Гуцульский орнамент: Картинки по запросу гуцульский орнамент

Фотообои Гуцульский орнамент арт. 17028, коллекция Украина

Загрузите свое

изображение

cloud_upload

Ваше сообщение

отправлено

Перетащите сюда

изображение

file_upload

Прикрепить файл

account_box

Имя

phone

Номер телефона

mode_edit

Комментарий

Избранное

Очистить все

  • Декор
  • Фотообои
  • Обои

Фотообои

Категории

Категории

Все категории

По типу помещения

За стилем

Подбор по цвету

Коллекции

Коллекции

По цвету

По цвету

По типу помещения

За стилем

Картины

Фотообои в

Помощь

Наши сертификаты

Главная

Каталог

Фотообои Украина

phone Быстрый заказ

shopping_cart Полный заказ

Наш дизайнер подберет самый оптимальный вариант

Укажите свой контактный номер телефона и мы вам перезвоним

phone

Номер телефона

Цена от 91. 25 грн

Оформление заказа

1. Выберите размер

см

Показать рулоны

2. Выберите материал

Жаккард™

Видеообзор текстур

Аква

★★★★★

★★★★★

365.00 грн/м2

Стандарт

Премиум

Клей

Лак

3. Контактные данные

phone

Номер телефона

Выбор метода оплаты:

Оплата картой (-10%)
Наложенный платёж

Плательщик:

Физическое лицо
Компания

account_box

Название компании

account_box

Налоговый номер компании

Цена
0 грн
0 грн

Непонятно как будет смотреться?

Отзывы

  • star_rate
  • star_rate
  • star_rate
  • star_rate
  • star_rate
  • star_rate
  • star_rate
  • star_rate
  • star_rate
  • star_rate
  • star_rate
  • star_rate
  • star_rate
  • star_rate
  • star_rate

Рекомендованные товары

Гуцульский наряд – зеркало природной красоты — Блог о турах по Украине

Гуцульщина – это край, в котором жизнь бьёт ключом во всех своих проявлениях. Первозданная красота Карпатских гор, лесов, озер сформировали уклад жизни гуцулов. Жизнь в гармонии с природой, ощущение ее дыхания в каждой травинке и камешке отобразились во всех сферах быта и фольклорных традициях карпатских друидов. Не стала исключением и колоритная гуцульская одежда. Яркие природные краски Карпат воплотились в вышитых сорочках, кептарях и женских платках, а пение водопадов – в мелодичном звоне богатых женских украшений. В орнаментальных узорах одежды угадываются звездное небо, карпатское солнце и весеннее буйство красок горных лугов. Суровый горный климат и активный образ жизни, требующие подвижности и защиты от природных стихий, обусловили функциональность и утилитарность одежды. И если в большинстве украинских регионов этнический костюм существует, в основном, в качестве музейного экспоната, то на Гуцульщине – духовно-экологическом оазисе Украины, некоторые устоявшиеся традиции одежды сохраняются и в современной повседневной жизни.

Гуцульская семья Пожоджук из с. Космач Косовского района Ивано-Франковской области

Первое, что приходит в голову при упоминании гуцульского костюма – это образ нарядной пары в яркой одежде: мужчина в шляпе с перьями и топориком, рядом с ним женщина в платке с кисточками и непременно в бусах. А хотите узнать аутентичные названия гуцульских предметов гардероба и аксессуаров? Если да, то наше маленькое исследование в ненавязчивом стиле именно для вас.

Возможно Вас заинтересуют автобусные туры в Буковель

А что у гуцулов на голове?

А на голове они носят оригинальную шляпу с перьями, известную как крисаня. Украшали этот летний фетровый головной убор не только перьями глухаря, но и разноцветными шнурами, искусственными цветами и кисточками из шерсти овцы. Зимой мужчины надевали «рогатую шапку» — эффектную шапку из черной овчины. Девушки издавна вплетали в косы шерстяные нити, а замужние женщины повязывали голову украшенной разноцветными узорами тканой наметкой.

Гуцульская шляпа ( «крисаня»)

Гуцульская «ноша»

Для пошива одежды использовались только натуральные материалы – шерсть, кожа, мех. Мужчины традиционно носили вышитые сорочки с воротником-стойкой и широкими рукавами. Штаны также украшались вышивкой. Суконные гачи служили зимним вариантом, как и выкрашенные в красный цвет крашеницы, а летом гуцулы надевали белые портиницы из полотна. Изготовленные из овечьей шерсти носки – капчуры, как и онучи (черные или красные) декорировались цветным орнаментом. Широко известна за пределами региона гуцульская безрукавка на меху – кептарь, украшенная кожаными аппликациями, вышивкой и разнообразными металлическими украшениями. Верхняя одежда – сардак, также богато декорировался вышивкой, кисточками, цветными шнурками, гарусовыми пуговицами и обшивался цветной ниткой по швам.

Еще ярче была женская одежда. Сорочки с богатой и массивной вышивкой в холодных тонах, запаски, сотканные горизонтальными полосами из шерсти овцы с добавлением блестящих металлических ниток, орнаментированные и эффектно декорированные кожухи (кептари) и сардаки составляли основной гардероб гуцульских модниц.

Будничный гардероб, особенно сорочки, был несколько сдержаннее в цветах и отделке, чем праздничный.

Гуцульский сердак из коллекции Национального музея народного искусства Гуцульщины и Покутья им. Иосафата Кобринского в г. КоломыяГуцульский кептарь из коллекции Национального музея народного искусства Гуцульщины и Покутья им. Иосафата Кобринского в г. Коломыя

Расписные сапоги

Прочная кожаная обувь гуцулов характеризовалась сложностью кроя и разнообразием элементов. Распространенной обувью до начала 20 века были постолы с острыми носками, изготовленные из целого куска мягкой телячьей или свиной кожи. Наравне с ними пользовались популярностью на Гуцульщине и самобытные расписные сапоги с гофрированной нижней частью голенища. Для утепления обуви в холодное время года вкладывали суконные подстилки. Считалось, что чем выше сапог и чем больше на нем декоративных элементов, тем богаче его обладатель.

«Расписные» сапоги из коллекции музея народного искусства и быта Гуцульщины г. Косов

Аксессуары и украшения

Мужчины подпоясывались кожаным поясом разной ширины – чересом, украшенным тиснением, латунными бляхами. К чересу прикреплялись кресало, люлька, протычка, игольник. Распространенными мужскими аксессуарами были также декорированные пороховницы и кожаная сумка-торбовка или овечья тайстра. На груди гуцула традиционно поблескивал латунный крест, а в руках нередко можно было увидеть топорик – бартку.

Женские пояса – попружки были своеобразными корсетами. Природную женскую красоту дополняли колты в ушах, перстни на пальцах, медные или шерстяные браслеты. Однако основная масса украшений красовалась на нежной женской шее. Згарды из металлических монет и крестов, ажурные силянки и герданы из разноцветного бисера (пацёрок), бусы из серебряных дукатов, натуральные и искусственные корали (бусы из красного коралла) составляли цветной и звучный ансамбль.

Мужской кожаный пояс («черес») из коллекции Национального музея народного искусства Гуцульщины и Покутья им. Иосафата Кобринского в г. КоломыяЖенская «згарда» из металлических монет и крестиковЖенское ожерелье из дукатов из коллекции Национального музея народного искусства Гуцульщины и Покутья им. Иосафата Кобринского в г. Коломыя

«Князь» и «княгиня». Одежда молодоженов

Гуцульское свадебное одеяние имеет очень старинные украинские корни и несколько отличается в разных местностях. Неизменным остается только пышное декоративное украшение и яркая цветовая гамма. Свадебная рубашка, праздничная запаска, богато вышитые кожух и сардак составляли основу свадебного одеяния невесты. К многорядным шейным украшениям прилагалось налобное чильце из тоненьких орнаментированных латунных пластинок, спускавшихся на глаза. На Верховинщине свадебный костюм невесты дополняла белая накидка – гугля, а в Косовском районе голову невесты украшал роскошный венок. Жених одевался в белую туникоподобную полотняную сорочку, суконные штаны и обувь, празднично оформленную традиционную верхнюю одежду, а на голове имел украшенную крисаню.

Гуцульские молодежи «кнезь» и «кнегиня» (фото Богдан Пошивайло)Гуцульская молодая пара (фото Юрий Гелитович)

Символика в гуцульской одежде

Большое значение гуцулы придавали обереговой и обрядовой функциям одежды. Пояса и украшения наделялись чудодейственной магической силой, способной защитить от нечистой силы и сглаза. Магическими способностями обладал кожух – символ плодородности и семейного счастья. Считалось, что важную обереговую функцию играет цвет. Яркая праздничная вышивка обозначает свет и радость, красный цвет символизирует зрелость и защищает от приворотов, зеленый – начало роста, черный – печаль. Архаические мотивы орнаментов вышивки могут много рассказать о мировосприятии гуцулов. Тут и меандр – символ плодородности, и ромб – символ матушки-земли, и волна (ужик) – живая вода, и крест со звездами, символизирующие солнце и веру соответственно. О гармоничном существовании человека на лоне природы Карпат рассказывают растительные мотивы, а вечный философский мотив «древа жизни» воплощает представление о непрерывном движении жизни.

Гуцулки в традиционной народной одежде (фото Иордана Дранчук)

Интересные факты

— Во время беременности гуцулки надевали мужские штаны для обмана нечистых сил;

— Большим грехом для замужней женщины считались непокрытые волосы;

— Молодые люди из богатой семьи наклоняли крисаню набок, а выходцы из бедных семей носили ее ровно;

— Кроме Гуцульщины, женское украшение згарда было распространено в Грузии;

— Накануне свадьбы молодежь обменивалась подарками: наметка и сапоги для невесты, сорочка для жениха, их следовало хранить до конца жизни.

Гуцульская молодая из с. Нижний Ключив Коломыйского района Ивано-Франковской области в традиционном свадебном венке

Увидеть всю красочность и самобытность гуцульской одежды можно во многих наших турах, особенно в регулярных турах «Гуцулка Ксеня», «Гуцульские Карпаты+Буковель» и «Вокруг Карпат за семь дней». Во время них Вы сможете не только увидеть аутентичную гуцульскую одежду, но и сфотографироваться в ней.

Гуцульские колядники из г. Верховина (фото Евгений Гапич)

Если будете на Гуцульщине, рекомендуем отведать вкусные гуцульские блюда.

(Visited 9 396 times, 1 visits today)

украшений отечественной промышленности: русинские крестьянские изделия из металла.

Об этом товаре

Заголовок

  • Украшения отечественной промышленности: русинские крестьянские изделия из металла.

Резюме

  • «Взоры промысла домашнего производства металеви селиан на Руси» («Украшения домашней промышленности: русские крестьянские металлоконструкции») — одна из серии книг, изданных Индустриальным музеем во Львове (современная Украина) в 1882 году. Пояснительный текст появляется на польском, русинском (предшественник современного украинского), немецком и французском языках и подчеркивает художественный и эстетический вкус, проявляемый в повседневных предметах. В центре внимания книги — гуцулы, народ Карпат, в основном на западе и юго-западе Украины, а также в северной Румынии и восточной Польше, которые говорят на русинском диалекте и придерживаются украинской греко-православной или греко-католической веры. Сложное мастерство проявляется в их одежде, скульптуре, архитектуре, изделиях из дерева и металла (особенно в латуни). На иллюстрациях показаны декоративные металлические изделия, используемые в украшениях, одежде, домашнем хозяйстве и оружии. К ним относятся: украшения для волос; кресты на цепочках, в виде ожерелий и в виде серег; другие серьги и кольца; ремни и пряжки для ремней; трубы и инструменты для чистки труб; типичный топор с длинной ручкой и маленькой головкой; изящно украшенные рукояти меча и кинжала; и гравировка на оружии.

Имена

  • Muzeum Przemysłowe Miejskie (Львов) Автор.

Создано/опубликовано

  • Львов, Украина: Muzeum przemysłowe miejskie, 1882.

Заголовки

  • Польша

  • Румыния

  • Украина

  • 1882 г.

  • Украшение и орнамент

  • Народное искусство

  • гуцулы

Заметки

  • Название разработано на английском языке сотрудниками библиотеки.

  • Оригинальный ресурс: Научная библиотека Львовского политехнического национального университета.

  • Контент на немецком, французском, польском и украинском языках.

  • Описание основано на данных, извлеченных из Мировой цифровой библиотеки, которые могут быть получены из учреждений-партнеров.

Середина

  • 1 сетевой ресурс.

Цифровой идентификатор

  • https://hdl.loc.gov/loc.wdl/wdl.7783

Контрольный номер Библиотеки Конгресса

  • 2021666580

Онлайн формат

  • сжатые данные

  • пдф

  • изображение

Постоянная ссылка LCCN

  • https://lccn. loc.gov/2021666580

Дополнительные форматы метаданных

  • MARCXML-запись
  • МОДС Запись
  • Дублинская основная запись

Манифест презентации IIIF

  • Манифест (JSON/LD)

Права и доступ

Библиотеке Конгресса ничего не известно о каких-либо авторских правах или других ограничениях в коллекции Всемирной цифровой библиотеки. При отсутствии каких-либо таких ограничений эти материалы могут использоваться бесплатно и повторно. Исследователям рекомендуется ознакомиться с исходной информацией, прилагаемой к каждому пункту. Информацию о том, как связаться с организациями-партнерами WDL, см. в этом архивном списке партнеров 9.0111

Библиотека просит исследователей подходить к материалам этой коллекции с уважением к культуре и чувствам людей, чья жизнь, идеи и творчество задокументированы здесь.

Кредитная линия: [Ссылка на первоисточник], World Digital Library

Подробнее об авторских правах и других ограничениях

Для получения дополнительной информации и контактной информации многих партнерских организаций см. этот архивный снимок сайта World Digital Library от 2021 года.

Для получения рекомендаций по составлению полных ссылок обратитесь к Citing Primary Sources.

Процитировать этот товар

Цитаты генерируются автоматически из библиографических данных, как
для удобства и может быть неполным или точным.

Чикаго стиль цитирования:

Muzeum Przemysłowe Miejskie Contributor. Украшения отечественной промышленности: русинские крестьянские изделия из металла . Львов, Украина: Muzeum przemysłowe miejskie, 1882. Pdf. https://www.loc.gov/item/2021666580/.

Стиль цитирования APA:

Muzeum Przemysłowe Miejskie Contributor. (1882) Украшения отечественной промышленности: русинские крестьянские изделия из металла . Львов, Украина: Muzeum przemysłowe miejskie. [Pdf] Получено из Библиотеки Конгресса, https://www.loc.gov/item/2021666580/.

MLA стиль цитирования:

Muzeum Przemysłowe Miejskie Contributor. Украшения отечественной промышленности: русинские крестьянские изделия из металла . Львов, Украина: Muzeum przemysłowe miejskie, 1882. Pdf. Получено из Библиотеки Конгресса, .

НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО ПОДКАРПАТСКОЙ РУСИ

НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО ПОДКАРПАТСКОЙ РУСИ

НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО ПОДКАРПАТСКОЙ РУСИ


РЕЗЬБА

Большая часть Подкарпатской Руси покрыта лесами. Верховина покрыта
с лесами почти постоянно, за исключением мест, где они варьируются пастбищами
земельные участки. По берегам Ужа и
Реки латорыться но чем дальше на восток тем непроходимее
становятся леса, а от Вышнего Синёвира большие просторы
которые совершенно необитаемы и густо покрыты соснами. Этот регион
простирается вплоть до северной границы и на юг до верховьев
до реки Тисы, где начинается гуцульская лесная промышленность.

Главным занятием гуцулов, кроме овцеводства, является
сплавляться по рекам на плотах, сделанных зимой из огромных бревен.
Эта отрасль развивалась с момента строительства крупных водохранилищ
у истока Черной Тисы, которые позволяют быстро повысить уровень
проточная вода реки будет подниматься в течение нескольких часов.
Не зря испокон веков топор был эмблемой
гуцулов и сюжет их старинных песен. Хотя у них есть
не всегда имели крупную лесную промышленность, они привычно обитали в лесах.
Не будучи земледельцами, они никогда не становились крепостными и благодаря свободе
которым они наслаждались, у них всегда было достаточно свободного времени для искусства. Они
жили в хороших условиях и не имели хозяев. Они разводили овец, которые давали
их едой и одеждой и построили себе хижины на склонах гор.
и в долинах. Если они и сеяли, то в своих садах и в своих
свободное время, которого у них было много зимой, посвящалось домашнему хозяйству.
Гуцульское искусство сильно расцвело, а дерево, естественно, стало
основной материал, над которым работали.

В этом районе есть великолепный лес. Мощный древний дуб с его
черная кора и блестящая листва, раскидистая ива, обильная ольха,
лиственный бук и двуокись вяза качаются на ветру, ива приближается к
вода, ясень, дикая груша, яблони и сливы, популярные и более редкие,
клен и, наконец, типичное дерево Гуцульщины, платан
дерево с твердой, гладкой, непористой поверхностью, которая приобретает красивый
темный цвет с возрастом. Дальше в горах растут хвойные деревья:
ели, сосны, и зеленые, и голубые, со смолистой корой, и лиственницы, и ели,
некоторым из них более двухсот лет. Как могло искусство резчика
помочь развиваться среди этого изобилия материала?

Резьба по дереву издавна была домашним промыслом гуцулов.
Есть иконы XVII века с прямоточеными крестами на буке.
доски. Известны также напрестольные кресты примерно того же периода. Другая
крупный образец этого таланта найден у Ясини 1758 года. Фигура
четырехконечного православного креста с выступами на концах был заимствован
из другой части Украины, но очарование деревянной конструкции и
чувство, с которым мастер выполнил свою работу, неоспоримое
вкус, обнаруженный им в упрощении деталей оригинала, не может
сопротивляться. Уже видны типичные гуцульские формы декора:
рамы состоят из полос, которые украшены изображениями Распятия,
Крещение, Св. Лука, Херувимы, Спаситель с Библией).

Деревянный резной гуцульский крест 1758 г. — Ясиня

Эти декоративные полосы повторяются на Ясинском кресте 1758 года.
Мы видим полосу в виде молнии под Распятием, повторяющуюся в
сзади, над Матерью и Младенцем, еще одно украшение более простой формы,
вокруг фигуры Христа, соединяя эти два и, наконец, два ряда
маленькие «зубы». Этот крест, великолепный в своей первобытной простоте,
имеет дизайн, который уже несет местный отпечаток; у него восемь точек
или, если быть точным, семь, так как над крестовиной нет выступа
наверху. Некоторые из крестов, которые сейчас находятся в Напрстковском музее
в Праге также есть это украшение; один не имеет даты, а другой
два датированы 1827 и 1841 годами соответственно. Последний имеет оригинальную форму:
большая фигура распятого Христа в центре и по бокам поменьше
фигуры с добавленными фигурами воров, опирающиеся на легкую перемычку.
Два других креста напоминают эти первые по общему стилю, хотя
они не украшены. Одна была вырезана в конце XVIII века.
и еще один гораздо позже. О возрасте таких экземпляров лучше судить по
веса и состояния дерева, чем от стилистических деталей, которые
на протяжении почти двухсот лет остаются неизменными.

Это показывает консерватизм деревни. На протяжении двухсот лет
тот же дизайн был передан без изменений, те же изображения распятого
Христос и Дева Мария на фоне апостолов
стоят в кругу (точнее, на каждом изображена только одна фигура).
сторона, другая показана вертикальными бороздами), такое же упрощение
анатомии и преобразования надписи на горизонтальной поперечине
в орнамент (он редко обозначает что-либо), дальнейшее использование
такой же простой инструмент, короткий крестьянский нож, его неизбежный помощник во всех
виды чрезвычайных ситуаций в жизни. И так же, как с вышивкой, так и с
крестов, никогда не делалось двух одинаковых. У каждого свой
«душа.» Это произведение искусства в полном смысле этого слова.
Их собирают как уникальные объекты.

Гуцульские кресты сейчас стали редкостью, но их еще много
из них в храмах Подкарпатской Руси. Говорят самые красивые
для сохранения в деревянных церквях Ясини. Большинство из них нет
сомнения исходят из Галиции, но вовсе не исключено, что такие кресты
раньше производились в верховьях Тисы. Традиция резьбы
не исчез полностью в этом регионе и сегодня. Во многих хижинах
в некотором отдалении от главной дороги можно найти тарелки, кувшины, сундуки и
прялки с резными узорами и есть еще гуцулы, которые
способны соорудить эти вещи с тем же украшением, что и старые
те. Необычайный талант крестьянина, его врожденный вкус и техническое
мастерство поражает. Еще совсем недавно здесь жили и работали
настоящие виртуозы в этом деле.

Примерно за год до Первой мировой войны в маленьком селе погиб
под Ясиней резчик по имени Юрий Михальчук, по специальности
производство деревянных фляг, маленьких вместимостью около пинты и больших
на кварту, одинарные и двойные, украшенные резьбой.
Древесина, которую он использовал, была платана, твердая и твердая. Он великолепно вырезал,
никогда не раскалывал дрова. Его резьба была неглубокой, не резкой и сделанной
коротким ножом и долотом с лезвием в форме полумесяца. Его декоративный
узоры были необычайно просты и повторялись на всех колбах
сделанные им и другими резчиками его школы: полоса, прямая или изогнутая,
полумесяцев, вырезанных этим маленьким долотом. Две полосы, одна напротив
другие и разделенные бороздой, образуют своего рода узловатую ленту, которая в
соответствие всему стилю объекта. Мастер Ясиня устроил
эти разные ленты по-разному на округлой поверхности его фляги;
то тесными концентрическими кругами рядами по четыре-пять, то
маленькими кружочками, рядами по одному и по два, что напоминало
подсолнуха и в виде полукруга.

Фляги деревянные резные пастушьи — Тиса черная

Сама фляга была полой, вокруг нее были тонкие полосы. Они
надевались мокрыми и после высыхания плотно обхватывали сосуд, предотвращая тем самым
расщепление. Двойная форма фляг опирается прямо на обручи внизу.
К круглой одиночке были очень искусно прикреплены четыре маленькие ножки.
таким образом. Под ободком между лентами были две резные ленты из
тип, который был описан, и каждая пара из них открывалась в
дно в лапы с двумя ногами.

У Юрия Михальчука, вероятно, было немало предшественников в этом
форма украшения. Как по возрасту, так и по индивидуальному стилю существуют значительные
различия между флягами Ясини. В исполнении самые старые являются самыми
красивая. Найдены в Ясине и другие фляги более изогнутой формы,
на самом деле почти круглая, гладкая и изготовленная на токарном станке. Эти
имеют постороннее происхождение. Через свою восточную форму они несут нас обратно
к очень далеким временам.

В деревнях слышно о существовании многих резчиков, но это
не легко увидеть их произведения. Даже если они сохранились,
рассредоточены по горным хижинам и на поиски уйдут годы
их вне. Рядом с деревней Черная Тиса (примыкает к Ясине),
в месте в горах, известном как «Белый Крест», в хижине
очень старой женщины была найдена интереснейшая деревянная кровать, украшенная
с резьбой. В другом месте было обнаружено несколько деревянных ложек.
с характерным гуцульским орнаментом. Здесь у нас есть крошечные треугольники и ромбы,
срезается небольшим ножом, принимая форму острозубчатых полос, край
ложки, красиво оттененной этим тонким рифленым дизайном.
Сама древесина необычайно красива, с теплым красным оттенком.
если подгорел и очень гладкий на ощупь. Это результат кленового дерева
давным-давно полированные оливковым маслом, и для того, чтобы
чтобы рисунок выделялся более четко мелкий порошкообразный уголь втирается
в него и прилипает так сильно, что не смоется. Эти объекты
все было сделано покойным мужем владельца. Коренного происхождения также был
оригинально сконструированный гребень для шерсти с маховиком. Он был найден в
тот же район вместе с рядом тарелок и кувшинов типа
до сих пор сохранились в старых домах.

В настоящее время чаще встречаются формы, дизайн которых не
вырезаны, но выжжены железным инструментом. К этому типу относятся сосуды
изображен на странице 13, справа. Однако надо сказать, что даже это простое
вид орнамента не лишен шарма. Расположение треугольников,
кресты, звездочки, кружочки, традиционные шестилепестковые розы, которые
расположены по кругу, иногда необычайно со вкусом. Штамп
индивидуальность мастера проявляется не менее, чем в предметах
которые вырезаны. Хотя декоративные элементы бедны, сочетание
сделанные из них, бесчисленны, каждый экземпляр уникален. Очевидно, что
некоторое время назад был большой спрос на дерево, украшенное таким образом.
Около тридцати лет назад жил человек по имени Иван Маркульчик, которого каждый
неделю взяли на базар в Ясиню сосуд, украшенный таким образом, который
он чувствовал себя как дома в своей убогой хижине. Его работы нашли о
избы — кувшины для питья, ведра для молока и т. д. — показывают, что Маркульчик следовал за
художественная традиция. Эта традиция сохранилась лучше, чем
где-нибудь в Косовской Поляне, откуда родом красиво оформленные пасковцы
показан на стр. 87, а также маслобойку и прялку (изображенные на стр.
61). Эту традицию выжигания орнамента не презирают и
тех гуцулов, которые отбывали ученичество в городе, вроде, за
пример Курело, изготовившего деревянные булавы с рукоятками в виде топоров
которые воспроизведены здесь, а также аналогичные объекты, воспроизведенные на странице
67.

Деревянная маслобойка с обожженным орнаментом. Деревянный спиннинг
колесо — Косовская Поляна


Гуцульские булавы заслуживают особого внимания. Они древние
эмблемы дровосека. Совсем недавно жезл с
символический топор был для гуцула тем, чем меч был для царедворца.
Символический топор до сих пор сохраняется в свадебных церемониях. Постучав
у дверей своей невесте своей булавой жених передает ее
к ее брату. (Это рудиментарная форма брака по захвату?). «Один
без булавы жениться нельзя», — говорят в деревне.
передавались из семьи в семью. Первоначально они были сделаны из металла с
гравированные узоры. Они часто очень эффектны и декоративны по форме,
напоминающие настоящие топоры, которыми гуцулы владеют до сих пор, широкие или узкие
с длинными лезвиями, форма которых напоминает образцы бронзового века.

У женихов на Гуцульщине до сих пор чеканятся символические топоры.
Но нет ни одного металлического предмета, используемого для других целей.
тип, который можно найти по другую сторону галисийской границы, такой
в виде пряжек, в стиле курганных «фибул», кресты надетые
на шее того же периода, иногда оформлялись целые ожерелья
крестов, шильев, игольниц, орехоколов, рожков для порохов, кошельков. Они
изобилуют декоративными кругами, часто концентрическими, расположенными последовательно
и вспоминая неолитические завитки. Налицо все знакомые элементы: рубцы,
папоротники, колосья, сливы, завитки, клинья и т. д. На крупных предметах, таких
как кошельки и рожки для пудры, шестилепестковая роза постоянно кружилась
повторяется. Здесь же, наоборот, курганный элемент, пожалуй, есть.
эпохи бронзы, из воспоминаний о латенской культуре и других
влияние с Кавказа. Заимствования этого типа более или менее
эпизодов, хотя общая связь с Востоком кажется очевидной. азиатские темы
сохранились от далекого прошлого.

Три гуцульских деревянных топора, украшенных резьбой и нарезкой
в орнаменте — Ясиня


Пример далекого прошлого оказал заразительное воздействие на новый ренессанс
гуцульской резьбы по дереву, вдохновленной искусством всей семьи
резчиков из Галиции — Шкрыбляковых: отца Юрия и его
два сына. Начало Возрождения относится к середине
прошлого века, когда Юрий, изучивший профессию токаря в
его долгая служба в армии привела его с собой к гуцулам. Имея
организовал собственную мастерскую, стал вытачивать сосуды для мяса, стаканы, фляги,
ящики для табака и т. д., придающие его предметам довольно «городской» вид
но тщательно придерживаясь традиции своих предков. Декоративный
мотивы, освеженные природной традицией, были проработаны великолепно
им производится великое множество комбинаций. Казалось бы, что
существует большое количество этих первичных мотивов, но на самом деле
не более десяти. Шкрыбляков ввел для работы специальные стамески,
изготовлен собственноручно. В то же время его помощник Марко Мегединюк
имеет честь изобрести особую форму инкрустации по дереву
с перфорированными цветными бусинами. Метод украшения был новым, который
ранее не использовался. Но это легко увидеть, сравнивая очки
воспроизведенные в этой работе (стр. 75) с металлическими предметами с гравировкой
узоры и инкрустация перламутром, через который пронизывались бусины.
Мегединюк с помощью обычной дрели напоминают круги и колеса
которые так излюбленны гуцульскими резчиками.

Сыновья Шкрыблякова последовали примеру отца. Три
из них вместе основали уникальный тип домашнего производства продуктов
которых нельзя отрицать национальный колорит и техническое совершенство.
В свое время австрийское правительство учредило две школы развития
этой отрасли, в одной из которых обучение вел один из Шкрыбляковских
сыновья.

Шкрыбляковы, может быть, и не чисто крестьянские, но искусство их было
оценили в народе, нашли последователей и стали традицией;
убедительный пример того, как отдельный жест может стать
коллективный. Деревне нельзя отказать в способности следовать
старые традиции с вдохновением и ассимилировать новые, если,
по той или иной причине он находит их сочувствующими. Таким образом, можно объяснить
необычайно быстрый способ, которым местный вкус иногда искажается
чуждым влиянием, ибо глубоко ошибочно думать, что деревня
отрасли статичны и зафиксированы в определенной форме раз и навсегда. У нас есть
другие элементы галицкой резьбы, проникающие в Подкарпатскую Русь.
Если сравнить с тонкой гуцульской продукцией работу таких деревень, как Воловец,
Вишни, Ростоки, Зборовец, бросается в глаза огрубение формы
однажды. Вот сосуд, очень похожий на те, что идут из Ясини и
тоже на токарном станке, но более тяжелый, более рудиментарный по своим чертам и
без орнамента. Другой предмет похож на фляжку Ясини, но с
неуклюжая форма и весь орнамент, состоящий из шестиконечных звезд
или розы, расположенные концентрическими кругами.

Этот тип орнамента, который уже упоминался в нескольких
раз раньше, встречается в других регионах Украины и в других странах,
как на славянском, так и на неславянском, и если проследить его через века
это приведет нас в древнюю Ассирию. Однако все это не указывает на
конструкции были заимствованы, а скорее к заимствованию инструмента
с помощью которого он был сделан — компас. Эта фигура получается путем изготовления
шесть кругов, которые сходятся в точке, находящейся в середине другого круга
имеют одинаковый радиус, центры этих окружностей равноудалены
друг от друга; все сделано, так сказать, по компасу. Инструмент
сама по себе приводит к созданию узора шестилепестковой розы везде, где
и в какой период это может быть найдено. Это относится и к восьмиконечному
звезда.

Эта роза, которую без должного основания иногда называют
«Славянское солнце» постоянно встречается на пастбищной бересте.
свирели, на которой горные пастухи иногда наигрывают целые мелодии,
особенно на резных изделиях в деревнях по долине Турья.
Встречается также на столах, шкафах и, реже, на кроватях.
унаследованные от предков. Иногда без украшения. Иногда
они окаймлены знакомыми формами орнамента: колосьями, мелкими
кресты, кружочки и др. Резьба в районе Ужка, Любны,
Кострина в большинстве случаев более примитивна. Украшение ограничено
зубчатые конструкции на шпинделях или ложках отечественного производства. Деревянный тростник
трубы с шестью отверстиями, но без орнамента, встречаются повсеместно.

На Турье меньше людей, занимающихся резьбой, чем на
Тиса. Новые предметы встречаются реже, слегка украшены простым
дизайн. Все они бытового назначения: солонки, полочки для ложек,
ведерки для молока, лари, валики для белья и т. д. Форма этих предметов может
быть предельно индивидуальным. Например, большие корыта для кукурузы, полные формы,
имеют четыре выступающих сегментарных ребра. К сожалению, у нас нет фотографии
этих предметов, но элементы орнамента несколько схожи
прялок, показанных на стр. 78. Прялки предоставляются
с полкой, на которой сидит манипулятор. Они покрыты орнаментом
сверху вниз, слегка вырезанный, чтобы на него можно было легко положить пеньку.

Узоры на прялке самые простые.
орнамент является ярким примером того, как народное искусство, как оно
были генерировать себя. Смутное желание украсить предмет побуждает крестьянина
сделать с его ножом, который используется для каждой цели, эти элементарные
зазубрины и ломаные полосы на деревянном стержне, параллели, острые углы,
звездчатые формы. Но и здесь инстинктивное, примитивное убранство
крестьянина пронизан традицией сотен лет, которая
не развился сам по себе, а взял на себя вместе со всем путем
бытия, всей национальной культуры, из таинственного прошлого. это
невозможно проследить влияние традиции во всех деталях, даже в
самые элементарные, но можно сказать, что большая часть этих
детали в значительной степени индивидуальны и, как правило, стилистичны.
аналогии оказываются чем-то большим, чем случайные совпадения. Это
то же самое и с прялками из Вороцов. Их резьба элементарна, но
в то же время отнюдь не дело случая. Это так и не иначе.
Это связано с подкарпатской русинской и галицкой расовой традицией.
в общем. Узоры расположены в виде поясков, разделенных
друг от друга пробелами. Названия этих паттернов часто похожи
к тем, которые использовались в Галиции. Но есть и другие закономерности, которых не обнаружено
на Тисе: острые углы сходятся в одной точке, узор из зёрен, кукурузы,
и другие. Сходство в названиях, данных им крестьянами, указывает на
к общему происхождению дизайна. Определенные формы, например, известные как криулки
и зубчики, хотя и являются широко распространенными декоративными
эмблемы, на самом деле более древние, чем та или иная адаптация в данном
место.

Манера резьбы в долине Турии практически
то же, что и на Гуцульщине. В обоих случаях отел производится на жестком
древесина — платан, ясень, дуб, груша — не глубокая и приемы декоративного
лечение очень похоже. Глубокая резьба по твердой древесине предлагает почти непреодолимое
технические препятствия. Твердая древесина действительно неподходящий материал для художественных работ.
Работа. С другой стороны, простой стиль турийского орнамента, его
отсутствие насыщенности, очень хорошо согласуется с характером поверхностей
которые используются и фактически являются выражением художественного вкуса.

Чтобы получить представление об этой резьбе, лучше всего изучить
замечательные эскизы архитектора А. Рейхарта. Эскизы показывают
большое количество декоративных деталей, сохранившихся от
прошлое в церквях, крестьянских избах, амбарах, на дверях и т. д. в
долине Турья и в окрестностях Ясини. Больше, чем раскрытие
характер зодчества Подкарпатской Руси — церквей для
большей частью — эти детали обнаруживают врожденный хороший вкус населения.


Этого, пожалуй, нельзя сказать обо всех деревянных церквях, но есть
те, которые являются вдохновением родной почвы, радующей человека
их национальный характер и в то же время их отношение к
православные церкви Восточной Украины. Таковы церкви Ясини
которые считаются самыми древними, план которых находится в
форме креста и украшены небольшими куполами, похожими на
много церквей в Галиции. Потом церкви Ужка, Кострины,
Нижние Студены построены в виде пагоды в три яруса. В-третьих, есть
церкви почти такого же типа, но с оттенком барокко в их
стиль, какой можно найти в Соле, на реке Турья, в Обаве
и несколько других мест. Менее национальными по стилю являются церкви и архитектура.
из которых видно готическое влияние, как в Данилове, Сандриве, Салдобосе и т. д.
И даже те храмы, чей стиль воплощает в себе черты, скопированные, может быть, неотесанно,
с Карлова моста и Пороховой башни в Праге показывают не только заимствование
но и своеобразные модификации в соответствии с местными вкусами. Тем не менее
эта архитектура показывает влияние расовых традиций. Один забывает
о барокко и готике и думает о деревянных постройках по всей
вся Украина. Много церквей на Волыни, в Киевской области и
Галисия, которая, что касается плана, формы черепичной крыши, gjlt
купола и т. д. почти идентичны таковым в Подкарпатской Руси.
сходство, конечно, объясняется сходством использованного материала
и чрезвычайно простые методы архитектуры.

Деревянная церковь в Лазещине — Ясиня

Характерная черта стиля всех этих церквей, какими бы
типы, которые они могут напомнить, особенно по различным внешним украшениям,
представляет собой прямоугольный каркас длиной в балку или половину балки. Рамки
здания возводится непосредственно на выровненной площадке без каких-либо
закладываются основы. Балки расположены вдоль и соединены
ласточкин хвост. Когда каждая сторона этой рамки расширена, аналогичный
к каждому добавляется каркас, пятикомнатное здание, напоминающее крест
получается, типа виденного в церквях Ясини. Три низкие рамки
с более мелкими сбоку, расположенными на одной оси, дают другую характеристику
форма, Верховинский трехкомнатный тип. Для того чтобы получить от этого
типа Михайловского храма в Ужке надо добавить второй ярус, высокий
колокольня спереди и рамы, расположенные наподобие китайской пагоды над
центр храма и над алтарем. Тогда остается только короновать
здание с восьмиугольной или четырехугольной черепичной крышей покрывает все
выступы с аналогично покрытыми крышами и для расширения нижней крыши
поддерживая его столбами, образуя веранду с трех сторон церкви.
Подобная черепичная кровля встречается повсюду в сараях фермы.
и над алтарями, иногда украшенными высокими распятиями,
как, например, в Иршаве.

Церкви верховинского стиля необычайно живописны и завораживают
примитивный. Но, кроме того, они дают редкие примеры чисто сконструированных
Архитектура без лишних элементов. Есть только несколько примеров
всего этого в Подкарпатской Руси.

Художественный вкус села, несомненно, выражается и в
внутреннее убранство церквей, хотя ни современное, ни древнее
иконы, редкая декоративная роспись, иконостас, ни мебель
церкви можно отнести к произведениям народного творчества. Тем не менее
местная церковь в стиле барокко часто оформлена в очень изящном стиле. Довольно
великолепен, например, резной иконостас, украшенный тяжелыми
виноградные ветки, датируемые серединой восемнадцатого века в Порошкове.
Очень интересен также иконостас, полученный из разрушенной церкви.
в Верховине. Святые врата, воспроизведенные здесь (стр. 88) и являющиеся
крайне типичные для страны были сняты с другого разрушенного храма
в Шашварах.

Внутри церквей часто можно найти среди предметов с
который обставлен несколькими, которые, несомненно, имеют местную печать. Кроме
напрестольные кресты, о которых уже упоминалось, можно найти табличку
с изображением непобедимого святого Георгия с извивающимся драконом под ним
его, или украшенное знамя, сделанное каким-нибудь грубым туземным художником, или высокий подсвечник
на изогнутых ножках, или трехрожковый резной подсвечник с одной стороны
на котором изображен распятый Христос с солнцем под ним и на
другой самый наивный херувим. Изображен подсвечник с тремя ветвями
на странице 85 характерно для более старых образцов и, возможно, восходит к
с восемнадцатого века. Эта форма продолжает вдохновлять мастера,
тем более что излюбленные темы местных резчиков — все
можно увидеть здесь: шестилепестковую розу, папоротник, зубы.

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *