Баленсиага показ: Новый показ Balenciaga

Новый показ Balenciaga

T

МОДА•МУДБОРД

Текст: НАСТЯ СОТНИК, Мария Бессмертная

Показ Демны Гвасалии в очередной раз стал важнейшим событием Парижской недели моды. В прошлом сезоне нас ждала снежная буря — в этот раз наступила оттепель, но легче не стало: модели буквально утопали в грязи, чтобы показать нам чистое искусство. 

Демна Гвасалия продолжает осмыслять конфликт между Украиной и Россией через призму собственного опыта беженца. Его показ весна—лето 2023 — высказывание о том, что никто и ничто не пройдет бесследно через это тяжелое, трагическое, грязное время. В результате, зал в котором проходил показ напоминал не то траншею, не то могилу, в которой мы уже все оказались. «Я попробовала грязь рукой — она была настоящая, включая камни и грязные лужи», — рассказывает муза и близкая подруга Гвасалии Рената Литвинова. Показ открыл Канье Уэст, но, кажется, виральным это шоу стало бы и без его участия. В окопах все равны, так что Йе безропотно шел вместе с другими моделями по лужам, и брызги грязной воды пачкали все, от блестящих клогов до подолов вечерних платьев. Зрелище завораживающее, шокирующее, депрессивное, ироничное, монструозное.

«Носферату модернизм», — назвал увиденное на Balenciaga искусствовед и арт-критик New York Magazine Джерри Зальц у себя в соцсетях, предположив, что над сет-дизайном работал испанский художник Сантьяго Сьерра, чья инсталляция «Дом грязи» гремела в 2005 году. Спустя некоторое время бренд подтвердил эти предположения, добавив, что сценографию Сьерра создавал вместе с берлинским архитектурным бюро Sub. А характерный «запах сырости и грязи» разработала норвежская художница Сиссель Толаас, специализирующаяся на работе с ароматами и давно сотрудничающая с Гвасалией. Этот опыт грязной работы — далеко не первый пример в современном искусстве. Самое время вспомнить, как грязь становилась холстом и инструментом для того же Сьерры, Пины Бауш и других первопроходцев.

нажмите на имя художника чтобы узнать подробности 

В 1955 году в токийском музее современного искусства Охара прошла первая выставка группы «Гутай». 28 молодых художников, которые в начале 1950-х, вдохновившись американским экспрессионизмом и Джексоном Поллоком в частности, решили привить его «живопись действия» или «живопись-перформанс» в Японии. В их манифесте говорилось: «Искусство „Гутай“ не преобразует материал, искусство „Гутай“ дает ему жизнь». Они же были пионерами хэппенингов и перформансов. На выставке 30-летний член группы Кадзуо Сирага, который после нее проснется знаменитым, трижды устраивал во дворе музея перформанс «Вызов грязи». Обнаженное тело художника, который раздевался на глазах у публики и погружался в глину и мокрую землю и с помощью нее лепил живую скульптуру, было символом нового мира и его героев. Сирага, как голем или чудовище Франкенштейна, протестовал против своих «творцов» — довоенного тоталитарного и фашистского общества. Новый человек и новый художник был рожден, а сам Сирага, спустя пятнадцать лет, будучи уже международной звездой, на год ушел из искусства, чтобы жить послушником при буддийском монастыре Энряку-дзи в Токио.

Великая танцовщица и хореограф, наследница традиций немецкого экспрессионизма и американских модернистов, поставила «Весну священную» Стравинского в 1975 году, только-только возглавив труппу в Вуппертале, с которой она создаст свои главные спектакли. «Весна» Бауш оказалась для современников не меньшим шоком, чем первая «Весна», поставленная в 1913 году протеже Сергея Дягилева Вацлавом Нижинским. Если в начале ХХ века Нижинского и компанию, говоря современным языком, пытались обвинить в пропаганде порнографии, то про Бауш никто и не знал, что говорить. Предельно натуралистичная постановка, в которой сцена была засыпана торфом, а в зале пахло мокрой землей и потом, долго рассматривалась в качестве феминистского высказывания: танцовщицы, одетые в прозрачный шифон и обмазанные грязью, безусловно представляли новый образ женщины. Однако Бауш работала тоньше и хотела, конечно, большего: из уже классического балета, в неопытных руках превращавшегося в лубок, она убрала весь фольклор и оставила только ритуальную составляющую. «Весна священная» Бауш — это буквально мистерия, современный обряд жертвоприношения.

Пина Бауш

«Весна священная», 1975

Кадзуо Сирага 

«Вызов грязи», 1955 

Испанский мастер перформанса, лэнд- и боди-арта в 2005 году завалил грязью и торфом центр современного искусства Kestner Gesellschaft в Ганновере. Работа была итогом размышления художника об истории озера Маш, искусственно созданного в центре города в середине 1930-х. Проект, который готовился больше десяти лет, был витриной национальной программы помощи безработным — жемчужиной пропагандистской кампании НСДАП. Права рабочих, впрочем, не интересовали тогда никого — зарплата едва превосходила минимальное пособие по безработице, а об условиях труда и говорить нечего: на стройке регулярно погибали люди. Зато их права, как и права любых маргинализированных групп современного общества, волнуют Сьерру (в перформансах Сьерры принимали участие и наркозависимые люди, и бездомные). Посетителям Kestner Gesellschaft художник предложил ненадолго пройти по пути этих рабочих — всем зрителям выдавались резиновые сапоги (по инсталляции можно было ходить и босиком), так следы публики становились частью работы.

Английский театр рос из грязи во вполне буквальном смысле — странствующие актеры XVI века играли во дворах трактиров (отсюда и архитектура знаменитого «Глобуса»). Современные знатоки Шекспира это помнят и демократические традиции чтут. Когда в 2013 году Кеннет Брана, который сыграл или поставил за свою карьеру, кажется, все пьесы великого барда, после почти десятилетнего перерыва триумфально возвращался к его текстам, событие было решено обставить с максимальной аутентичностью. В «Макбете» он не только играл главную роль, но и выступал в качестве режиссера — на пару со звездным Робом Эшфордом, который на Бродвее ставил «Кошку на раскаленной крыше» со Скарлетт Йоханссон и значится режиссером киноадаптации «Бульвара Сансет», где к своей главной роли должна вернуться Гленн Клоуз. Спектакль впервые показали в церкви Святого Петра в Манчестере, которую завалили грязью, — все герои «шотландской пьесы» о жестокой и лживой природе политической власти утопали в импровизированном болоте. С особым интересом на следующий год публика следила за американскими гастролями спектакля: когда «Макбета» триумфально привезли в Нью-Йорк, The New Yorker в восторге писал: «Если вы сидите в первых рядах, не надейтесь уйти чистенькими».

Сантьяго Сьерра

«Дом грязи», 2005

Роб Эшфорд

и Кеннет Брана

«Макбет», 2013

{«width»:1200,»column_width»:75,»columns_n»:16,»gutter»:0,»line»:40}false7671300falsetruetrue{«mode»:»page»,»transition_type»:»slide»,»transition_direction»:»horizontal»,»transition_look»:»belt»,»slides_form»:{}}{«css»:».editor {font-family: tautz; font-size: 16px; font-weight: 400; line-height: 21px;}»}

Лучшие материалы The Blueprint — в нашем
телеграм-канале. Подписывайтесь!

//= $articleUrl; ?>

теги:
МУДБОРД

читайте также

На шоу Balenciaga моделям пришлось дефилировать по колено в грязи. Что стало с вещами к концу шоу?

Красота требует жертв?

Grazia

Теги:

актуальноеграция

Испачканные в грязи сапоги и подолы платьев — это не только российская осень, но и показ новой коллекции Balenciaga. Шоу бренда прошло в Париже в рамках Недели моды, и креативный директор Демна Гвасалия в очередной раз удивил гостей сет-дизайном. Вместо подиума модели дефилировали по лужам. Но это еще не все сюрпризы: шоу открыл Канье Уэст. Вот это действительно неожиданный модельный дебют.

В коллекции появились костюмы в стиле оверсайз и облегающие макси — Balenciaga представляют новые вариации этих моделей практически каждый сезон. Также Демне отлично удается создавать провокационные модели, которые сразу становятся хитами. На этот раз Balenciaga презентовали целую линию необычных сумок: от моделей-рукавов, которые решают проблему со спадающими лямками, до аксессуаров в форме плюшевых мишек и кукол. Одной из самых интересных сумок стал прозрачный тоут.

Показ Balenciaga

Демна уже несколько сезонов «заигрывает» с вещами, с которыми каждый сталкивается в быту: дизайнер превращает их в дорогие аксессуары. И на сей раз Гвасалия показал сумку в виде пачки чипсов. Намеки, что такая модель будет фигурировать в коллекции, появились еще несколько месяцев назад, когда на выпускном Антверпенской академии изящных искусств Демна появился с пачкой Lays в руках.

Показ Balenciaga

Не обошлось и без креативной обуви. Следующим летом французский модный Дом предлагает делать ставку на мюли с острым мысом, отсылающие к восточной эстетике. Подобными парами были дополнены почти все луки.  Переосмыслил Демна и хорошо знакомые всем модели. Элементы дизайна it-сумки Cagole прежде использовались при создании сапог бренда. На этот же раз в коллекции появилось платье с такими же кожаными шнурками и заклепками, как на любимой инфлюенсерами модели.

Item 1 of 85

1 / 85

Коллекция Balenciaga Spring 2023 Ready-to-Wear

Оптимизм — это слово, которое мы снова и снова слышим в этом сезоне. За редким исключением, дизайнеры надели шоры и решили, что их работа — помочь нам избавиться от печалей мира и избавиться от отчаяния. Не Демна из Balenciaga. Рост неравенства, возвращение фашизма, вполне реальная угроза ядерной войны. Он выложил все это сегодня на своем постапокалиптическом шоу, пытаясь, я думаю, расшевелить нас.

За кулисами он назвал шоу дополнением к прошлому сезону. Когда снег тает, он превращается в грязь, и сегодня были буквально тонны грязи, нагроможденные по бокам пространства стадиона и вырытые, как воронки от бомб, в центре, инсценированные испанским художником Сантьяго Сьерра. Сырой запах разложения, созданный на заказ постоянным сотрудником Демны Сиссель Толаас, ударил нас в лицо.

Канье Уэст открыл шоу в тактической куртке и кожаных штанах с усиленными коленями, военной форме, бейсболке и каппе с логотипом. Последовавшая за этим разношерстная группа была, мягко говоря, грубоватой, их лица были избиты (часы в кресле для гримеров), а их одежда тоже выглядела старой и потрепанной (требующей «пары дней» больше, чем изготовление). первозданная роскошь, — сказал Демна). У некоторых были сумки, сделанные из плюшевых игрушек, которые выглядели так, будто прошли войну. Когда 75 моделей проехали круг по мокрой трассе, грязь забрызгала их голые лодыжки и промочила подол, а голландские сабо, напечатанные на 3D-принтере, не могли сравниться с грязью.

У Демны был собственный опыт войны — он бежал из Грузии со своей семьей, когда ему было 10 лет. То, что он был геем, усугубляло его трудности. «Мне казалось, что меня ударили по лицу за то, кто я есть, — сказал он, — но ты должен встать и продолжать идти, что-то вроде крестового похода, цель которого — узнать, кто ты есть, и защитить это». Он назвал это «очень моим шоу».

В нем было много толстовок с граффити и потрепанных джинсов, но была и вечерняя одежда из облегающего трикотажа или гламурных складок. Это были выжившие, несмотря ни на что, что Демна сделал, отправив людей с переносками для младенцев, подпертыми устрашающе реалистичными куклами. «Конечно, я оптимист, но сейчас я не могу быть слишком оптимистичным», — сказал он. «Я думаю, что это шоу на самом деле очень многое выражает — музыка, декорации, оно говорило о моменте, в котором мы живем». Саундтрек от BFRND был на самом деле довольно ужасающим.

В завершение Демна прислала платье, сшитое из частей черных сумок Balenciaga Lariat, шедевр, который также указывал на нашу отвратительную привычку к чрезмерному потреблению. Помните, он отправил все до последней детали в грязь, «кощунство» по меркам роскоши. Использование моды для комментирования кризисов, которые преследуют нас, — непростое дело. Конечно, Демна хочет, чтобы мы ходили по магазинам, и, конечно, его боссы тоже. Но когда приходит время тратить, я ставлю деньги на парня, который оглядывается и приходит в ужас, а не на лунатиках.

Это слайд-шоу было отредактировано.

От этого показа Balenciaga никуда не деться.

От этого показа Balenciaga не убежать. | AnOtherBalenciaga Spring/Summer 2023Courtesy of Balenciaga

Демна не воспринимает иерархию, слои влияния — он сознательно не ищет того, что некоторые могут назвать «низким», — его интересует индивидуальность, — пишет Александр Фьюри из Balenciaga Summer 2023 показать

TextAlexander Fury

Ведущее изображениеBalenciaga Spring/Summer 2023Courtesy of Balenciaga

Существует галльское выражение nostalgie de la boue, которое буквально переводится как «ностальгия по грязи», описывающее влечение и увлечение низкой культурой, опытом и деградацией. . Интересно, думал ли Демна об этом, когда собирал свое шоу Balenciaga , которое проходило вокруг гигантского слоя грязи, искусственно ароматизированной художником-ароматизатором Сиссел Толаас, чтобы вонять землей. Этот запах прилипал к тебе, к твоей одежде еще несколько дней. От этого показа Balenciaga нельзя было убежать.

75Balenciaga Весна/Лето 2023

Это подходящая метафора для выражения влияния Демны. Ностальгия де ля бу связана с его собственными вкусами и философией, сочетая элементы, почерпнутые с улиц, с представлениями о высокой моде, которые оказали глубокое влияние на моду за последнее десятилетие — его формы, его декоративные мотивы, его навязчивые идеи — все это часть его общий язык моды сейчас.

На бумаге эта идея не кажется такой уж новой, но когда мода выуживает рыбу из канавы, она обычно вызывает разреженный набор отсылок, очищенных и часто историзированных — панки 19-го века.70-е, гранж 1990-х, приемлемый набор модных «улиц», с которыми мы все знакомы и поэтому не находим их такими уж шокирующими. Улицы Демны брутальны, суровы и совершенно современны — в низкой культуре, которую он сочетает со снобистской репутацией Баленсиаги, есть резкость, гадость. А в своих заметках к шоу он заявил, что декорации шоу были «метафорой поиска правды и приземленности». Это чувствуется как в Демне, так и в его работе. В прошлом сезоне правда, которую он решил показать, была жестокой и трудной для восприятия — многие задавались вопросом, следует ли вообще показывать ее в контексте моды, что, как я подозреваю, является признаком высокой моды. И его влияние продолжает резонировать.

Balenciaga Spring/Summer 2023Courtesy of BalenciagaBalenciaga Spring/Summer 2023Courtesy of Balenciaga

На этот раз комментарий Демны был посвящен индивидуализму. Вот почему его шоу не содержало фотороботов субкультурных деятелей, а было как бы населено реальностью. И настоящие люди действительно носят рваные джинсы, хотя различные средства массовой информации истерически реагируют, когда это расширяется и преувеличивается, как это сделала Balenciaga в начале этого года со своими намеренно сильно изношенными кроссовками. Разорванные, испачканные и изношенные вручную, они требовали многочасовой работы — такого же трудоемкого труда, который обычно требуется, скажем, для расшивания вечернего платья блестками или пошива смокинга. «Помещать роскошную моду в коробку с безупречным, эксклюзивным и визуально дорогим — это ограниченная и довольно старая школа», — написал Демна. С помощью этого шоу он, казалось, спрашивал: почему одно достойнее, более желанно, чем другое? Они оба не могут существовать? Разве нет оснований для обоих?

Конечно, задавать такие вопросы в рамках дома высокой моды иногда воспринимается как ересь. Так же как и идея дорогого расшитого бисером платья, волочащегося по грязи, которую также предложил Демна — форма разрушения в союзе с его изорванными кроссовками, потертыми джинсами и ебанутыми куртками. Конечно, они представляют одежду мира, но также и то, что носит мир. А как насчет фетиша дизайнерской сумки — вековой дойной коровы моды — здесь расширенной до всего платья? С одной стороны, это была демонстрация превосходства Balenciaga в производстве изделий из кожи, но с S&M ощущением плети танцующих кожаных безделушек и ручек это также казалось отражением фетишизации роскоши сегодня.

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *