Фотограф man ray: Ман Рэй: художник-загадка, фотограф, дизайнер

ман рэй, man ray, фотограф, художник

«Я фотографирую вещи, которые мне не интересно рисовать», — так с немного пренебрежительным оттенком говорил Ман Рэй (1890-1976) о фотографии, но именно она и сделала его знаменитым. Он всячески пытался бунтовать против механических средств искусства, открывая всё новые и новые техники и изобразительные методы.

История в будущем знаменитого фотографа, художника и кинорежиссёра началась в 1897 году, когда семья Эммануэля Радницкого эмигрировала из Российской империи в Соединённые Штаты и поселилась в одном из районов Нью-Йорка – Бруклине. Мальчику тогда было 7 лет. Но только через 15 лет семья решилась взять себе фамилию Рэй во избежание антисемитских выпадов. Тогда же Эммануэль и выбрал себе имя Ман. И вскоре этому имени было суждено прославиться в качестве одного из самых влиятельных  деятелей искусства ХХ века.

Конечно, для Ман Рэя путь в искусстве начался с живописи, в которой он немало экспериментировал, пробуя себя в абстракционизме, кубизме, футуризме и дадаизме. Он стал первым художником, который применил в работе распылитель краски – аэрограф. И это средство рисования стало пользоваться немалой популярностью с его подачи. Но вскоре в его жизнь ворвалась фотография, хотя и достаточно обыденным образом. Использовать фотоаппарат для того, чтобы снимать свои работы, посоветовал молодому художнику известный фотограф, меценат искусства и владелец галереи «291» в Нью-Йорке Альфред Стиглиц. Именно он стал главным наставником для Ман Рэя в фотографии. Так, для него открылся новый вид искусства, хотя и от других он не отказывался. Ман Рэй продолжал писать полотна и создавать объекты «ready-made» наряду со знаменитым мастером дадаизма Марселем Дюшаном. Позже, его произведение «Объект для уничтожения» стало культовым творением дадаизма. Однако, после не слишком удачной попытки вместе с Дюшаном создать периодическое издание, посвящённое американскому дадизму, Ман Рэй решил изменить жизнь радикально. Он переехал в Париж в 1921 г., бросив напоследок острую фразу: «Дада не может жить в Нью-Йорке!»

В Европе Ман Рэй присоединился к отборным кругам авангардного искусства, сведя знакомство с Максом Эрнстом, Сальвадором Дали, Пабло Пикассо, Тристаном Тцара, Андре Бретоном, Полем Элюаром и многими другими. И выставки его пользовались популярностью, привлекая немало посетителей, но работы не имели коммерческого успеха.  В итоге, Ман Рэй был вынужден обратиться к фотографии как средству заработка, предлагая свои услуги друзьям-художникам. Он фотографировал их за работой и после неё, делал снимки их жён, детей, любовниц, приятелей и клиентов. Постепенно слава фотографа распространилась на весь Париж и даже за его пределы. Фотографироваться у Ман Рэя стало модно и престижно. Но поистине значимым событием для фотографа была встреча с королевой парижской богемы – Кики де Монпарнас, которая стала для него моделью, музой и любовницей. Именно она позировала Ман Рэю для одной из наиболее знаменитых его работ – «Скрипка Энгра». Это было одно из наиболее ранних и уникальных произведений в жанре сюр-фотографии.

20-е годы для Ман Рэя стали периодом непрекращающихся экспериментов, целью которых было запечатление образа, сохраняющего некоторую двойственность освещённого объекта. И именно свет стал главным материалом и темой его творчества. Так, с помощью  счастливого стечения обстоятельств, ним были открыты методы рэйографии и соляризации, которые придавали его работам почти мистическое звучание. Уникальность рэйографов заключалась ещё и в том, что они создавались без помощи камеры. Объекты размещались на поверхности неэкспонированной плёнки, которая затем освещалась краткой вспышкой. В результате кадры давали хорошо очерченные белые формы на тёмном фоне. А эффекта соляризации фотограф добивался благодаря повторной экспозиции негатива, трансформируя очертания предметов и лица людей.

Но в своей работе Ман Рэй не ограничивался лишь авангардной фотографией, а и считался одним из лучших фотографов для модных журналов, среди которых были Harperʹs Bazaar, Vogue, Vu и Vanity Fair.

Тем не менее, мастер был огорчён, что в Европе и Америке его знали преимущественно как фотографа, не отдавая должного его прочим художественным талантам. Из-за этого Ман Рэй на долгие годы забросил фотографию. Занимаясь в основном живописью и скульптурой, он делал лишь редкие исключения для фотоискусства. Несколько изменилась ситуация лишь когда в 1961 г. он получил золотую медаль Венецианского Фотобиеннале и позднее  провёл выставки в Париже и Лос-Анджелесе.

Ман Рэй в своём творчестве всегда вёл бесконечную игру различных форм, жанров и материалов, где фотография проникала в живопись и наоборот. Но при этом он говорил, что главной его целью была «не имитация одного художественного языка посредством другого, а стирание граней как между высоким и низким искусством, так и между различными медиа».

Автор статьи: Нонна Довбыш

Комментарии

Автопортрет Ман Рэя в перспективе и в ракурсе

Книги

№81

Материал из газеты

Повествуя о себе, знаменитый сюрреалист не только подробно описывает свои работы, но и в мельчайших деталях дает увлекательную панораму эпохи

Валерий Леденев

20.03.2020

Ман Рэй. «Черное и белое». 1926.

Фото: MAN RAY TRUST

Автобиография Ман Рэя (1890–1976), фотографа и художника, близкого к дада и сюрреалистам, увидела свет в 1963 году и не переиздавалась до конца 1990-х. Ее русский перевод впервые опубликован в издательстве «Клаудберри» вслед за воспоминаниями Надара, похожими на сборник авантюрно-мистической прозы, и Роберта Капы, писавшего о Второй мировой войне.

В ряду мемуарных публикаций, относящихся к первой половине ХХ века, «Автопортрет» выделяется тем, что сочетает в себе субъективное и историческое измерения. Книга пестрит фактами из истории модернизма, ман-рэевские трактовки которых, что удивительно, не отличаются от принятых искусствоведами, а также случаями из частной жизни художника и его окружения. Все это ловко перемешано на 500 страницах и способно увлечь читателей с самыми разными запросами и ожиданиями.

При этом Ман Рэй признается, что выстроить целостную канву истории не входило в его задачи, и факты он порой излагает частично и по верхам. Не упоминая дат, перепрыгивая через десятилетия и, увы, упуская подробности, о которых хотелось бы узнать именно от него. Например, как его имя Эммануэль Радницкий сократилось до емкого Ман Рэй. Зато описывает посещение Арсенальной выставки — Armory Show (1913), открывшей Америке европейский модернизм, рассказывает историю «Фонтана» Марселя Дюшана, не принятого как экспонат на Салон независимых (1917), а еще комментирует экспозицию Международной сюрреалистической выставки в Париже (1938) со множеством решений, не уступавших современным кураторским практикам.

Ман Рэй. Автопортрет. СПб.: Клаудберри, 2020. 504 с.

Почти половина книги посвящена встречам с людьми: писателями, художниками, богемой тех лет. Портретная галерея Ман Рэя — панорама характеров, местами гоголевского типа. Он восхищается всеми, о ком пишет, отзывается о них с уважением и ценит их работы. Однако наделяет героев долей странности, представляя их как талантливых, но часто нелепых чудаков. Бранкузи — романтичный затворник, живущий взаперти в мастерской в самом центре Парижа, стилизовавший себя под дикаря и страдающий перфекционизмом во всем. Дюшан — молчаливый нонконформист, замкнутый эрудит, увлеченный шахматами больше, чем миром вокруг, и ради очередной партии манкирующий супругой в первую брачную ночь. Пикабиа — талантливый неумеха, не вписывающийся в действительность и не умеющий нравиться людям.

По-настоящему объемно автор передает атмосферу и быт времени: затхлый и консервативный Нью-Йорк начала века; бушующий Париж эпохи кубизма и сюрреализма; жизнь Франции, поделенной нацистами на оккупированную и неоккупированную зоны, откуда ему чудом удается бежать; послевоенный Голливуд, где он на время обосновался, и особенности нравов его обитателей. В этих пассажах Ман Рэй не гнушается самыми мелкими деталями и дает возможность буквально подышать воздухом того времени.

Чего Ман Рэй не замечает, так это возникновения нового витка современности, связанного с американским модернизмом в лице Поллока со товарищи. Об их существовании он, кажется, не подозревает и живет мыслями о Париже, куда все-таки возвращается после войны.

Факты, им сообщаемые, не всегда полны, но справедлива ли такая критика в адрес книги, главным героем которой остается сам художник (это определение ему намного ближе, чем фотограф)? На ее страницах он подробно описывает свои картины и задумки к ним: живопись для него важнее фотографии, по поводу которой он жалуется, что коммерческие заказы отвлекают от занятий искусством, хотя и позволяют безбедно существовать. Подробно пересказывает сюжеты фильмов, снятых им и его друзьями в период увлечения кино, историю возникновения и содержание работ в технике соляризации и рэйограммы, сделавших его известным. Наконец, излагает содержание собственных статей, мало кому сегодня известных и посвященных по большей части борьбе с предрассудками вокруг современного искусства.

Текст, написанный Ман Рэем как художником, воскрешает в памяти десятки изображений. И после прочтения автобиографии остается ощущение, что побывал на виртуальной выставке, которую никогда не видел в реальности. 

Подписаться на новости

Выставки 2023 года: СССР, балет и юбилеи

Предстоящие в следующем году выставки не грешат однообразием, но в основном вынужденно обращаются к нашему проверенному и надежному наследию, иногда выворачивая к современному искусству или науке

23.12.2022

Назад в будущее: какие проекты нам обещают музеи в наступающем году

Невозможность обмена экспонатами с западными коллекциями и необходимость сохранять приличествующую эпохе спецоперации политкорректность — условия, в которых создаются новые выставки

07. 12.2022

В ГМИИ им. А.С.Пушкина пытаются заново объединить человечество

Выставка «Всеобщий язык» исследует формы человеческого общения, используя живопись, рукописи, книги и другие раритеты из собрания Пушкинского музея и еще двух десятков институций, государственных и частных, а также музыку и театр

15.12.2022

Старая живопись затерялась в волнах современного искусства

В мире, одержимом современным искусством, картинам старых мастеров не уделяется достаточно внимания. Декабрьские аукционы старого искусства в Лондоне подтверждают: успехом пользуются только выдающиеся — именем, сюжетом, качеством — работы

09.12.2022

Фламандская живопись иллюстрирует прихотливость вкусов и плоды кооперации

Выставка «Под знаком Рубенса» в музее «Новый Иерусалим» собирает рассыпанные по региональным и частным коллекциям шедевры и заодно знакомит со структурой европейского арт-рынка 400-летней давности

13. 12.2022

Александр Борода и Кристина Краснянская: «Мы не музей в классическом понимании этого слова»

Еврейский музей и центр толерантности отмечает десятилетие. The Art Newspaper Russia поговорила о достижениях и планах музея с его основателем и генеральным директором Александром Бородой и исполнительным директором Кристиной Краснянской

23.12.2022

Новое пространство Музея AZ открывается на Маросейке

Музей Анатолия Зверева AZ открывает новое, экспериментальное пространство в Москве символической выставкой, объединяющей художников разных поколений ХХ века: картины Федора Семенова-Амурского в рамах Игоря Шелковского

28.11.2022

Цитаты Ман Рэя

Оригинал — это творение, движимое желанием. Любое воспроизведение оригиналов мотивировано необходимостью. Удивительно, что мы единственный вид, который создает беспричинные формы. Творить — божественно, воспроизводить — человечно».

— Ман Рэй

У меня никогда не было цели записывать свои мечты, только решимость воплотить их в жизнь.

— Мэн Рэй

Творцу нужен только один энтузиаст, чтобы оправдать его».

— Ман Рэй

Конечно, всегда найдутся те, кто смотрит только на технику, кто спрашивает «как», а другие, более любопытные, будут спрашивать «почему». Лично я всегда предпочитал вдохновение информации».

— Ман Рэй

Я рисую то, что нельзя сфотографировать, то, что исходит из воображения, или из сновидений, или из бессознательного влечения».

— Мэн Рэй

Я фотографирую то, что не хочу рисовать, то, что уже существует».

— Ман Рэй

Одно из удовольствий гения — его сила воли и упрямство.

— Ман Рэй

Все критики должны быть убиты. ”

— Мэн Рэй

Не называйте это моим именем. Это просто документы, которые я делаю».

— Ман Рэй

Для меня художник если не самый полезный, то наименее вредный член нашего общества.

— Ман Рэй

  • Время обсерватории: Влюбленные

  • Загадка Исидора Дюкасса

  • Черно-белый

  • Поцелуй

  • Стеклянные слезы

  • Подарок

  • Пять фигурок

  • Эмак Бакиа

  • Вольер

  • Я не вижу (Женщину), спрятанную в лесу

  • Отъезд лета

  • Космическое письмо (Автопортрет)

  • Уравнение Шекспира

  • Электричество

  • Отъезд лета

  • Скрипка Энгра

  • Электричество

  • Молитва

  • Нью-Йорк

  • Объект для уничтожения

Ман Рэй | Американский фотограф и художник

Man Ray

Смотреть все медиа

Дата рождения:
27 августа 1890 г.
Филадельфия
Пенсильвания
Умер:
18 ноября 1976 г. (86 лет)
Париж
Франция
Основатель:
Анонимное общество
Известные работы:
«Анемическое кино»
«Виолон д’Энгрес»
«Объект, подлежащий уничтожению»
«Вернуться к разуму»
«Подарок»
Механизм/стиль:
Дада
Сюрреализм
готовый

Просмотреть весь связанный контент →

Man Ray , настоящее имя Эммануэль Радницкий (родился 27 августа 1890, Филадельфия, Пенсильвания, США — умер 18 ноября 1976, Париж, Франция), фотограф, художник и кинорежиссёр, единственный американец, сыгравший главную роль в как дадаизм, так и сюрреалистическое движение.

Сын еврейских иммигрантов — его отец был портным, а мать швеей — Радницкий вырос в Нью-Йорке, где изучал архитектуру, инженерное дело и искусство и стал художником. Уже в 1911 году он взял себе псевдоним Ман Рэй. В молодости он был постоянным посетителем «29 лет» Альфреда Штиглица. 1», где он познакомился с современными тенденциями в искусстве и рано получил признание в области фотографии. В 1915 году Ман Рэй познакомился с французским художником Марселем Дюшаном, и вместе они совместно работали над многими изобретениями и сформировали нью-йоркскую группу художников дадаизма. Как и Дюшан, Ман Рэй начал производить готовые коммерческие объекты, которые он называл произведениями искусства. Среди его самых известных реди-мейдов — The Gift (1921), утюг с рядом кнопок, приклеенных к основанию.

В 1921 году Ман Рэй переехал в Париж и стал ассоциироваться с парижскими дадаистскими и сюрреалистическими кругами художников и писателей. Вдохновленный освобождением, продвигаемым этими группами, он экспериментировал со многими средствами массовой информации. Его эксперименты с фотографией включали в себя открытие того, как делать «бескамерные» снимки, или фотограммы, которые он назвал rayographs . Он делал их, помещая предметы прямо на светочувствительную бумагу, которую подвергал воздействию света и проявлял. В 1922 г. вышла книга его собранных рентгенограмм, Les Champs délicieux («Восхитительные поля»), со вступительным словом влиятельного дадаистского художника Тристана Цара, который восхищался загадочностью изображений Ман Рэя. В 1929 году со своей возлюбленной, фотографом и моделью Ли Миллер Ман Рэй также экспериментировал с техникой, называемой соляризацией, которая делает часть фотографического изображения негативной, а часть позитивной, подвергая отпечаток или негатив вспышке света во время проявления. Он и Миллер были одними из первых художников, которые использовали процесс, известный с 1840-х годов, в эстетических целях.

Ман Рэй также занимался модной и портретной фотографией и сделал практически полный фотоотчет о знаменитостях парижской культурной жизни 1920-х и 30-х годов. Многие из его фотографий были опубликованы в таких журналах, как Harper’s Bazaar , Vu и Vogue . Он продолжил свои эксперименты с фотографией в жанре портрета; например, он дал одному натурщику три пары глаз, а в Le Violon d’Ingres (1924) он фотографически наложил звуковые отверстия или f-отверстия на фотографию спины обнаженной женщины, сделав женское тело похожим на что у скрипки.

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *