Гала дали в молодости фото: старинные фотографии обожаемой музы Сальвадора Дали – Zagge.ru

Гала Дали — биография, фото, личная жизнь, муза и жена Салльвадора Дали, причина смерти


Полное имя:

Гала Дали (Елена Ивановна Делувинова-Дьяконова)


Дата рождения:

7 сентября 1894 года


Национальность:

Россиянка


Возраст:

87 лет


Место рождения:

Казань


Дата смерти:

10 июня 1982 года


Карьера:

Модель


Знак зодиака:

Дева


Личная жизнь:

Была замужем


Дети:
Сесиль Элюар

Гала Дали — муза, жена, возлюбленная, нянька, секретарь, менеджер — как одной женщине удалось сочетать все эти роли? Кто она такая, эта таинственная Гала, вершившая судьбы художников и поэтов?

Гала Дали (настоящее имя Елена Дьяконова) родилась 26 августа (8 сентября) 1894 года в Казани. Ее отец Иван Дьяконов служил мелким чиновником, а она мечтала о яркой, необыкновенной жизни — и прежде всего о новом имени. Несмотря на красивое звучание, «Елена» ее не устраивала — вероятно, потому, что в ту эпоху подобное имя наводило на мысль о Елене Прекрасной, героине древнегреческих мифов. Она воспитывалась с братьями Вадимом и Николаем, сестрой Лидой.

Лене было одиннадцать лет, когда умер отец. Мать Антонина Деулина вскоре вышла замуж за адвоката Д. И. Гомберга, и семья перебралась в Москву. Лена воспитывалась с братьями Вадимом и Николаем, сестрой Лидой. Девочку отдали в женскую гимназию В. В. Потоцкой, которая по тем временам считалась довольно либеральной. В гимназии Елена подружилась с Асей Цветаевой — младшей сестрой Марины, будущей знаменитой поэтессы. Дом Цветаевых в то время был широко известен в московских кругах — готовился к открытию Музей изящных искусств.

Для провинциальной девочки это был совершенно новый, восхитительный круг общения. Она проводила у Цветаевых все воскресные вечера. Возможно, именно в эти вечера зародилось в сердце казанской девочки стремление к красивой жизни, желание войти в круг знаменитых людей, которое она потом с таким блеском воплотила в собственной жизни: «…Когда на Маринином диване мы говорили о будущем — путешествия, люди, зовущие гудки поездов, — Галя слушала Марину, точно глотала живую воду».

(Интересно, что Анастасия Цветаева называет подружку Галей — то ли это аберрация памяти, в которой отложилось более позднее, ставшее всемирно известным имя, то ли действительно близкие люди, с подачи матери, звали девочку Галей, невзирая на полученное при крещении имя Елена.)

Елена с отличием заканчивает гимназию и получает диплом учительницы. Отчим, Дмитрий Иванович Гомберг, стремился дать девушке блестящее образование. Она уже обладала знаниями, достаточными для светского общества, — свободно говорила по-французски, разбиралась в живописи и литературе, — и, возможно, продолжила бы учиться, если бы не проблемы со здоровьем. В 1912 году у 16-летней Елены обнаруживают туберкулез-довольно частую, но от этого не менее опасную по тем временам болезнь.

В Швейцарии можно было найти санатории на любой вкус и кошелек: от шикарных резиденций до скромных корпусов. Мать и отчим выбрали санаторий Клавадель недалеко от Давоса. Елена едет одна — это весьма неприлично по европейским меркам, девушку должна сопровождать если не мать, то хотя бы служанка или компаньонка, но Елена очень гордится своей независимостью. Первое, что она делает — навсегда отказывается от имени, данного ей при крещении. С этой минуты она только Гала — с ударением на последнем слоге, что придает домашнему имени новый, яркий и праздничный оттенок (Гала — по-французски «торжество, празднество», выражение «гала-концерт» вошло и в нашу речь).

Именно здесь, в Клаваделе, у Галы происходит знакомство с Эженом Эмилем Полем Гренделем, будущим великим поэтом Полем Элюаром, которое изменит ее жизнь навсегда…

Итак, в 1912 году в Клаваделе Гала знакомится с тихим французским юношей по имени Эжен Грендель — Жеженом, как ласково называет его матушка, «Женечкой». Эжен пишет стихи, но стесняется даже показать их кому-нибудь, а о том, чтобы опубликовать, боится и помыслить. Русская девушка с праздничным именем Гала становится для него первым читателем и критиком. Она требует отправить стихи в издательство, считая, что они вполне достойны публикации.

По слухам, Гала даже поставила своему юному другу условие: «Я стану твоей, когда выйдет твоя первая книга». В том, что книг будет много, Гала не сомневалась и, как всегда, оказалась права. В 1913 году выходит первая книга Эжена Гренделя, которая так и называется — «Первые стихотворения». Это единственная книга, вышедшая под настоящим именем автора.

Следующая, равно как и многие другие, будет подписана псевдонимом — одним из главных имен французской поэзии XX века: Поль Элюар.

Под воздействием любви или поэзии, но и Гала, и Эжен излечились от туберкулеза. Им надо было возвращаться домой, каждого ждала своя страна. Несмотря на возвышенные чувства, Эжен был склонен воспринимать происшедшее скорее как курортный роман, но Гала, напротив, была настроена решительно. «Я приеду к тебе», — обещала она своему возлюбленному, стоя на площадке уходящего поезда.

В 1916 году Гала едет в Париж, опять одна, через воюющую Европу. Вряд ли она подозревала, какие перемены вскоре потрясут ее родину, но возвращаться явно не собиралась. В Россию она больше не вернется никогда…

Эжен на фронте, работает в полевом госпитале, что не мешает ему писать стихи — в это время как раз выходит его второй сборник, изданный уже под именем Поля Элюара. В ожидании жениха Гала поселяется у его родителей. Вскоре он возвращается (не отказываясь от военной службы, но сменив ее на работу в Париже), и 21 февраля 1917 года влюбленные сочетаются добропорядочным католическим браком.

Долгое время Гала и Поль счастливы. В 1918 году рождается дочь Сесиль, но ее воспитанием занимается в основном французская бабушка. Гала наслаждается «роскошной жизнью», о которой так долго мечтала, — покупает себе наряды и шляпки, ходит в сопровождении мужа в театры и рестораны.

В это время Поль Элюар сближается с кругом поэтов и художников, в который входили Жан Полан, Тристан Тцара, Андре Бретон, Луи Арагон и Макс Эрнст, и вместе с ними основывает модернистское течение «дадаизм», позднее слившееся с сюрреализмом.

Поль Элюар был не только первым мужем, но и первым мужчиной Елены-Гала Дьяконовой. Именно он разбудил в ней женщину, способствовал тому, что заложенный в ней изначально темперамент и завораживающая сила привлекательности проявились в полной мере. Когда родители Поля подарили им на свадьбу огромную кровать из мореного дуба, молодой муж воскликнул: «На ней мы будем жить и на ней умрем!». Пророчество сбылось лишь наполовину…

Долгое время Гала и Поль счастливы. В 1918 году рождается дочь Сесиль, но ее воспитанием занимается в основном французская бабушка. Гала наслаждается «роскошной жизнью», о которой так долго мечтала, — покупает себе наряды и шляпки, ходит в сопровождении мужа в театры и рестораны. В это время Поль Элюар сближается с кругом поэтов и художников, в который входили Жан Полан, Тристан Тцара, Андре Бретон, Луи Арагон и Макс Эрнст, и вместе с ними основывает модернистское течение «дадаизм», позднее слившееся с сюрреализмом.

В 1921 году Поль и Гала отправляются в Кёльн в гости к Максу Эрнсту, одному из столпов немецкого дадаизма, который особенно знаменит своими коллажами, и его жене. Вначале две молодые пары прекрасно проводят время вместе — разговоры об искусстве, долгие прогулки, горячие споры…

Но жене Эрнста всё чаще приходится оставаться дома с маленьким сыном (Сесиль Элюар, как всегда, гостит у бабушки), а прогулки втроем становятся всё более длительными. Во Францию они возвращаются втроем: Гала, Поль и Макс и не скрывают своих взаимоотношений. Такова эпоха — вспомним, что в то же самое время в молодом советском государстве существует не менее знаменитый любовный треугольник — Маяковский и чета Бриков, Лиля и Осип.

Прошло несколько лет, треугольник распался, и семейство Элюар продолжило свое с виду безоблачное существование. Знаменитая дубовая кровать, подаренная родителями Поля на свадьбу, играла в их жизни не последнюю роль — по некоторым косвенным намекам можно догадаться, что Элюар любил смелые эксперименты в этой области, и Гала с удовольствием откликалась на все его предложения. Однако вскоре он собственными руками вырыл яму своему счастью.

Летом 1929 года Поль и Гала вместе с дочерью (редкий случай!) едут в Испанию — отдохнуть и пообщаться с Сальвадором Дали. Элюар уже встречался с ним в Париже и пришел от художника и его работ в восторг, а теперь хотел познакомиться поближе и представить жену. Всю дорогу он донимал ее рассказами о том, какой прекрасный человек этот Дали, с которым они скоро встретятся. — будет позже вспоминать Гала.

Небольшой городок, а скорее, деревушка Кадакес, в которой жил Дали, расположена в Каталонии, недалеко от границы с Францией, но Элюар с семейством ехал в нанятом автомобиле, и Гала очень устала. Дали увидел свою будущую музу в тот момент, когда она только вышла из машины. Они поздоровались, обменялись несколькими фразами и разошлись — путешественники отправились в гостиницу отдыхать, договорившись с Дали встретиться завтра на пляже.

Всё следующее утро художник провел в приготовлениях к встрече. Надо сказать, он совсем не думал о Гала. Гораздо больше его мысли занимал сам Элюар — блестящий парижанин, знаменитый поэт. Дали хотел произвести на него впечатление, но понимал, что соперничать с Элюаром в блеске и славе ему не по силам. Что ж, тогда оставалось шокировать изысканную публику.

Дали изобрел «безумный утренний наряд», состоявший из разорванной рубашки и вывернутых наизнанку плавок, дополнил его «запахом козлиного помета», воткнул за ухо цветок герани — теперь он был готов! Он выглянул в окно — и все приготовления (к счастью для окружающих) пошли прахом. На пляже Дали увидел жену Элюара Гала и узнал в ней свою мечту, девочку из детских снов, женщину из одиноких ночных мечтаний.

Дали был поражен: как он мог не узнать Гала вчера с первого взгляда! Он быстро привел себя в порядок и вышел к гостям на берег, но заговорить с Гала не решался — как всегда в минуты сильного смущения, его охватывали приступы истерического хохота. К счастью, общие знакомые уже рассказали чете Элюар об особенностях художника, и они воспринимали его причуды спокойно. Гала пыталась серьезно разговаривать с ним о его картинах, задавала вопросы, и он отвечал, когда удавалось справиться с пароксизмами смеха.

«Я сразу поняла, что он гений», — скажет Гала позднее. Тогда же, обращаясь к Дали, она уверенно заявила: «Скоро вы будете таким, каким я хочу вас видеть».

После того, как всё между ними было решено, Гала и Дали были вынуждены ненадолго расстаться. Она возвращается в Париж, куда уже уехал Элюар, а Дали некоторое время наслаждается одиночеством, к которому так привык за долгие годы. Он работает над портретом Поля Элюара. В ноябре Дали едет в Париж, где должна открыться его выставка. Но, едва увидев Гала, забывает обо всем на свете. Воистину эта женщина умела кружить головы!

А что же Элюар? Он безропотно принял сложившуюся ситуацию, как принимал все поступки и решения своей жены. Единственное, что он себе позволяет, — длинные сентиментальные письма, которые продолжает писать много лет подряд. Он говорит о безнадежности, но в то же время в глубине души не оставляет надежды на возвращение жены.

В 1932 году они развелись официально. Элюар собирался жениться на танцовщице Марии Бенц по прозвищу Нуш, но этот поступок был продиктован, скорее всего, стремлением поэта освободиться от власти Гала над его душой. Стремлением явно безуспешным. Этого, разумеется, не произошло. В том же 1934 году, когда Элюар женится на Нуш, Гала и Дали тоже оформляют свои отношения -скромная церемония регистрации проходит в испанском консульстве в Париже. Обвенчаются они спустя почти четверть века, в 1958 году, через шесть лет после смерти Элюара. «Пока смерть не разлучит нас»…

В старости между Гала и Дали с виду царило такое же согласие, как и прежде, хотя на самом деле его уже не было и в помине. Гала неумолимо дряхлела, но желала по-прежнему оставаться молодой. Для этого она использовала все доступные в то время средства: кремы, пластические операции… и молодых любовников. Самый громкий ее роман был с молодым американским певцом Джеффом Фенхольдом, исполнителем главной роли в бродвейском спектакле «Иисус Христос — суперзвезда».

По возрасту Гала годилась ему в бабушки и столь же фанатично заботилась о нем: устраивала его карьеру, оплачивала огромные счета, покупала ему дома и студии звукозаписи. «Сальвадору всё равно, у каждого из нас своя жизнь», — заявляла она. И действительно, Дали был занят своими эротическими причудами — он устраивал живые картины, чтобы черпать в них вдохновение для своего творчества. Сотни молодых людей обоих полов позировали ему. Сам же Дали утверждал, что все они не имеют никакого отношения к той любви, которую он испытывает к Гала.

Галу часто упрекали в том, что она польстилась на красивую жизнь и громкое имя гения. Однако следует помнить, что к моменту знакомства со своей музой Дали был всего лишь малоизвестным испанским художником с целым набором странностей и причуд. Гала взялась сделать из него гения, и в этом состоит ее главная заслуга. Разумеется, Дали был талантлив, но чтобы убедить в этом окружающих, потребовалось немало усилий.

Оценив дарование своего возлюбленного, Гала развивает в Дали не только талант художника — по его воспоминаниям, она «с преданным и настойчивым упорством взялась убедить друзей-сюрреалистов, что я способен писать даже философские тексты, содержание которых обгоняло предвидение группы». Так, будучи впервые в Кадакесе и едва познакомившись с Дали, она собрала его отрывочные черновые заметки (которые он сам называет «непонятными»), взяла их с собой в Париж и переписала набело, придав им связную форму.

На основе этих заметок Дали издал «поэтический и теоретический сборник» под заголовком «Видимая Женщина» — и это, конечно, тоже была она, муза. «Гала, между прочими делами, должна была сражаться, чтобы мои идеи были хотя бы приняты к сведению самыми расположенными к нам друзьями», — пишет Дали. «Хотя бы приняты к сведению» самыми близкими людьми! Какую же работу надо было проделать, чтобы весь мир проникся этими идеями и поверил в них!

Свою совместную жизнь Гала и Дали начинали в маленькой лачуге в Порт-Льигате, поселке недалеко от Кадакеса, где жил Дали. Денег совсем не было, иногда приходилось чуть ли не голодать — во всяком случае, притчей во языцех стал персик, который влюбленным (тогда они еще не были официально женаты) приходилось делить пополам. Интересно, как бывшая русская девочка, выросшая в небогатой семье, учила своего возлюбленного поистине аристократическим принципам жизни и обращения с деньгами.

Создание подобной скорлупы вокруг Дали обошлось Гала нелегко: ей пришлось взять на себя не только бытовые проблемы, но и все заботы по добыванию денег. Когда они покинули Порт-Льигат и приехали в Париж, Гала каждый день, как на работу, уходила обивать пороги владельцев галерей, меценатов и предпринимателей, убеждая их в таланте Дали, уговаривая приобрести его картины или реализовать его технические проекты, чертежи которых носила с собой.

Сама она вела себя очень мужественно -после «красивой жизни» с Элюаром, театров, ресторанов и шикарных магазинов Гала начала сама шить себе платья, покупать на рынке дешевые продукты и готовить из них нехитрую еду. «Гала — единственный человек в мире, который мог помочь мне забыть провал -и страх — одной магией своего присутствия», -вспоминал Дали.

Наконец старания Гала увенчались успехом — у них появились деньги. Но даже когда один из меценатов выписал чек, деньги с трудом удалось получить — Дали вдруг овладела безумная идея, что служащий банка съест чек вместо того, чтобы выдать наличные. Гала стоило немалых трудов убедить Дали в абсурдности такого предположения и заставить протянуть чек в окошко. Когда появились деньги, Гала взяла на себя новый ежедневный труд — она создавала условия, необходимые для творчества Дали.

В дополнение ко всем этим великолепным наименованиям (прописными буквами их выделяет сам Дали), художник называет свою жену «единственной мифической женщиной нашего времени». На всех полотнах он ставит теперь подпись «Гала-Дали» и не устает повторять, что дает имя «главной правде» своего существования, ибо без его двойника Гала «Дали больше нет». «Самое главное на свете — это Гала и Дали. Потом идет один Дали. А на третьем месте- все остальные, разумеется, снова включая и нас двоих».

Гала занимает огромное место на картинах Дали. «Атомная Леда», «Тайная вечеря» (где в лике Христа угадываются черты лица Гала), «Мадонна Порт-Льигата», «Моя жена Гала, обнаженная, смотрит на свое тело», «Параноические превращения лица Гала», «»Ангелус» Гала», «Портрет Гала с двумя ребрышками ягненка, балансирующими на ее плече» — лишь самые известные из них.

Последняя картина вызвала горячие расспросы американских журналистов — откуда такое сочетание? «Я люблю свою жену и люблю отбивные, и не вижу причины, почему бы мне их не изобразить вместе», — не задумываясь ответил Дали. «А почему отбивные сырые?» — не унимались журналисты. «Потому что Гала тоже сырая, а не жареная», — логично ответил художник.

Теперь уже не надо было бегать по галереям и предлагать приобрести за бесценок картину Дали — состояние четы насчитывает миллионы долларов. При этом Дали настаивает на необыкновенной честности Гала в денежном вопросе.

Маленький домик в Порт-Льигате превратился в огромный лабиринт — К нему постоянно пристраивались всё новые и новые помещения, воплощавшие самые смелые дизайнерские замыслы пары Гала — Дали. К сожалению, здесь царит уже не такая идиллия, как прежде — к старости Гала стала совершенно невыносима, агрессивна и деспотична. Она потеряла всякий интерес к мужу, что привело его в состояние глубокой депрессии.

Гала умерла в Порт-Льигате, но завещала похоронить себя в Пуболе, замке, подаренном ей Дали в 1970 году. Он находился в 80 км от Порт-Льигата, но по испанским законам, берущим свое начало в Средневековье, когда повсюду свирепствовала чума, перевозить мертвое тело без специального разрешения было запрещено. Тогда сиделка с водителем завернули труп в одеяло и поместили на заднее сиденье машины — если бы их остановила полиция, можно было сказать, что они ехали в больницу и мадам Дали умерла по дороге.

Погребение состоялось 11 июня 1982 года, на следующий день после смерти. Гала лежала в своем любимом красном бархатном костюме от Шанель, а гроб был накрыт прозрачной крышкой. Дали не хотел покидать жену даже теперь и остался в Пуболе. Здесь он пишет свою последнюю большую картину под названием «Три прославленных тайны Галы». На следующий год в Мадриде и Барселоне должны открыться две выставки художника, и он пишет предисловие к каталогу под названием «Божественная Гала». ..

Гала Дали и ее любовные многоугольники

Сальвадор Дали и Гала | Фото: fakty.ua

35 лет назад, 10 июня 1982 г. ушла из жизни женщина, чье имя вошло в историю искусств благодаря Сальвадору Дали, чьей женой и музой она была на протяжении многих лет. Ей удалось стать для него одновременно матерью, любовницей и другом, абсолютно незаменимой и обожаемой. Но Дали был далеко не единственным мужчиной для нее. Гала никогда не отказывала себе в своих желаниях и заставила художника потакать всем ее прихотям.

Елена Дьяконова | Фото: e-reading.club


Елена Дьяконова | Фото: e-reading.club

Елена Дьяконова (именно так ее звали на самом деле) уехала из России в 1912 г. Она заболела чахоткой, и ее отправили на лечение в швейцарский санаторий, где она встретила французского поэта Эжена Гренделя. Он потерял от нее голову и принял решение жениться, вопреки воле родителей, считавших этот брак мезальянсом. Он посвящал ей стихи и издавал по ее совету под звучным псевдонимом Поль Элюар. Он же называл ее Гала – «праздник».

Гала и Поль Элюар | Фото: dali-genius.ru

Гала уже тогда имела четкие представления о том, каким хочет видеть свое будущее во Франции. «Я буду как кокотка сиять, пахнуть духами и всегда иметь ухоженные руки с наманикюренными ногтями». И хотя, по свидетельству современников, она даже в молодости не была красива, в обществе умела производить фурор. Это происходило благодаря непоколебимой уверенности в себе и своих чарах, а также умению интриговать публику. Она появлялась в костюме от Шанель с колодой карт в сумочке и, объявив себя медиумом, принималась предсказывать будущее. Мужчины называли ее «колдовской славянкой» и реагировали на нее так, словно действительно пребывали под действием магии.

Сальвадор Дали, Гала, Поль и Нуш Элюар, 1931 | Фото: dali-genius.ru

Не устоял перед ее чарами и немецкий художник и скульптор Макс Эрнст. Гала не только не скрывала роман от мужа, но и убедила его в необходимости жить втроем. Она всегда проповедовала идеи свободной любви, а ревность считала глупым предрассудком.

Гала и Сальвадор Дали | Фото: e-reading.club


Художник и его муза | Фото: dali-genius.ru

На момент знакомства с молодым художником Сальвадором Дали ей исполнилось 36 лет. Он был на 11 лет моложе, никогда не вступал в интимные отношения с женщинами и панически их боялся. Гала пробудила в нем чувства, которых раньше он не испытывал. По его признанию, она не только вызывала страсть, но и разжигала творческие способности. Он называл ее «демонесса моего гения».

Сальвадор Дали. Портрет Галы с двумя ребрышками ягненка, балансирующими на ее плече | Фото: personallife.ru

Гала не только дарила мощный заряд вдохновения художнику, но и была его менеджером, создателем «бренда» Дали. Среди ее знакомых было немало влиятельных и состоятельных людей, которым она предлагала вкладывать деньги в творчество мужа. Он подписывал картины «Гала-Сальвадор-Дали», уже не мысля своего существования без своей музы, а она убеждала его: «Скоро вы будете таким, каким я хочу вас видеть, мой мальчик».

Художник и его муза | Фото: e-reading.club


Сальвадор Дали, 1959 | Фото: aif.ru

Впрочем, не все разделяли восхищение художника. В прессе о нем и его музе писали: «Беспомощный в житейском отношении, чрезвычайно чувственный художник был пленен жесткой, расчетливой и отчаянно стремящейся в верха хищницей, которую сюрреалисты окрестили Гала-Чума». Ее называли «алчной валькирией» и «жадной русской потаскухой».

Художник и его муза | Фото: e-reading.club


Елена Дьяконова, она же Гала | Фото: e-reading.club

Гала никогда не отказывала себе в удовольствиях, на что ее муж реагировал спокойно: «Я разрешаю Гала иметь столько любовников, сколько ей хочется. Я даже поощряю ее, потому что меня это возбуждает». А она заявляла: «Жаль, что моя анатомия не позволяет мне заниматься любовью сразу с пятью мужчинами». И чем старше она становилась, тем моложе были ее любовники, и тем большим было их количество.

Сальвадор Дали и Гала | Фото: historytime.ru


Художник и его муза | Фото: historytime.ru

Говорили, что «ее мальчики стоят целое состояние» – она осыпала их деньгами и подарками, покупала им дома и машины. Однажды один из них, Эрик Сэмон, ужинал с ней в ресторане, а в это время его сообщники пытались угнать ее машину. А вот 22-летний Уильям Ротлейн, которому Гала помогала избавиться от наркотической зависимости, действительно был в нее влюблен. Но после того, как он не прошел актерские пробы у Феллини, ее страсть тут же угасла. А Уильям вскоре умер от передозировки наркотиков. Певец Джефф Фенхольт, исполнивший главную роль в рок-опере «Иисус Христос – суперзвезда», получил в подарок от любовницы дом за 1,25 млн долларов и картины Дали, а после открещивался от связи с ней.

Сальвадор Дали и Гала, 1957 | Фото: aif.ru


Художник и его муза | Фото: fakty.ua и personallife.ru

Когда она почувствовала приближение старости, попросила Дали приобрести для нее средневековый замок в Пуболе, где устраивала настоящие оргии. А мужу было дозволено являться туда только по специальному письменному приглашению. И даже это, по его признанию, ему понравилось: «Это условие польстило моим мазохистским наклонностям и привело меня в полный восторг. Гала превратилась в неприступную крепость, какой и была всегда. Тесная близость и, особенно, фамильярность способны угасить любую страсть. Сдержанность чувств и расстояние, как показывает невротический ритуал рыцарской любви, страсть усиливают».

Гала и Сальвадор Дали | Фото: e-reading.club


Художник и его муза | Фото: e-reading.club

В 1982 г. Гала неудачно упала, сломав шейку бедра. Ее здоровье уже было слабым, в последние дни в клинике она страдала от сильной боли, и вскоре скончалась. Дали усадил ее на заднее сиденье «кадиллака» и отвез в их семейный склеп в Пуболе. Художник пережил свою музу на 7 лет, но это была не жизнь, а медленное угасание и прогрессирующее безумие.

Сальвадор Дали и Гала | Фото: historytime.ru

Художник до конца дней любил свою музу, хотя на публике часто появлялся с другими женщинами: скандальная муза Сальвадора Дали Аманда Лир.


Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:


Нравится

Гала Дали — Музей Сальвадора Дали

О Гале Дали
1894 Гала (Елена Делювина Дьяконова) родилась в Казани, Россия, университетском городке на Волге. Гала была второй из четырех детей Ивана и Антонины Дьяконовых. Была путаница в отношении ее правильной даты рождения: источники варьируются от 1892 до 1895 года. Ее дочь Сесиль утверждает, что это было 18 августа 1894 года, но оба биографа Доминик Бона и Ян Гибсон указывают, что это было 26 августа 1894 года. календарная дата, которая соответствует 7 сентября 189 г.4 григорианского календаря).


1900   Считается, что первый муж Антонины, Иван, пропал во время поисков золота в Сибири. Гале было всего десять лет, когда до семьи дошло последнее известие о смерти ее отца. В результате семья, ее сестра Лидия и два ее брата, Никола и Вадим, остались без средств к существованию. По закону РПЦ мать Галы не могла повторно выйти замуж; она бросила вызов обычной практике, решив жить с богатым адвокатом по имени «Кола» в Казани. Такое расположение обеспечивало более комфортную жизнь семьи, хотя между детьми существовала напряженность по отношению к отчиму.


1910   Гала не может учиться в колледже, потому что в то время женщинам в этом провинциальном регионе было запрещено высшее образование. Тем не менее, она может пройти несколько университетских курсов литературы во время учебы в школе в Санкт-Петербурге.


1912   Стройная, хрупкая и слабая здоровьем Гала госпитализирована в санаторий Клавадель в Швейцарии после того, как у нее диагностировали туберкулез. Именно здесь она встречает молодого французского мальчика по имени Поль-Эжен Гриндель. Позже он меняет свое имя на Элюар, взяв девичью фамилию матери. Любовь пары процветает в изолированной атмосфере больницы, вдали от влияния семьи или друзей.


1914 Здоровье Галы улучшается, и перед отъездом в Россию она обручается с Полем Элюаром неофициально.

Первая мировая война. Элюар призван во французскую армию.


1916   Летом родители разрешают Гале покинуть Казань и присоединиться к Элюару в Париже.


1917   Гала и Элюар женятся в феврале. Гала беременеет их единственным ребенком Сесиль. Они живут с Гринделями, а Пол днем ​​работает в строительной компании своего отца, а по ночам пишет стихи.


19:19 Отряд Элюара демобилизован. Он возвращается домой к Гале, и они переезжают в квартиру. Элюар присоединяется к дадаистам и представляет свои стихи в издание Littérature.


1922 Гала и Элюар знакомятся с художником Максом Эрнстом, и между Галой и последним завязывается роман. Эрнст начинает жить с ними на их вилле в Обонне. Он чествует Галу, нарисовав ее, единственную женщину, на групповом портрете под названием «На свидании друзей».


1924   Элюар исчезает в добровольном изгнании на Восток. Гала едет в Сайгон, чтобы убедить его вернуться. Отношения между Эрнстом и Галой заканчиваются.


1927   Сюрреализм в полном разгаре с Элюаром в качестве его поэта. Гала часто присутствует в кафе Cyrano в Париже. Гала, как вспоминает Андре Тирион, всегда была элегантно одета и надменна на этих посиделках. «Гала знала, чего хотела, — сердечных и чувственных удовольствий и гениального общества».


1929 Элюар, Гала и их дочь Сесиль совершают поездку в Кадакес в августе. К ним присоединяются Рене и Жоржетта Магритт, а также Камилла Гоэманс в гостях у художника Сальвадора Дали.

Именно во время этого визита Дали влюбляется в Галу. Она считает его гением. Согласно автобиографии Дали «Тайная жизнь»: «Она хотела чего-то — чего-то, что стало бы воплощением ее собственного мифа. И эта вещь, которую она хотела, была чем-то, что она начала думать, возможно, только я мог дать ей.

Ухаживание продолжается среди скал и рощ Кадакеса до конца сентября. Во время прогулки по окрестным пропастям Дали спрашивает Галу, чего она от него хочет, — она отвечает: «Я хочу, чтобы ты меня убил». Этот «секрет», как утверждает Дали, излечивает его от безумия. Приступы смеха и истерия, которые он испытывал до ее прибытия, прекращаются.

Гала остается в Кадакесе через несколько недель после отъезда Элюара. Она возвращается в Париж с Дали и некоторыми из его картин, которые будут выставлены в галерее Goemans. Гала, используя длинные заметки Дали о параноидально-критическом методе, убеждает Бретона в том, что оригинальность Дали может стать важным стимулом для сюрреалистического движения.

Дали возвращается в Фигерас, чтобы объявить о своей любви к Гале. Отец Дали яростно противится отношениям сына и изгоняет его из семейного дома. Перед отъездом в Париж, чтобы присоединиться к Гале, Дали бреет голову и закапывает волосы на пляже Кадакес.


1934   Дали и Гала поженились 30 января.


1935   Богатый британский коллекционер Эдвард Джеймс пишет своему другу: «Как прекрасно, когда художник находит для себя подходящую жену. Это должно произойти только один раз из ста. Это случилось с Дали, и я думаю, что это будет иметь решающее значение для его карьеры — на самом деле, вся разница между тем, останется ли он интересным явлением искаженного десятилетия или станет одной из двух или трех ведущих фигур грядущего. возраст.»


1936 Гала вместе с мужем участвует в Международной выставке сюрреалистов в Лондоне. Вклад Гала — макет сюрреалистической квартиры, центральным элементом которой является лестница, ведущая к увеличенной фотографии скульптуры Амура и Психеи.

Зрелость Дали как художника развивается, и они тоже развиваются как пара. Дали получил покровительство Эдварда Джеймса, который финансирует его карьеру в конце тридцатых годов. Дали стали чрезвычайно модной и грозной парой, способной обладать властью и влиянием.


1937   Роль Галы в их отношениях становится ролью его бизнес-менеджера. Она отвечает за управление их деньгами и ведет все переговоры с покровителями и галереями, касающиеся работ Дали. Гала также отвечает за организацию повседневных деталей жизни, позволяя Дали рисовать. Ее художественные обязанности варьируются от выбора и исследования лучших красок, лаков и кистей до поиска прекрасных старых рам для выставки его картин. Гала всегда настаивал на том, чтобы он уделял пристальное внимание своей технике.


1938   Сесиль, дочь Галы, выходит замуж за поэта Люка Декона, который не встречает одобрения ее матери. Гала и ее дочь живут раздельно большую часть своей жизни.


1939   Дали пытается дистанцироваться от сюрреалистов. Гала и Дали решают уехать в Америку в феврале. Как только Дали приезжает, его имя появляется на первых полосах газет. Дали арестовывают, когда он случайно разбивает окно Бонвита Теллера после того, как витрина, которую он разработал, была переставлена. По словам Жюльена Леви, Гала «сходила с ума, готовая выцарапать кому угодно глаза». Впоследствии Дали освобождают, и все обвинения снимаются.

Вернувшись из Америки, Гала и Дали поселяются в Аркашоне, Франция, чтобы избежать гражданской войны в Испании. Леонор Фини, одна из многих живших там художников, описывает Галу как «физически привлекательную, маленькую, но хорошо сложенную, с оливковым оттенком кожи и очень внимательными черными глазами». Леонор была впечатлена представлением Галы о жизни, согласно которой «каждое мгновение должно представлять собой месть, завоевание или преимущество».

Война в Европе обостряется, и Франция вот-вот подвергнется вторжению. Перед отъездом Дали в Америку Гала должна вернуться в Париж одна, чтобы забрать оставленные картины. Через две недели после ее визита Париж падает.


1940   Во время Второй мировой войны Гала через свою подругу Карес Кросби договаривается остаться в своем поместье в Вирджинии. Анаис Нин, также гостья в то время, отмечает организаторские способности Гала: «Прежде чем мы это узнали, дом работал на благо Дали. Гала предположила, что мы все здесь, чтобы служить Дали».


1941   В течение семи лет, что Дали проживают в Соединенных Штатах, летом они путешествуют в Калифорнию и останавливаются в отеле Del Monte в Пеббл-Бич или в студии в Монтерее, где Дали мог рисовать. Гала часто ездила вдоль калифорнийского побережья на «кадиллаке», чтобы немного уединиться от требований Дали. Зимой они возвращались в отель St. Regis в Нью-Йорке по делам.


1943 г. Мистер и миссис А. Рейнольдс Морс покупают свою первую картину Дали и встречаются с Дали и Галой, чтобы выпить в ресторане King Cole Room в отеле St. Regis в Нью-Йорке.


1945   Дали рисует классический портрет Галы под названием «Галарина». Картина пишется больше года. Гала изображена с частично обнаженной грудью, смотрящей с холста темными, проницательными глазами, которые несколько лет назад Поль Элюар описал как «взгляд, который может пронзать стены».


1948   Дали и Гала возвращаются в Кадакес и встречаются с отцом Дали. Ана-Мария, сестра Дали, до сих пор горько обижается на Галу. Она ненавидит Галу за то, что она «украла» преданность своего брата и ошибочно поверила, что Гала сообщила о ней во время гражданской войны в Испании. Ана Мария считает, что Гала виновата в том, что ее пытала военная полиция.

Гала начинает играть второстепенную роль, поскольку Дали становится все более заметным в важных художественных и социальных кругах. Ее обида, кажется, только усиливает ее холодность и пренебрежение к чувствам других. Она отвергает поклонников и подхалимов Дали как «монстров» и избегает их общества.


1953   Новый период совместной жизни Дали и Галы, кажется, развивается так же, как происходит дистанцирование между ними. Гала начала совершать ежедневные экскурсии с молодыми компаньонами-мужчинами в бухты и бухты мыса Креус, пока Дали работает. Дали привык к ее присутствию в мастерской, где много лет назад она читала ему, пока он рисовал. Без нее Дали испытывает все возрастающее личное одиночество.

Гала начинает отсутствовать в компании Дали на многочисленных светских мероприятиях, которые он посещает. Эти краткие, если не несуществующие появления Галы не остаются незамеченными старыми друзьями. Леонор Фини заметила: «Она стала персонажем, и она носила это как доспехи, очень замкнутая внутри себя».


1958   Дали и Гала женятся на религиозной церемонии в Ла-Капелла-де-ла-Маре-де-Деу-дельс-Ангелы в Жироне, Испания различных личных секретарей в течение следующих 30 лет. Тем не менее, она сохраняет исключительные права на продажу картин Дали.


1963   Гала влюбляется в двадцатилетнего молодого человека по имени Уильям Ротлейн, который напомнил ей Дали, которого она впервые встретила в 1929. Несмотря на то, что она поклялась в полной верности этому молодому человеку, это обещание вскоре нарушается.


1969   Гала, которой сейчас за семьдесят, хочет отдельной жизни и уже устала заботиться о Дали. Она находит идеальное убежище в маленьком средневековом замке, расположенном в Пуболе недалеко от Жироны. Дали отреставрировал замок и расписал красивые потолочные фрески и дверные проемы для своей жены. Дали разрешено посещать только по письменному приглашению от Галы.


1970   Семидесятые годы приносят в жизнь Галы резкий поворот, поскольку она отчаянно пытается сохранить свою власть над Дали, хотя бы для того, чтобы заработать деньги. Она также понимает, что экзотические масла, питательные процедуры или операции не могут вернуть ей молодость.


1973   Гала начинает отношения с Джеффом Фенхолтом, певцом и актером, сыгравшим главную роль в рок-опере «Иисус Христос – суперзвезда».


1980   В феврале Дали и Гала заболевают гриппом во время своего пребывания в Нью-Йорке; ни один из них полностью не выздоравливает. Страдания Галы принимают форму старческого слабоумия, что также влияет на ее ясновидение. Кроме того, у нее дважды были переломы ребер и таза.


1982 Гала умирает 10 июня в Порт-Льигате. Она похоронена в своем замке в Пуболе.


О музее Дали
Музей Дали, расположенный в самом сердце живописного центра города Санкт-Петербург, штат Флорида, является домом для беспрецедентной коллекции из более чем 2400 работ Сальвадора Дали, в том числе почти 300 картин маслом, акварелей и рисунков, а также как более 2100 гравюр, фотографий, плакатов, тканей, скульптур и предметов искусства. Некоммерческая миссия музея — заботиться о своей коллекции и делиться ею на местном и международном уровнях — основана на стремлении к образованию и поддерживается культурой благотворительности.

Ресторан Dalí признан гидом Мишлен на международном уровне трехзвездочным рейтингом; AOL Travel News назвал его «одним из лучших зданий, которые нужно увидеть в своей жизни»; и назван одним из десяти самых интересных музеев мира по версии Architectural Digest. Само здание представляет собой произведение искусства, в том числе геодезический стеклянный пузырь по прозвищу «Энигма», состоящий из 1062 треугольных стеклянных панелей, — достойная дань уважения наследию инноваций и преобразований Сальвадора Дали. Исследуйте Дали в любое время с помощью бесплатного приложения Музей Дали, доступного в Google Play и App Store. Музей Дали расположен по адресу One Dalí Boulevard, St. Petersburg, Florida 33701.

Между богиней и чудовищем — alexanderadamsart

[Изображение: Эрик Шаал, Сальвадор Дали и Гала работают над павильоном «Сон Венеры», 1939 . © Fundació Gala-Salvador Dalí, Фигерас, 2018 г. Права на изображение Gala et Salvador Dalí защищены. Fundació Gala-Salvador Dalí, Figueres, 2018.]

I. Жизнь Гала

Гала Дали вызвал неоднозначную реакцию публики. Ее считали музой, загадкой, чуткой культиваторшей творчества и развратной сердцеедкой. Она — одна из самых противоречивых фигур среди историков сюрреализма. Ее тень вырисовывается большой, простираясь на манер Далиана через пейзаж сюрреализма. Она была поражена рядом крупных творческих людей — среди прочих, у нее были отношения с Дали, Элюаром, Эрнстом и де Кирико, — но многие, кто встречался с ней, описывали ее как трудную и требовательную, вызывающую у знакомых больше уважения, чем привязанности. Прежде всего, она осталась в памяти и воображении миллионов людей как центральный повторяющийся предмет искусства ее мужа Сальвадора Дали, который был так предан ей, что обычно подписывался «Гала Сальвадор Дали».

Англоязычный перевод каталога недавней выставки в Национальном музее искусства Каталонии в Барселоне (5 июля — 14 октября 2018 г.) исследует жизнь Гала Дали, показывая потрясающие фотографии и личные документы. Это обзор каталога.

[Изображение: Неизвестный автор, Портрет Гала «Тет в замке» . © Fundació Gala-Salvador Dalí, Фигерас, 2018. Права на изображение Gala et Salvador Dalí защищены. Fundació Gala-Salvador Dalí, Фигерас, 2018. ]

Елена «Гала» Ивановна Дьяконова Элюар Дали родился в Казани, Россия, 7 сентября 1894 года. Гала, страдавшая в раннем возрасте туберкулезом, была отправлена ​​семьей среднего класса в горный санаторий в Швейцарии. По прибытии в 1912 году она познакомилась с подающим надежды поэтом Полем Элюаром (1895–1952). У них завязался роман, который в 1916 году привел к свадьбе. Он часто писал о ней, ее красоте и гипнотическом взгляде, который вдохновлял многих художников, фотографов и писателей, связанных с движениями Дада и Сюрреализма.

Она была сложным персонажем, но это часто упускалось из виду из-за того, насколько скрытной она была в некоторых отношениях. Распространенное обвинение в том, что Гала была охотницей за деньгами – в отношении отношений – несправедливо. Когда она ушла от Элюара к молодому и бедному Дали в 1929 году, она пошла на риск, и это кажется искренним эмоциональным обязательством с обеих сторон. Ее влечение к мужчинам никогда не кажется материалистичным, хотя она и была материалисткой. Гала была одновременно освобождена своим блуждающим взглядом и в то же время поймана в ловушку своим либидо. По мере того, как она использовала свою свободу, она становилась все более зависимой от своего эротического влечения и романтических отношений. Утверждение ее независимости в сексуальных вопросах заперло ее в образе жизни, который привел к тому, что ее публично считали музой и любовницей. Хотя Эстрелла де Диего, автор каталога, справедливо отмечает, что взгляды русских женщин и испанок были связаны с влиянием ориентализма (выдвинутого Эдвардом Саидом), этот момент подвергается критике. Все культуры развивают нарративы, включающие взгляды на себя и чужие культуры, которые утверждают и повторяют стереотипные черты своих и чужих групп. Это явление не уникально для Западной Европы, а повторяющееся универсальное явление.

Хотя образ таинственной пожирающей богини — той, что очаровывает и отталкивает, соблазняет, а затем избавляется от любовников — является клише, он также точно описывает роль, которую Гала исполняла в кругу сюрреалистов. Она действительно была плодовитой любовницей, уверенной в себе и напористой, пугающе резкой, вдохновляющей, но в то же время глубоко личной, не в последнюю очередь о своем русском прошлом и своих сокровенных чувствах. Хотя это клише не является полной правдой, оно хорошо описывает функцию Галы как музы сюрреалистов, игнорируя при этом правду (насколько это вообще возможно) о ее внутренней жизни.

В 1929 году Гала и Элюар отправились на лето в Кадакес в дом Дали. (См. мой обзор Магритта и Дали здесь.) Гала закрутила роман с Дали, который привел к браку и продлился до ее смерти. В первые годы они постоянно были вместе, посещая светские мероприятия, сюрреалистические балы и богемные собрания, где участвовали в сеансах и отвечали на вопросы анкеты. Они были эффектной парой, оба очень привлекательные и стильно одетые. Когда они проводили время в Нью-Йорке в 1930-х годов они сразу же стали хитом среди коллекционеров произведений искусства и прессы. Дали стал считаться безумным сюрреалистом по преимуществу, а таинственная Гала — его отчужденной и гламурной музой. Они провели 1940-е годы в Америке, братаясь с Уолтом Диснеем и Альфредом Хичкоком, а Дали зарабатывал на жизнь рисованием сюрреалистических портретов миллионеров. Когда они вернулись в Испанию в 1949 году, Дали считался продажным и предателем за поддержку генерала Франко. Когда Дали объявил, что будет писать религиозные картины, прославляющие божественное величие католической веры, с Галой в качестве модели, сюрреалисты и последователи модернистского искусства отвергли его как бессовестного искателя рекламы. В 1960-х Дали многие считали неуместным клоуном. Он нашел новую волну сторонников среди хиппи и поклонниц, которые приехали в дом Дали в Порт-Льигате. Его сказочные образы были идеальным сопровождением для ЛСД-трипов. Сексуальной распущенности Дали предавались андрогинные молодые люди на уединенном пляже, в то время как Дали вершил суд на каменном троне. (Он предпочитал смотреть, а не участвовать.)

Гала закрутила романы с молодыми мужчинами. Ее потребность в уединении — она презирала сексуальные выходки поклонниц на пляже — привела к покупке башни в Пуболе в 1919 году. 69. Эта башня недалеко от их дома в Порт-Льигате будет ее частной собственностью, и Дали не будет разрешено посещать ее без письменного приглашения от нее. (Это было проявлением его глубокого мазохизма, заявил он.) Вместе пара руководила ремонтом и проектировала украшения, некоторые из которых Дали нарисовал. Другие кажутся работой его помощников в студии. Образцы далийского вдохновения можно увидеть в иллюзионистских фресках, чучелах животных и сюрреалистических ансамблях. В этом каталоге представлено множество фотографий башни во времена Галы и ее нынешнее состояние, которое в основном такое же, как и было. В 1971 В Vogue были представлены фотографии пары в башне и новые произведения декоративно-прикладного искусства. Однако Гала была фанатично скрытной и отказывалась пускать посетителей, пока ее не было, максимально ограничивая доступ к своей башне. Историки часто упускают из виду Пуболя, который, как правило, бегло пропускает последние годы жизни художника. Это был совместный проект, хотя неясно — судя по приведенным здесь свидетельствам — кто за какие части отвечал. С 1990-х годов башня доступна для посетителей.

Гала умерла в 1982 году и была похоронена в подвале башни Пуболь. Дали, уже страдающий от симптомов болезни Паркинсона и неспособный ходить, отказался от еды, и впоследствии его кормили через носовую трубку. Он был неспособен рисовать из-за тремора и глубокой депрессии. Дали намеревались похоронить в башне рядом с Галой. Он спроектировал гробницы-близнецы так, чтобы их духи могли держаться за руки. После смерти Дали в 1989 году мэр Фигераса ошеломил людей, объявив, что в последние дни своей жизни Дали поделился с ним своим желанием быть преданным земле в Театро-музее в Фигерасе, сделав публичное заявление, которое застало всех врасплох. Никто из тех, кто знал Дали, не верил, что Дали хочет расстаться с Галой. Мэр совершил циничный переворот, сохранив тело художника из соображений гражданской гордости. Прежде чем кто-либо успел выступить с серьезным протестом, в Фигерасе состоялись похороны. Сегодня посетители музея бродят по его надгробию, не замечая его.

Дали следует перезахоронить в башне Пуболь рядом с Галой.

 

II. Выставка

Выставка в Барселоне была посвящена жизни Галы, подчеркивая ее роль музы и соавтора. Описание Галы как создателя спорно. (Это будет обсуждаться в части III.) На выставке используются фотографии, произведения искусства и имущество из ее башни в Пуболе в качестве точки фокусировки, которая олицетворяет взаимодействие между ней и Дали. Дали был лишь одним из художников в ее жизни, хотя, по общему признанию, самым важным для нее. Башня рассматривается куратором как коллаборация, отражающая не только характер Галы, но и как проявление ее творчества как сотворца.

В каталоге воспроизведены некоторые из ее вещей, включая книги, зеркала и иконы. С поэтессой Анастасией Цветаевой она была знакома с детства, и в коллекции хранится копия одной из ее книг с надписью Гале от автора, датируемая 1974 годом. Многие ее книги русскоязычные, в основном классика в твердом переплете. Это и несколько сентиментальных примет из России напоминают нам о невидимой стороне Галы как русского эмигранта. Есть примеры платьев и жакетов, которые Гала носила в 1940-х годов и сохранены. Гала оставалась стройной, поэтому платья подходили ей даже спустя десятилетия после того, как она их приобрела. Есть фотографии из ее детства вплоть до 1970-х годов. В самые последние годы Гала не любила фотографироваться. Есть и другие фотографии (далеко не все поздние), где Гала соскребла лицо, недовольная своей внешностью – признак ее тщеславия и неуверенности. Некоторые из самых интригующих фотографий — Гала в молодости с Элюаром в санатории: она стоит в ослепительном снегу, сидит внутри с другими пациентами с легкими, играет в шахматы или читает книгу. Поразительная пара фотографий показывает, что Гала и Элюар одеты как Пьеро. Одна из фотографий принадлежала Андре Бретону

На фотографиях молодой пары 1930-х годов можно увидеть сильную привязанность, которую они испытывали, их физическую близость и удовольствие от общества друг друга. Обнимающаяся пара в фотобудке — один из самых трогательных примеров их личной химии. Мы видим молодых влюбленных, живущих в домашних условиях, общающихся с другими сюрреалистами в галереях и на пляже в Испании. Есть фотографии Ман Рэя, которые укрепили ее репутацию главной музы сюрреализма. Есть знаменитый снимок лица Галы, демонстрирующий «взгляд, пронзающий стены», как выразился Элюар. Есть фотографии красивой пары, сделанные Битоном и Хорстом. Близкая дружба поэта Рене Кревеля с Галой проявляется в их фотографиях и письмах. Самоубийство Кревеля в 1935 сильно прочувствовали и Гала, и Дали. Такая дружба делает Гала более симпатичной, чем в биографиях Дали.

На многих фотографиях Гала изображена как муза модельеров. С ее хорошим костяком и стройным, но женственным телосложением, не говоря уже о ее известности в социальных кругах, ей часто давали наряды для публичных мероприятий. Есть фотография, на которой она изображена в знаменитой шляпе на высоком каблуке Скиапарелли — концепция, которую Дали и Гала придумали для сюрреалистического бала и которая была разработана кутюрье с их разрешения.

[Изображение: Андре Кайе. Гала со шляпкой Эльзы Скиапарелли  вдохновлен дизайном Сальвадора Дали  (1938) Андре Кайе. Париж. Права на изображение Гала и Сальвадора Дали защищены.
Fundació Gala-Salvador Dalí, Figueres, 2018.]

Иллюстрации включают исходные фотографии Галы, позировавшей для Leda Atomica (1947), Galarina (1945) и других картин. (Гала не стеснялась позировать обнаженной.) Есть фотография профиля 1933 года, которая использовалась для Портрет Галы с лобстером (1933). На выставке было представлено множество картин, рисунков и гравюр Дали. Это показывает, как часто Гала появлялась в творчестве Дали, часто как центральный мотив. Гала стала целым миром, который населяет и оживляет воображение Дали. Она — Мадонна, которая безупречно плывет ( Мадонна Порт-Льигата ), воплощение классической грации ( Леда Атомика ), вечная женщина, распыленная ( Плоть декольте моей жены, одетая, опережающая свет на полной скорости ), таинственное параноидальное видение ( Моя жена, Обнаженная, Созерцание собственной плоти, ставшей лестницей, Три позвонка колонны, Небо и архитектура ), приснившаяся женщина-ребенок ( Раскаяние ), непознаваемая фигура из картина старых мастеров ( Сахарный сфинкс ) и уверенная в себе сексуальная современная женщина ( Галарина ).

Многие работы Дали с изображением Гала были выставлены на выставке в Барселоне и проиллюстрированы в каталоге. Ассортимент был хорошим, работая в каждом периоде. Несколько слабых поздних работ показывают усталость Дали в XIX веке.60-х и 1970-х годов. Есть несколько рисунков на кальке, показывающие Дали, обведенные фотографиями во время подготовки картин. Гелиогравюры — метод светочувствительного переноса рисунка на пластину для травления — показывают, как Дали использует технические средства для воспроизведения искусства. Хотя это допустимый способ создания отпечатков, его использование препятствует художнику изучать технику гравюры и развивать способности в гравюре. Уже к началу 1930-х годов Дали использовал ярлыки для создания искусства. Растущее коммерческое и общественное давление с целью создания произведений искусства привело к тому, что Дали стал работать с меньшим участием, включая использование помощников, фоторепрографию и, в конечном итоге, лицензирование других для производства материалов, которые он одобрял.

[Изображение: Сальвадор Дали, Память о женщине-ребенке. Императорский памятник женщине-ребенку (1929 г.), Museo Nacional Centro de Arte Reina Sofía, Мадрид. Завещание Дали. © Salvador Dalí, Fundació Gala-Salvador Dalí, VEGAP, Барселона, 2018.]

К счастью, большая часть искусства здесь сделана хорошо, с оригинальностью и искренним чувством. Он включает кредиты из Театро-музея и известных музейных и частных коллекций. Для поклонников Дали здесь есть чем насладиться, не в последнюю очередь исходными фотографиями Галы, которые использовал Дали. Любители Дали будут очарованы сочетанием искусства и источников. Было включено несколько произведений искусства, созданных не Дали, но с участием Гала.

Есть горстка экскизов трупов , в которых Гала участвовала в показе. Игра состоит из сложенного листа бумаги, который передается по кругу, и игроки рисуют часть изображения, не зная остальной его части. Также есть версия со словами. Журнальная иллюстрация документирует ныне утерянную сюрреалистическую сборку, сделанную Галой. Такие объекты обычно изготавливались художниками и нехудожниками из группы сюрреалистов, настолько, что примерно в 1930–1932 годах это считалось манией. Документальные фотографии Гала, Дали и группы производителей, создающих Dream of Venus (вклад Дали на Всемирную выставку в Нью-Йорке 1939 года) показывают вклад Гала в творческий процесс. Павильон был отчасти сюрреалистической средой, отчасти аттракционом тематического парка, отчасти витриной магазина; его разобрали, когда ярмарка закрылась.

Были выставлены некоторые личные открытки и письма к Гале и от нее. К ним относится черновик письма ее отцу в Россию, написанный в 1945 году. Гала поддерживала связи со своими братьями, сестрами и родителями, несмотря на географическое разделение. Единственным величайшим вкладом этой выставки было раскрытие аспектов Галы, отсутствующих в искусстве других, а именно ее личного чтения и ее русского происхождения.

 

III. Каталог

Этот каталог представляет Галу как активную участницу искусства, вдохновленного ею, а также предполагает, что она была чувствительным писателем, на основании ее писем и незаконченного фрагмента воспоминаний. Рукопись была найдена совсем недавно и опубликована в 2011 году. Судя по приведенным здесь кратким цитатам, это определенно информативный и интересный документ. Гала была переводчиком Дали в первые годы их жизни в США. Она управляла его карьерой и использовала обаяние и упорство для продвижения его искусства. Однако здесь не следует переоценивать ее влияние. Дали уже добился значительных успехов в Испании до того, как встретил Гала, и нет никаких оснований думать, что его уникальное видение, эксцентричность и стремление к славе (все это установлено к 1929) не добился бы большого успеха без Галы. Де Диего обсуждает возможность того, что Гала приложила руку к опубликованным произведениям Дали, но, помимо доказательств того, что Гала исправляла французский язык Тайная жизнь Сальвадора Дали , она представляет не более чем предположение. Несомненно, некоторые произведения Дали восходят к разговорам с Галой, но, повторюсь, Дали уже был плодовитым писателем еще до того, как встретил Галу.

[Изображение: Сальвадор Дали, Гала Плацидия. Галатея сфер ( 1952), Гала-фонд Сальвадора Дали, Фигерас. Сальвадор Дали, Fundació Gala-Salvador Dalí, VEGAP, Барселона, 2018.]

Кажется, Гала была довольна работой с другими творческими людьми и через них, вместо того, чтобы представлять себя в качестве главного творца. Она публиковалась очень мало. Де Диего отмечает предисловие Гала к раннему сборнику стихов Элюара. В конечном счете, казалось, что сотрудничество с моделью вполне удовлетворило Галу. Возможно, она не была уверена в своих способностях и в окружении известных авторов стеснялась представлять свои сочинения. Определенно кажется, что материала высокого уровня достаточно, чтобы собрание сочинений, включая ее мемуары, случайные статьи и письма, было опубликовано в виде отдельного тома.

В качестве биографического исследования (по общему признанию, не полной биографии) текст каталога Эстреллы де Диего имеет серьезные недостатки. Анна-Мария, сестра Дали, не освещена подробно, и ее важность не прояснена. Братья и сестры были очень близки, и Анна Мария является героиней многих ранних портретов. Анна-Мария и Гала невзлюбили друг друга с самого начала, и между (с одной стороны) Анной-Марией и Дали-старшим и (с другой) Дали и Галой начался взаимный разрыв. Еще одно упущение — Сесиль, дочь Галы от Элюара, с которой плохо обращалась ее мать: брошенная в детстве и отвергнутая во взрослой жизни. После смерти Галы Сесиль обменяла искусство Дали, которое у нее было, на фотографии и письма, относящиеся к ее отцу, в поместье ее матери. Нелюбовь Галы к собственному материнству и ее холодность по отношению к дочери практически отсутствуют в этом рассказе. Де Диего предполагает, что полное отсутствие Сесиль в черновом тексте мемуаров Гала было тем, к чему Гала вернулась и добавила его позже. Хотя интересно.

Де Диего излагает «Гала-творца без видимой работы». Она также считает Гала соавтором искусства Дали, отчасти на основании присутствия здесь в его творчестве, подписи Дали «Гала Сальвадор Дали» и его постоянных ссылок на нее в публичных заявлениях о его идеях и искусстве. Это приводит ее к идеям делегированного авторства искусства и концепциям, предложенным постмодернистами. Эти аргументы не более и не менее понятны или убедительны, чем любые другие аргументы постмодернизма. Идея о том, что башня Пуболь похожа на концептуальное произведение искусства, может быть обоснованной. Однако другое утверждение де Диего о том, что Театро-музей не является концептуальным произведением искусства — из-за того, что он отдает приоритет постановке ранее существовавшего искусства и является общественным пространством, — необоснованно. Большая часть опыта посещения Театра-музея — это концептуальная постановка искусства, коллабораций и сборок, созданных специально для этого места. Действительно, существование музея, занимающего театр из детства Дали, переосмысленный как частично разрушенная, частично преобразованная сцена для его искусства, является концептуальным проектом.

Автор очень тонко проводит параллели между Галой и другими творцами. Из-за ограниченного общественного понимания Галы этот каталог, возможно, лучше было бы использовать для описания ее деятельности с использованием цитат из писем и ее неполных воспоминаний, включая личные фотографии Галы и фотографии Дали для картин, чтобы расширить общие знания о Гале. Существует всеобъемлющая хронология, которая будет источником для исследователей; это указание на то, каким мог бы быть этот каталог.

Возможно, одна из причин, по которой де Диего предпочитает останавливаться на спекулятивных параллелях с Клодом Кэхуном и Джорджией О’Киф, а не обсуждать жизнь Галы, заключается в моральной туманности. Это не ссылка на открытый брак Дали — вопрос, который пара должна обсудить наедине, — а скорее причастность Галы к неэтичному поведению. Де Диего опускает проверенные рассказы о том, как Гала заставляла Дали производить все больше и больше коммерческих работ, в большинстве из которых он мало участвовал в творчестве. Дали авторизовал скульптуры произведений мастеров, в том числе серию вариаций, изготовленных мошенническим путем в «дополнительных» изданиях. Дали подписал десятки (возможно, более сотни) тысяч чистых листов для изготовления разрешенных, пиратских и откровенно поддельных репродукций. Это нанесло огромный ущерб художественной репутации Дали. Мир искусства наводнен фальшивыми Дали, что признают даже эксперты и музеи Дали. Гала была замешана в этом мошенничестве.

У Дали была тяга унижать себя и окружающих, получая удовольствие, наблюдая, как товарищи изменяют своей морали до тех пор, пока не сдаются, поддавшись своей жадности. Тем не менее, если бы Гала проявила свою личную власть, она могла бы предотвратить или обуздать это. Гала был замешан в мошенничестве, контрабанде валюты, уклонении от уплаты налогов и подделке документов. На рейсах она возила чемоданы с незадекларированной наличностью; она поехала из Парижа в Нью-Йорк, чтобы положить чеки в свой банк, чтобы уклониться от налогов в Испании. Гала участвовала на всех уровнях в личной, художественной и юридической коррупции Дали и последующем ограблении тысяч коллекционеров Дали.

Это только один из аспектов Галы, но он центральный, поскольку связан с ее стяжательством и эгоизмом. Эта коррупция нигде не упоминается в этой книге. Да, Гала была оклеветана, и эта книга стремилась выявить творческую сторону Галы и ее связи с художниками и писателями, но без признания темной стороны характера Галы мы получаем неузнаваемый портрет. Читатели этой книги уйдут, зная только половину Галы.

Де Диего приводит обоснованные доводы в пользу оценки Галы в более сочувственной и округленной манере. Письма, фотографии и личные вещи, которые она обнаружила в коллекции Музея Дали (и представленные на этой выставке), достаточны, чтобы свидетельствовать о сложном, культурном характере и творчестве Галы. Однако, судя по этой книге, де Диего плохой защитник. Нападки автора на Андре Бретона достигают невообразимого — они заставляют Бретона казаться сочувствующим и достойным, обрушивая на него мелочную критику. Бретон был человеком с огромными недостатками: высокомерным, авторитарным, отчужденным, агрессивным, носившим пожизненные обиды, настоящим тираном. Тем не менее, де Диего так увлечена отстаиванием Галы (и других женщин-сюрреалистов), что ее аргументы делают — посредством переноса — эти женщины кажутся слабыми и сварливыми, забитыми и раздражительными. Любой, кто изучал женщин-сюрреалистов — как я это делал для многочисленных обзоров — знает лучше. Когда ваши аргументы отпугивают естественно сочувствующих читателей, вам как защитнику необходимо проанализировать свои ошибки.

Де Диего настолько убеждена в том, что Гала — еще одна талантливая женщина, вычеркнутая из истории шовинистами, и так вдохновлена ​​своей ролью защитника Галы, что увлекается неопубликованными произведениями Галы, видя в ней « художник без тела работы». Мы подходим опасно близко к феминистской ошибке: из-за прошлой несправедливости сегодняшний недостойный человек должен в качестве компенсации получить незаслуженный статус. Быть художником требует усилий, целеустремленности, достижений и концентрации художника. Быть художником не случайно. Гала Дали, талантливый автор прозы и корреспонденции, не был художником.

Подводя итог: первичный материал выставки и каталога дают нам гала-концерт более сложный и симпатичный, чем представленный до сих пор; доводы Гала как независимого творческого художника-писателя не подтверждаются материалами и концепциями, изложенными в каталоге, хотя материал достоин обширной публикации; Представление каталога жизни Галы и отношений с Дали настолько неполно, что может ввести в заблуждение.

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *