше о знаменитой настенной росписи Леонардо да Винчи « «Тайная вечеря» ».
Сколько существует картин Леонардо да Винчи?
Общий объем работ Леонардо да Винчи в живописи на самом деле довольно невелик; сохранилось менее 20 картин, которые можно определенно отнести к нему, и некоторые из них незакончены. Две из его самых важных работ — Battle of Anghiari и Leda , ни один из них не завершен, они сохранились только в виде копий.
Подробнее ниже:
Искусство и достижения: Живопись и графика
10 известных произведений Леонардо да Винчи
Узнайте, какие из сохранившихся произведений Леонардо да Винчи являются самыми известными.
Каким был Леонардо да Винчи?
Леонардо да Винчи был описан как человек с добрым, но сдержанным характером и элегантной осанкой. Он был известен своей привередливостью в уходе за собой, аккуратной и подстриженной бородой в более позднем возрасте и одевался в яркую одежду в стиле, отвергающем современные обычаи. Писатель XVI века Джорджио Вазари указывал, что Леонардо мало заботился о деньгах, но был очень щедр по отношению к своим друзьям и помощникам. У него был чрезвычайно пытливый ум, и он прилагал огромные усилия, чтобы стать эрудированным в языках, естественных науках, математике, философии и истории, среди других предметов. Записи в его записных книжках предполагают, что он мог быть вегетарианцем, а также есть предположения, что он мог быть гомосексуалистом.
Подробнее читайте ниже:
Искусство и достижения: Леонардо как художник-ученый
Джорджио Вазари
Узнайте больше о Джорджо Вазари, авторе 16-го века, который написал серию биографий о художниках эпохи Возрождения, включая Леонардо да Винчи.
Какой была семья Леонардо да Винчи?
Родители Леонардо да Винчи не были женаты на момент его рождения недалеко от небольшой деревни Винчи в регионе Тоскана. Его отец, сер Пьеро, был флорентийским нотариусом и землевладельцем, а мать, Катерина, была молодой крестьянкой, которая вскоре после этого вышла замуж за ремесленника. Леонардо вырос в поместье семьи своего отца, где к нему относились как к «законнорожденному» сыну и он получил обычное для того времени начальное образование: чтение, письмо и арифметику. Леонардо никогда не был женат, но у него было много близких отношений с другими художниками и интеллектуалами, а также со своими помощниками.
Подробнее читайте ниже:
Жизнь и творчество
Тоскана
Узнайте больше о Тоскане, регионе, где родился и вырос Леонардо да Винчи.
У кого учился Леонардо?
Когда Леонардо было около 15 лет, его отец, пользовавшийся высокой репутацией во флорентийском обществе, отдал его в ученики к художнику Андреа дель Верроккьо. В знаменитой мастерской Верроккьо Леонардо получил многогранное образование, включавшее живопись и скульптуру, а также технические и механические искусства. Он также работал в соседней мастерской художника Антонио Поллайуоло, скульптора, художника, гравера и ювелира, который часто работал со своим братом Пьеро. В 1472 г. Леонардо был принят в гильдию живописцев Флоренции, но оставался в мастерской своего учителя еще пять лет, после чего работал во Флоренции самостоятельно до 1481 г.
Подробнее читайте ниже:
Жизнь и творчество
Андреа дель Верроккьо
Узнайте больше о художнике эпохи Возрождения Андреа дель Верроккьо, в мастерской которого Леонардо учился.
Братья Поллайоло
Узнайте больше о художнике эпохи Возрождения Антонио Поллайоло и его брате Пьеро, в мастерской которого Леонардо да Винчи работал молодым подмастерьем.
Сводка
Прочтите краткий обзор этой темы
Леонардо да Винчи , (итал. «Леонардо из Винчи») (родился 15 апреля 1452 г., Анкиано, недалеко от Винчи, Флорентийская республика [Италия] — умер 2 мая 1519 г., Cloux [теперь Clos-Lucé], Франция), итальянский художник, рисовальщик, скульптор, архитектор и инженер, чье мастерство и интеллект, возможно, больше, чем у любого другого деятеля, олицетворяли гуманистический идеал эпохи Возрождения. Его Тайная вечеря (1495–1498) и Мона Лиза (ок. 1503–1519) являются одними из самых популярных и влиятельных картин эпохи Возрождения. Его записные книжки раскрывают дух научного поиска и механическую изобретательность, опередившие свое время на столетия.
Исследуйте жизнь итальянского художника, архитектора, инженера и гуманиста Леонардо да Винчи.
Посмотрите все видео к этой статье. во многом на его безграничном стремлении к знаниям, которое руководило всем его мышлением и поведением. Художник по характеру и способностям, он считал свои глаза главным путем к познанию; Для Леонардо зрение было высшим чувством человека, потому что оно одно сообщало факты опыта немедленно, правильно и достоверно. Отсюда каждое воспринятое явление становилось предметом познания, и saper vedere («умение видеть») стало главной темой его исследований. Он применял свое творчество во всех областях, где используется графическое изображение: он был художником, скульптором, архитектором и инженером. Но он пошел даже дальше этого. Он использовал свой превосходный интеллект, необычайную наблюдательность и мастерство в искусстве рисования для изучения самой природы, направление исследований, которое позволило ему процветать в двойном стремлении к искусству и науке.
Жизнь и творчество
Ранний период: Флоренция
Родители Леонардо не были женаты на момент его рождения. Его отец, сер Пьеро, был флорентийским нотариусом и землевладельцем, а мать, Катерина, была молодой крестьянкой, которая вскоре после этого вышла замуж за ремесленника. Леонардо вырос в поместье семьи своего отца, где к нему относились как к «законнорожденному» сыну, и он получил обычное для того времени начальное образование: чтение, письмо и арифметику. Леонардо серьезно не изучал латынь, ключевой язык традиционного обучения, до тех пор, пока намного позже не приобрел практические знания о нем самостоятельно. Он также не занимался высшей математикой — высшей геометрией и арифметикой — до 30 лет, когда начал изучать ее с прилежным упорством.
Художественные наклонности Леонардо, должно быть, проявились рано. Когда ему было около 15 лет, его отец, пользовавшийся высокой репутацией во флорентийском обществе, отдал его в ученики к художнику Андреа дель Верроккьо. В знаменитой мастерской Верроккьо Леонардо получил многогранное образование, включавшее живопись и скульптуру, а также технические и механические искусства. Он также работал в соседней мастерской художника Антонио Поллайуоло. В 1472 году Леонардо был принят в гильдию художников Флоренции, но оставался в мастерской своего учителя еще пять лет, после чего работал во Флоренции самостоятельно до 1481 года. Сохранилось великое множество великолепных рисунков пером и карандашом того периода. , в том числе множество технических зарисовок, например, насосов, боевого оружия, механических устройств, которые свидетельствуют о интересе Леонардо к техническим вопросам и его знании даже в начале его карьеры.
Викторина «Британника»
Назовите этого художника!
Сможете ли вы отличить Моне от Мане?
Первый миланский период (1482–1499)
В 1482 году Леонардо переехал в Милан, чтобы служить на службе у городского герцога — неожиданный шаг, если учесть, что 30-летний художник только что получил свои первые значительные заказы от своего родной город Флоренция: незаконченное панно «Поклонение волхвов» для монастыря Сан-Донато-а-Скопето и алтарная картина для капеллы св. Бернара в Палаццо делла Синьория, которая так и не была начата. То, что он отказался от обоих проектов, кажется, указывает на то, что у него были более серьезные причины покинуть Флоренцию. Может быть, довольно утонченный дух неоплатонизма, царивший во Флоренции Медичи, шел вразрез с ориентированным на опыт умом Леонардо и привлекала его более строгая, академическая атмосфера Милана. Более того, его, несомненно, привлекал блестящий двор герцога Людовико Сфорца и ожидавшие его там важные проекты.
Леонардо провел 17 лет в Милане, до падения Людовико от власти в 1499 году. Он числился в реестре королевского двора как pictor et ingeniarius ducalis («художник и инженер герцога»). Изящный, но сдержанный характер Леонардо и элегантная осанка были хорошо приняты в придворных кругах. Пользуясь большим уважением, он был постоянно занят как живописец и скульптор, а также как оформитель придворных празднеств. С ним также часто консультировались в качестве технического советника в области архитектуры, укреплений и военных вопросов, и он работал инженером-гидравликом и механиком. Как и на протяжении всей своей жизни, Леонардо ставил перед собой безграничные цели; если проследить контуры его творчества за этот период или за его жизнь в целом, то так и хочется назвать это грандиозной «неоконченной симфонией».
Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту.
Подписаться сейчас
Как художник, Леонардо выполнил шесть работ за 17 лет в Милане. (Согласно современным источникам, Леонардо было поручено создать еще три картины, но эти работы с тех пор исчезли или так и не были выполнены.) Примерно с 1483 по 1486 год он работал над алтарной картиной «Мадонна в скалах» , проектом, который привело к 10-летнему судебному разбирательству между Братством Непорочного Зачатия, которое заказало его, и Леонардо; по неопределенным причинам этот юридический спор побудил Леонардо создать еще одну версию работы примерно в 1508 году. В этот первый миланский период он также создал одну из своих самых известных работ — монументальную настенную роспись 9. 0003 Тайная вечеря (1495–98) в трапезной монастыря Санта-Мария-делле-Грацие (для более подробного анализа этой работы см. ниже Тайная вечеря ). Также следует отметить декоративную роспись потолка (1498 г.), которую он сделал для Зала делле Ассэ в миланском замке Сфорцеско.
В этот период Леонардо работал над грандиозным скульптурным проектом, который, видимо, и был причиной его приглашения в Милан: монументальная конная статуя из бронзы, воздвигнутая в честь Франческо Сфорца, основателя династии Сфорца. Леонардо посвятил этой задаче 12 лет — с перерывами. В 1493 глиняная модель лошади была выставлена на всеобщее обозрение по случаю бракосочетания императора Максимилиана с Бьянкой Марией Сфорца, и были сделаны приготовления для отливки колоссальной фигуры, которая должна была быть 16 футов (5 метров) в высоту. Но из-за неминуемой опасности войны металл, готовый к заливке, вместо этого использовали для изготовления пушек, в результате чего проект был остановлен.
Leave a Reply