Фрески микеланджело: Микеланджело. Роспись Сикстинской капеллы и фреска «Страшный суд»

Содержание

Микеланджело. Роспись Сикстинской капеллы и фреска «Страшный суд»

Микеланджело расписывал потолок Сикстинской капеллы: ему принадлежат такие шедевры, как «Сотворение Адама» и «Страшный суд». Обсудим идеи и сюжеты фресок.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве
с крупнейшими российскими экспертами.

Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории
и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus

посмотреть все уроки

Автор урока

Ольга Хлопонина

Кандидат культурологии, преподаватель Московского Гуманитарного университета

1. Сикстинская капелла, Ватикан, Рим, Италия, 1473–1481
2-5. Росписи Сикстинской капеллы, конец 15 в.
6-9. Примеры реставрации Сикстинской капеллы

Обратимся к росписи потолка Сикстинской капеллы — живописному шедевру Микеланджело, который забрал у него много сил, нервов и четыре года жизни.

⛪️ Сикстинская капелла — бывшая домовая церковь в Ватикане. Ее построили по заказу папы римского Сикста IV с крепкими стенами — чтобы защищать кардиналов во время собраний. Конклавы для выборов нового папы проводятся там до сих пор. Стены капеллы расписаны в конце 15 века флорентийскими и умбрийскими мастерами — Боттичелли, Перуджино, Гирландайо и Козимо Росселли.

👨‍🎨 Для росписи потолка Микеланджело пригласил уже папа Юлий II в 1508 году. Сначала тот отказался, считая себя скульптором, а не живописцем — но в итоге взялся.

Роспись заняла четыре года. За это время Микеланджело покрыл фресками 600 квадратных метров, работая на высоте 18 метров в положении лежа. Фрески сложно переделывать, их сразу надо делать «начисто» — мастер в совершенстве освоил эту технику.

🎨 Микеланджело должен был заполнить росписями не только среднюю часть пологого свода, но и разные по размерам и площади плоскости: паруса по углам капеллы и между окон, распалубки, полукруглые арки над окнами и так далее. Все это художник сумел объединить сложной нарисованной архитектурной системой.

Роспись капеллы неоднократно реставрировали. Последняя реставрация 1994 года вызвала вопросы у специалистов: изображения стали ярче, но вместе с грязью оказались смыты штрихи углем поверх фресок, сделанные самим Микеланджело: они придавали им рельеф и выразительность.

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

1-2. Микеланджело. Росписи свода Сикстинской капеллы, 1508–1512
3. Схема росписи свода Сикстинской капеллы

Система росписи свода капеллы созревала в ходе подготовительной работы. У Микеланджело было свое видение, которое менялось в ходе работы над росписью: композиция стала более сложной.

👥 Первоначально Микеланджело хотел разместить в нишах между распалубками изображения двенадцати апостолов, а все остальные плоскости покрыть орнаментом — к этой схеме часто прибегали создатели монументальных росписей в эпоху Возрождения, в том числе и Рафаэль. Но начав работу, Микеланджело изменил этот план.

📖 В центре композиции — девять сцен из Книги Бытия: Создание Небес и Земли, Адам и Ева, История Ноя. Сцены разделены написанными карнизами и тягами, которые выглядят объемно, как настоящие.

📏 Под карнизом — пророки и сивиллы, каждая фигура около трех метров. В арках над окнами — эпизоды из Библии и предки Христа, показанные простыми людьми, которые занимаются повседневными делами.

Микеланджело. Роспись свода Сикстинской капеллы, 1508–1512

1. Отделение света от тьмы
2. Отделение суши от вод
3. Создание небесных светил
4. Сотворение Адама
5. Сотворение Евы
6. Грехопадение и Изгнание из Рая
7. Жертвоприношение Ноя
8. Всемирный потоп
9. Опьянение Ноя
10. Микеланджело. Страшный суд. 1537–1541

Перед нами центральная часть композиции в росписи потолка Сикстинской капеллы: сцены на темы создания Небес и Земли, Адама и Евы и Истории Ноя.

🎨 В каждой теме по три сцены, построенные по канонам средневекового триптиха: главное событие в центре, а сцены на боковых панелях дополняют рассказ. В некоторых сценах персонажи изображены дважды, совершая разные действия.

Присмотримся к ним повнимательнее 👇

🌏 Создание Небес и Земли. Микеланджело изобразил первые три дня сотворения мира, описанные в Библии: создание света и отделение света от тьмы, отделение суши от вод, создание Земли с растительностью и небесных светил.

👈 Адам и Ева. Сотворение Адама — одно из самых известных изображений в искусстве. Существует множество трактовок этой фрески: гимн человеку, силе, творению божьему, все пронизано верой в божественную силу. Здесь особенно сильно воплощается пластическое начало в живописи Микеланджело-скульптора. В центре композиции — сотворение Евы из ребра Адама, а третья фреска изображает Грехопадение и Изгнание из Рая.

🌊 История Ноя. В центре показана сама сцена Потопа. По краям от нее — жертвоприношение, которое сделала семья Ноя после спасения, а также сцена опьянения Ноя — в ней работающий Ной также показан на заднем плане.

🔥 Еще одна крупная живописная работа Микеланджело тоже связана с Сикстинской капеллой. Это сцена Страшного суда, написанная через 25 лет после создания потолочных фресок. Но об этом мы поговорим позже.

О росписи свода Сикстинской капеллы

1. Микеланджело. Пророк Захария, 1508–1512
2. Рафаэль. Портрет папы Юлия II, 1511
3. Герб семейства делла Ровере
4-5. Микеланджело. Сонет, перевод А. Эфроса

1, 2. Микеланджело. Страшный суд, Сикстинская капелла, Ватикан, Рим, Италия, 1537–1541
3. Папский церемонемейстер Бьяджо да Чезена в образе Миноса с ослиными ушами
4, 5. Подготовительные рисунки к фреске

Теперь поговорим о фреске «Страшный суд».

👨‍🎨 В 1535 году папа Павел III назначил Микеланджело художником, скульптором и архитектором Ватиканского дворца. Ему поручили расписать алтарную стену Сикстинской капеллы в Ватикане. Темой стали Второе пришествие Христа и Страшный суд. Работа заняла четыре года — с 1537 по 1541.

🎨 Фреска занимает всю стену. Это сложная композиция, ритмически объединяющая множество групп и фигур. Пространство фрески неглубоко, но оно словно обладает способностью к бесконечному расширению во все стороны, создавая эффект масштабности, монументальности изображения.

👥 Многие персонажи сильно индивидуализированы. В образе Варфоломея узнается известный литератор и памфлетист того времени Пьетро Аретино, отношения с которым у Микеланджело были сложными. На коже, которую держит в руках Варфоломей, Микеланджело написал автопортрет в виде трагической маски. Среди грешников находили портретные сходства с папами Николаем III, Павлом III и Климентом VII.

🔥 В нижней части фрески, под фигурами трубящих ангелов, показан ад. Как ни странно, изображение адской тверди вносит ощущение относительной устойчивости в общее решение фрески. Мы видим адскую реку и Харона — перевозчика душ грешников. Это мотив, навеянный «Божественной комедией» Данте. Здесь также изображена масса персонажей с остро характерными, почти портретными чертами. В отталкивающем образе Миноса, судьи с ослиными ушами, современники Микеланджело замечали сходство с папским церемонемейстер Бьяджо да Чезена.

🤬 Вазари рассказывал, что Бьяджо да Чезен критиковал фреску за излишнюю откровенность: «Полное бесстыдство… сколько голых людей, которые, не стыдясь, показывают свои срамные части; такое произведение годится для бань и кабаков, а не для папской капеллы». Когда Микеланджело изобразил критика среди обитателей ада, тот обратился к папе с просьбой повлиять на ситуацию. Якобы Павел III ответил Бьяджо: «Я могу решать божественные вопросы на земле, но в аду я ничего не могу сделать».

курс Level One

Как получать удовольствие от искусства

Курс лекций о том, как устроены картины. Любое полотно — это выбор холста и типа краски, отчаянный поиск идеального цвета и композиции, работа с символами и архетипическими образами. Научимся наслаждаться картинами от первого эскиза и мазка краски до музейной рамы.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
3900₽

1950₽

подробнее о курсе

Загадки Сикстинской капеллы. Ко дню рождения Микеланджело Буонарроти

Эту церковь построили в Ватикане между 1477 и 1480 годами, с 1492 года именно там выбирают нового Папу Римского. Для ее оформления привлекли лучших мастеров эпохи Возрождения. Кроме Микеланджело над капеллой работали Сандро Боттичелли, Пьетро Перуджино, Козимо Росселли и другие. 

Сначала потолок был расписан под звездное небо — так было модно в те времена. Но в начале XVI века в своде появилась трещина, и капеллу закрыли на ремонт. А после реконструкции тогдашний папа решил оформить потолок по-новому. 

У Микеланджело в тот момент вообще был скандал с папой после того, как понтифик заказал ему скульптуры для его будущей гробницы и отказался платить за мрамор, который уже приобрел художник. В итоге мастер был так сильно обозлен, что даже покинул Рим, но в конце концов отношения между ними наладились. И вот в возрасте Христа (это 33 года) Микеланджело приступает к росписи Сикстинской капеллы. 

© RPBaiao/Shutterstock/FOTODOM

Кстати, художник к тому моменту, можно сказать, вообще не имел опыта работы с фреской. Он был с ней немного знаком, когда совсем юнцом проходил обучение в мастерской Доменико Гирландайо, одного из ведущих венецианских художников середины и конца XV века. Но большего у него не было — Микеланджело работал как скульптор, а не как живописец.

Начало работы

Достоверно неизвестно, почему Микеланджело все-таки согласился на эту работу, но некоторые библиографы считают, что сделал он это без какой-либо неохоты. Будучи натурой довольно гордой и самолюбивой, мастер вполне мог принять этот вызов, чтобы в очередной раз доказать всем свой талант. 

Он разработал собственные леса, которые не мешали проведению служб и были не очень сложны в установке, — они крепились к стенам капеллы, а не к самому потолку и ничем не подпирались снизу. Был использован дополнительный слой картона, чтобы предотвратить падение краски или штукатурки. Кстати, сразу опровергнем одно из заблуждений — Микеланджело расписывал потолок не лежа, он стоял и сильно запрокидывал голову. После этой работы у него начался страшный артрит и сколиоз. 

© S-F/Shutterstock/FOTODOM

Он начал работать с дальнего конца здания, постепенно двигаясь к алтарю. Получается, что первый написанный им сюжет был «Опьянение Ноя». Кстати, Микеланджело сам выбирал, какие библейские истории он напишет, кого где изобразит (есть сведения, что ему оказывали консультацию теологи, но решение он принимал сам). А еще Микеланджело, как и другой гений, Иоганн Себастьян Бах, сумел зашифровать множество смыслов в своих фресках, спрятать символы, которые столетиями разгадывали искусствоведы. 

Анатомия в фигурах святых 

Самая популярная история, связанная с этими фресками, конечно, об анатомическом изображении мозга в сюжете о сотворении Адама. Очертания тканей вокруг Бога напоминают контур человеческого мозга, а положения тел его спутников похожи на разные его отделы. Между тем это вообще одно из первых изображений Всевышнего в образе парящего в облаках бородатого мужчины. А теперь подумайте, сколько раз после этого в искусстве обращались к этому образу? 

© Creative Lab/Shutterstock/FOTODOM

Одна из причин, почему скульптуры Микеланджело захватывают ваше внимание, — их достоверность, красота тела. Мастер изучал анатомию: он препарировал тела мертвецов, чтобы рассмотреть, как устроена внутренняя система человека. На фресках тоже можно увидеть всякие «внутренности»: например, в сюжете «Разделение суши и воды» Бог появляется из красного нечто, напоминающего человеческую почку. 

Вызывает споры «Отделение света от тьмы». Если вы присмотритесь, то увидите, что Господь там изображен с запрокинутой головой, а на шее у него неестественно выступают вены. Почему так получилось — непонятно, но некоторые ученые связывают это решение с изображением спинного мозга, который угадывается в складках одеяний.

© Public domain via Wikimedia Commons

Сцена грехопадения и изгнания из рая Адама и Евы тоже заставила пораскинуть мозгами ученых и искусствоведов. Как известно, порочным фруктом было яблоко. Но Микеланджело почему-то изобразил фиговое дерево, что, с одной стороны, можно трактовать с точки зрения иудаизма (там оно является метафорой для Израиля), а с другой — вообще-то в Библии говорится не о яблоне, а о «древе познания» — так мастер мог упрекнуть церковь в заблуждении в трактовке Священного Писания. 

Оптическая иллюзия

Рогатые бараньи головы символизируют женские органы: Микеланджело славил уникальный женский дар давать новую жизнь. Восемь черепов этих животных расположены на потолке. В этой работе Микеланджело много отсылок к женскому началу, например, перевернутый вершиной вниз треугольник. Его очертания видно в позе Евы на фреске, посвященной ее созданию. Кстати, католицизм довольно патриархальная религия, главная роль там всегда отдавалась мужчине, но, видимо, у художника на этот счет было свое мнение. 

© S-F/Shutterstock/FOTODOM

Еще эту работу Микеланджело от работ художников в других храмах отличает иллюзия, которую создал мастер. С помощью изобразительных приемов он преобразил архитектуру капеллы. Он разбил изображение с помощью ненастоящих карнизов и пилястров, придав потолку визуальный объем. Ребра, которые отделяют один сюжет от другого, богато декорированы, и благодаря им кажется, что картины находятся в особых углублениях. 

Говорят, что Микеланджело ненавидел работать в Сикстинской капелле. Обладавший острым языком, мастер не стеснялся в выражениях, рассказывая о своей доле. Кроме того, ему еще и не сразу заплатили, что тоже подливало масла в огонь. Он не мог оценить свою работу полностью, потому что какая-либо часть фрески всегда была закрыта страховочным картоном на протяжении всех пяти лет, что он там провел. Под конец папа Юлий II начал торопить художника поскорее закончить работу. 

Кроме того, Микеланджело написал «Страшный суд» — огромный сюжет на алтарной стене. Кстати, там он изобразил столько оголенных частей тела, что священнослужители подняли ужасную панику. В итоге через 24 года наготу решили прикрыть драпировками, которые рисовал другой художник. Микеланджело, узнав об этом, посоветовал Папе Римскому лучше привести в пристойный вид остальной мир, чем придираться к его великой работе. 

© Alessandra Benedetti/Corbis via Getty Images

Художник умер в 1564 году, совсем немного не дожив до 89 лет. В его завещании было всего лишь несколько слов: «Я отдаю душу Богу, тело — земле, имущество — родным». Он был похоронен на родине, во Флоренции, рядом с могилой Макиавелли.  

Фрески Микеланджело, которые стоит увидеть в Сикстинской капелле искусства Высокого Возрождения. Ему было поручено расписать потолок спустя десятилетия после того, как часовня была построена, и он написал свою знаменитую сцену Страшного суда только через 25 лет после потолка. Читайте дальше, чтобы узнать немного об истории и взглянуть на его самые известные фрески.

Величественная Сикстинская капелла была построена между 1477 и 1480 годами папой Сикстом IV, а роспись потолка была заказана папой Юлием II десятилетия спустя. Микеланджело, скорее знаменитый скульптор, чем художник, поначалу не хотел браться за проект, но Папа был настойчив. В конце концов он работал над ней в течение четырех лет, с 1508 по 1512 год. Фрески на стене часовни уже были выполнены другими ведущими художниками того времени, включая Боттичелли, Гирландайо, Перуджино и Рафаэля. Различные картины иллюстрируют учение католической церкви, демонстрируя потребность человечества в спасении через Христа, и изображают множество историй из Ветхого и Нового Заветов.

Центральным элементом часовни является потолок, представляющий Ветхий Завет, включая Сотворение, Падение человека, Обещание спасения через пророков и жизнь Иисуса. Девять центральных панелей являются самыми известными и конкретно изображают Книгу Бытия, от сотворения Богом Земли и человечества до истории Ноя и Великого потопа. Всего на потолке 343 фигуры, демонстрирующие возвышенный талант Микеланджело рисовать человеческие фигуры в различных режимах и позах, что сильно повлияло на будущих художников.

Микеланджело пробирался по панелям в обратном порядке, начиная с Великого потопа и Ноева ковчега и заканчивая сотворением мира Богом, потому что он верил, что к тому времени его техника улучшится настолько, что он сможет осмелиться попытаться изобразить божественное. Это был первый раз, когда Бог был изображен мускулистым, бородатым человеком, и это изменило ход религиозной живописи.

Фреска «Сотворение Адама», на которой Бог вдыхает жизнь в Адама, является центром капеллы и одним из самых воспроизводимых изображений в мире. На нем изображен Бог, создающий человечество по своему подобию, и тот факт, что руки не соприкасаются, кажется, подчеркивает тот факт, что Бог является подателем жизни и что Адам еще не получил ее — если бы двое были изображены соприкасающимися, это означало бы, что они равны. .

Другая известная фреска Микеланджело — «Страшный суд», которая была написана на алтаре Сикстинской капеллы между 1535 и 1541 годами. Она была заказана Папой Климентом VII, а после его смерти надзирал за его преемником Папой Павлом IV. Огромная картина иллюстрирует второе пришествие Христа и последний суд Божий над всем человечеством. Христос изображен в центре фрески в окружении святых, в том числе Петра, Павла и Иоанна Крестителя, когда души внизу получают свой вечный суд. Спасенные поднимаются налево, а проклятые спускаются направо.
Для тех, кто не в Риме, Ватикан создал изумительную трехмерную версию Сикстинской капеллы, которую можно просматривать, не выходя из компьютера.

Поскольку вы здесь, мы хотели бы поделиться нашим видением будущего путешествий и направлением, в котором движется Culture Trip.

Culture Trip запущен в 2011 году с простой, но страстной миссией: вдохновлять людей идти дальше их границы и опыт того, что делает место, его людей и его культуру особенными и значимыми — и это все еще находится в нашей ДНК сегодня. Мы гордимся тем, что уже более десяти лет миллионы людей, таких как вы, доверяют нашим отмеченным наградами рекомендациям людей, которые глубоко понимают, что делает определенные места и сообщества такими особенными.
Мы все больше верим, что миру нужны более значимые, реальные связи между любознательными путешественниками, стремящимися исследовать мир более ответственно. Вот почему мы тщательно отобрали коллекцию премиальных поездок для небольших групп в качестве приглашения познакомиться и пообщаться с новыми единомышленниками для получения уникальных впечатлений в трех категориях: Эпические поездки, Мини-поездки и Путешествия под парусом.

. Наши Путешествия подходят как для индивидуальных путешественников, так и для друзей, которые хотят вместе исследовать мир.

Epic Trips – это маршруты на 8–16 дней с глубоким погружением, которые сочетают в себе аутентичные местные впечатления, захватывающие мероприятия и достаточно времени, чтобы по-настоящему расслабиться и впитать в себя все это. наши более длительные эпические поездки в течение 3–5 дней. Наши морские путешествия приглашают вас провести неделю, наслаждаясь морем и сушей Карибского моря и Средиземного моря.
Мы знаем, что многие из вас беспокоятся о воздействии путешествий на окружающую среду и ищут способы расширения кругозора, которые наносят минимальный вред и могут даже приносить пользу. Мы стремимся сделать все возможное, чтобы организовать наши поездки с заботой о планете. Вот почему все наши поездки осуществляются без перелетов по месту назначения, полностью компенсируют выбросы углекислого газа, и у нас есть амбициозные планы стать нулевыми выбросами в самом ближайшем будущем.

Ceiling of the Sistine Chapel – Smarthistory

Michelangelo, Ceiling of the Sistine Chapel, 1508-12, fresco (Vatican, Rome)


Visiting the Chapel

Michelangelo, Ceiling of the Sistine Chapel, 1508– 12, фреска (Ватикан, Рим) (фото: Йорг Биттнер Унна, CC BY 3.0)

Любому посетителю Сикстинской капеллы Микеланджело сразу и бесспорно бросаются в глаза две особенности: 1) потолок действительно высокий, и 2) там много картин. Из-за этого века донесли до нас образ Микеланджело, лежащего на спине, вытирающего пот и гипс с глаз, когда он трудился год за годом, подвешивая сотни футов в воздухе, неохотно выполняя поручение, которое он никогда не выполнял. хотел принять в первую очередь.

К счастью для Микеланджело, это, вероятно, неправда. Но это нисколько не умаляет того факта, что фрески, занимающие весь свод, являются одними из самых важных картин в мире.

Микеланджело, Потолок Сикстинской капеллы, 1508–1512 гг., фреска (Ватикан, Рим)

Реконструкция Сикстинской капеллы до фресок Микеланджело

Для Папы Юлия II

Микеланджело начал работу над фреской Папы II в 1508 году, заменив голубой потолок, усеянный звездами. Первоначально папа попросил Микеланджело расписать потолок геометрическим орнаментом и поместить двенадцать апостолов в перемычках вокруг украшения. Микеланджело предложил вместо этого нарисовать сцены Ветхого Завета, которые теперь находятся на своде, разделенные вымышленной архитектурой, которую он использует для организации композиции.

Схема сюжетов Сикстинской капеллы [1] (фото: Begoon, CC BY-SA 3.0)

Сюжет фресок

Повествование начинается у алтаря и делится на три части. В первых трех картинах Микеланджело рассказывает историю Сотворение Неба и Земли ; затем следуют Сотворение Адама и Евы и Изгнание из Эдемского сада ; наконец, это история Ноя и Великого потопа .

Игнуди, или обнаженные юноши, сидят в фиктивной архитектуре вокруг этих фресок, и их сопровождают пророки и сивиллы (древние провидцы, которые, согласно традиции, предсказывали пришествие Христа) в перемычках. В четырех углах комнаты, в подвесках, можно найти сцены, изображающие Спасение Израиля.

Микеланджело, Сотворение Адама , Потолок Сикстинской капеллы, 1508–1512 гг., фреска (Ватикан, Рим; фото: Йорг Биттнер Унна, CC BY 3.0)

Всемирный потоп

Хотя самой известной из этих фресок, без сомнения, является «Сотворение Адама» , репродукции которой стали повсеместными в современной культуре благодаря драматическому расположению двух монументальных фигур, тянущихся друг к другу, не все фрески написаны в этом стиле. Фактически, первые фрески, написанные Микеланджело, содержат несколько фигур, гораздо меньших по размеру, вовлеченных в сложные повествования. Лучше всего это можно проиллюстрировать на его картине Потоп .

Микеланджело, Всемирный потоп , Потолок Сикстинской капеллы, 1508–1512 гг., фреска (Ватикан, Рим) Ватикан, Рим)

В этой фреске Микеланджело использовал физическое пространство воды и неба, чтобы разделить четыре отдельные части повествования. В правой части картины группа людей ищет убежища от дождя под импровизированным навесом. Слева еще больше людей поднимаются по склону горы, спасаясь от поднимающейся воды. В центре небольшая лодка вот-вот перевернется из-за непрекращающегося ливня. А на заднем плане команда мужчин строит арку — единственную надежду на спасение.

Микеланджело, Сцены сотворения мира, Потолок Сикстинской капеллы, 1508–1512 гг., фреска (Ватикан, Рим; фото: Деннис Джарвис, CC BY-SA 2.0) погибнуть в потопе и заставляет усомниться в Божьей справедливости в уничтожении всего населения земли, кроме Ноя и его семьи, из-за грехов нечестивых. К сожалению, с пола часовни использование маленьких, плотно сгруппированных фигур подрывает эмоциональное содержание и затрудняет отслеживание истории.

Смена стиля

В 1510 году Микеланджело взял годовой перерыв в росписи Сикстинской капеллы. Фрески, написанные после этого перерыва, характерно отличаются от тех, что он написал до него, и символизируют то, о чем мы думаем, когда представляем себе картины Сикстинской капеллы. Это такие картины, как «Сотворение Адама» , где повествование урезано до основных фигур, изображенных в монументальном масштабе. Из-за этих изменений Микеланджело способен передать сильное чувство эмоциональности, которое можно воспринять с пола часовни. Действительно, внушительная фигура Бога на трех фресках, иллюстрирующих отделение тьмы от света и сотворение неба и земли, излучает силу во всем его теле, а его драматическая жестикуляция помогает рассказать историю Бытия без добавления посторонних подробностей. .

Сивиллы

Микеланджело, Дельфийская Сивилла , Потолок Сикстинской капеллы, 1508–1512 гг., фреска (Ватикан, Рим; фото: Йорг Биттнер Унна, CC BY 3.0)

Эта новая монументальность ощущается и в фигурах сивилл и пророков в перемычках, окружающих хранилище, которые, по мнению некоторых, основаны на Belvedere Torso , древней скульптуре, которая тогда находилась и остается в коллекции Ватикана. Одна из самых знаменитых из этих цифр — 9.0061 Дельфийская Сивилла .

Общая круглая композиция тела, которая перекликается с контурами ее вымышленного архитектурного окружения, усиливает ощущение скульптурного веса фигуры.

У нее мощные руки, внушительный вес тела, а ее левый локоть и колено входят в пространство зрителя. В то же время Микеланджело наделил Дельфийскую Сивиллу изяществом и гармонией пропорций, а ее настороженное выражение, а также положение левой руки и правой руки напоминают Дэвид .

Микеланджело, Ливийская Сивилла , ок. 1511 г., фреска, часть потолка Сикстинской капеллы (Музеи Ватикана; фото: Йорг Биттнер Унна, CC BY 3.0)

Ливийская сивилла также образцово-показательна. Хотя она находится в искривленном положении, которое было бы почти невозможно удержать реальному человеку, Микеланджело, тем не менее, казнит ее с sprezzatura (обманчивая легкость), которая станет типичной для маньеристов, которые близко смоделировали свои работы по его образцу.

Неудивительно, что Рафаэль, пораженный гением Сикстинской капеллы, помчался обратно в свою Афинскую школу в Ватиканскую станцу и вставил увесистое, монументальное подобие Микеланджело, сидящего у подножия ступенек школы.

Гераклит , черты которого основаны на Микеланджело, а его сидячая поза основана на образах пророков и сивилл с фресок Микеланджело на потолке Сикстинской капеллы (фрагмент), Рафаэль, Афинская школа, 1509 г.–11, Stanza della Segnatura (Ватикан, Рим; фото: Darafsh, CC BY-SA 3.0)

Наследие

Микеланджело завершил Сикстинскую капеллу в 1512 году. Ее значение в истории искусства невозможно переоценить. Она превратилась в настоящую академию для молодых художников, положение, которое было закреплено, когда Микеланджело вернулся в часовню двадцать лет спустя, чтобы выполнить фреску «Страшный суд» на алтарной стене.

В капелле недавно была проведена скандальная уборка, в результате которой снова были обнаружены драгоценные камни Микеланджело, его мастерство светотени и дополнительные иконологические детали, которые продолжают очаровывать современных зрителей даже через пятьсот лет после первоначального завершения фресок.

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *