Кто изобрел haute couture: Понятие и история Haute couture: myfashion_diary — LiveJournal

Понятие и история Haute couture: myfashion_diary — LiveJournal

Высокая мода (фр. Haute couture, итал. alta moda, «от-кутюр») — швейное искусство высокого качества. Сюда относится творчество ведущих салонов мод, которые задают тон международной моде; уникальные модели, которые производятся в знаменитых салонах мод по заказу клиента.

Понятие «от кутюр» появилось в середине XIX века. Тогда стали появляться первые салоны мод и первые модельеры. Мода «от-кутюр» обязана своим появлением Чарльзу Фредерику Уорту. В 1858 этот английский модельер открыл в Париже свой Дом моделей и первым распределил коллекции по сезонам. После Уорта засветились имена, оставившие глубокий след в истории «высокой моды»: Поль Пуаре, Коко Шанель, Карл Лагерфельд, Мадлен Вионне, Эльза Скиапарелли, Кристиан Диор, Андре Куреж, Жанна Ланвен, Юбер де Живанши, Ги Ларош, Ив Сен Лоран, Кристиан Лакруа, Жан-Поль Готье, Ральф Руччи, Джанфранко Ферре, Джанни Версаче, Валентино Гаравани, Джон Гальяно и другие.

Чарльз Фредерик Уорт (англ. Charles Frederick Worth, 13 октября 1825, Боурн, графство Линкольншир, Англия — 10 марта 1895) — модельер, один из первых представителей Высокой моды.
В 1845 году Уорт приехал в Париж.
В 1850 году открыл отдел шитья в магазине «Гажелэн». В 1858 году совместно с Отто Бобергом начал собственное дело, специализируясь на дамских туалетах.
В 1868 году Чарльз Уорт учредил Синдикат высокой моды.
Чарльз Фредерик Уорт (Charles Frederick Worth)
(13 октября 1825, Боурн, Англия — 10 марта 1895)

Англичанин Чарльз Фредерик Ворт по праву считается отцом «Высокой моды» («Haute Couture») . Прибыв в Париж в возрасте двадцати лет Ворт поступил в престижную фирму Гажелена, самого знаменитого торговца шелком в Париже. За одиннадцать лет работы в компании он превратил ее в «горячую точку» моды.
Чарльз Ворт заложил традиции высокого шитья: модель создается как произведение искусства и практически вручную. Ворт был первым кутюрье, кто помимо индивидуальных заказов стал разрабатывать небольшие творческие коллекции, копии которых могли заказывать его клиентки. Ворт ввел впервые лицензионное создание копий для более широких слоев населения, нежели королевский двор. Он продавал образцы своих моделей в ателье или крупные магазины по всему миру.
Ворт организовал первый показ моделей, где манекенщицы демонстрировали платья. Именно Ворт придумал манекен знакомой нам формы (стилизованный торс человека). На нем мастер демонстрировал модели и на подобных же манекенах накалывал схему задуманного. Такая работа — без выкроек, прямо на ткани, которая затем кроится по линиям наколок, — и сегодня является отличительной особенностью от-кутюр. Чарльз Ворт стал первым подписывать созданные им творения, как произведения искусства, т. е. пришивать ленточку с вытканным на ней именем. Каждый год он представлял новую коллекцию, что способствовало быстрой смене мод и увеличивало доход мастера. Ворт основал первый настоящий Дом высокой моды.

Первым дизайнером в мире моды, который объединил в себе таланты портного и коммерсанта, стал Чарльз Фредерик Уорт (Charles Frederick Worth) (1826-1895).

До того времени, как бывший торговец мануфактурными товарами создал свой собственный дом моды в Париже, разработка дизайна и пошив одежды осуществлялись большим количеством безымянных швейных мастерских, а высокая мода возникала в королевских дворах Европы и оттуда уже распространялась на остальные слои населения. Уорт стал первым модельером, который не только занимался индивидуальными заказами, но и разрабатывал небольшие творческие коллекции, копии которых могли заказывать его клиентки. Каждый год он представлял новую коллекцию, что способствовало быстрой смене мод. Уорт имел настолько большой успех (он шил для девяти королевских дворов, для богатейших людей Европы), что ни существующая мода, ни клиенты уже не диктовали ему фасоны, Чарльз сам создавал моду, которой следовали все.

Многочисленные дома моды, появившиеся в период грандиозного успеха Чарльза Уорта, начинают нанимать на работу художников, чтобы те рисовали эскизы одежды. Эскизы выполнялись в первую очередь для клиентов, что позволяло сэкономить значительную сумму денег, так как отпадала необходимость шить образец для каждого изделия. Если клиенту нравился нарисованный дизайн, он заказывал изделие, что и приносило доход дому моды. Таким образом, дизайнерская традиция рисовать эскизы одежды, а не шить образцы изделий каждому клиенту, появилась исключительно из экономических соображений.

На протяжении начала 20-го столетия практически вся высокая мода возникала и сосредотачивалась в Париже и, в чуть меньшей степени, в Лондоне. Магазины модной одежды со всего мира отправляли своих представителей на показы моды в Париж, где они приобретали образцы модной одежды для того, чтобы скопировать её. Другими словами, целые линии одежды и оригинальные дизайнерские находки открыто воровались. Ателье индивидуального пошива одежды и магазины готовой одежды продавали изделия соответствующие последним модным веяниям Парижа, адаптированные под местные реалии и целевого покупателя.

На этом этапе истории моды разделение между высокой модой (индивидуальным пошивом одежды) и повседневной одеждой (одеждой массового пошива) ещё не было чётко обозначено. Эти две разные отрасли производства одежды ещё долгое время не были конкурентными, и часто мирно сосуществовали в домах мод, где швеи занимались пошивом обоих видов одежды.

Примерно в начале 20-го столетия журналы моды начали публиковать фотографии модной одежды, что принесло им большой успех и популярность среди читателей. В больших городах модные журналы стали пользоваться большим спросом и оказывать влияние на формирование публичного вкуса. Талантливые художники того времени — среди которых были Пол Ирбе (Paul Iribe), Джордж Лепапе (Georges Lepape), Эрте (Erte) и Джордж Барбиер (George Barbier) — рисовали изысканные иллюстрации для публикаций, которые охватывали все последние новинки мира моды. Наверное, наиболее известным журналом моды был «Газет дю бон тон» («La Gazette du bon ton»), который был основан Люсьен Вогел (Lucien Vogel) в 1912 году и регулярно издавался до 1925 года (исключением стали лишь годы войны).

Модницы «Прекрасной эпохи» носили наряды, поразительно напоминавшие наряды периода расцвета эпохи Чарльза Уорта. В конце 19-го столетия горизонты модной индустрии значительно расширились от части благодаря тому, что многие состоятельные женщины начали вести более мобильный и независимый образ жизни. Возникла необходимость в более практичной одежде. Однако, мода «Прекрасной эпохи» сохранила аккуратный, пышный, роскошный силуэт «песочных часов» 19-го столетия. Ни одна модница не могла одеться или раздеться без посторонней помощи. Постоянная необходимость радикальных перемен, отсутствие которые немыслимо для выживания моды в рамках нынешней системы, в то время были буквально невообразимы. Дизайн украшений и аксессуаров из года в год оставался прежним, претерпевая лишь незначительные изменения.

На рубеже столетий начинают творить Поль Пуаре, Мадлен Вионне, Габриэль Шанель, Надежда Ламанова и другие. Творчество модельеров этого периода объединяет аккуратность исполнения, внимание к деталям и огромный талант. Модельеры начала 20-го столетия были революционерами в мире моды, их изделия были оригинальными, яркими и смелыми.

Принц высокой моды, вундеркинд haute couture, гений своего времени: модные революции Ива Сен-Лорана

Каких только эпитетов не заслужил великий французский модельер Ив Сен-Лоран. Его называли маленьким принцем высокой моды, вундеркиндом haute couture, гением своего времени, модным революционером. Возглавив Дом Dior в возрасте 21 года и уже первой коллекцией показав всему миру, на что он способен, Сен-Лоран до конца жизни не снижал планку. Сегодня мы вспоминаем главные модные инновации Ива Сен-Лорана.

Изобретение женского смокинга

В 1962 году Ив Сен-Лоран произвел настоящую модную революцию, переосмыслив классический мужской костюм, придав ему сексуальности и, в результате, представив первый женский смокинг. Модные эксперты были шокированы, но самые смелые женщины своего времени с удовольствием приняли нововведение. Легенда гласит, что когда преданная поклонница YSL пришла в смокинге и брюках в ресторан при отеле The Plaza, ее не пустили в заведение из-за несоблюдения дресс-кода – тогда находчивая модная бунтарка сняла брюки и гордо прошла к свободному столику.

Создание стиля сафари

Отправной точкой возникновения стиля сафари стала коллекция Ива Сен-Лорана, созданная в 1966 году и посвященная Африке. Модельер, родившийся в Алжире, пробыл на фронте в родной стране всего 20 дней, но этот бесценный опыт послужил вдохновением для создания моделей природных расцветок с элементами военной формы — в разгар войны это было настоящим вызовом чопорному французскому обществу. Уже через несколько месяцев женщины по всему миру с удовольствием носили куртки с накладными карманами, широкие ремни и платья на шнуровке.

Выпуск коллекции Ligne Trapeze

Ив Сен-Лоран был одним из первых модельеров, которые стояли у истоков синергии моды и искусства – он работал в союзе с современными художниками и вдохновлялся знаменитыми арт-произведениями своего времени. Первым опытом такого рода стала коллекция «Трапеции» (Ligne Trapeze), в которой дизайнер представил платье А-силуэта графичной расцветки, отсылающей к работам Пита Мондриана. И силуэт, и манера использовать платье в качестве холста стали определяющими чертами стиля 1960-х годов.

Приглашение на показы чернокожих моделей

Еще одним нарушением общепринятых модных правил стало то, что Ив Сен-Лоран был первым, кто пригласил на подиум чернокожих моделей. Во время дефиле перед зрителями появилась светлокожая модель в черном брючном костюме и мулатка в полупрозрачной блузке. На нападки прессы и общественности модельер отвечал встречными обвинениями в отсутствии толерантности и расизме. Кстати, подиумный дебют Наоми Кэмпбелл тоже состоялся благодаря Иву Сен-Лорану.

Самые известные цитаты Ива Сен-Лорана

Я жалею, что не я изобрел голубые джинсы.

Любовь — лучшая косметика. Но косметику купить куда легче.

Для того, чтобы быть красивой, женщине достаточно иметь черный свитер, черную юбку и идти под руку с мужчиной, которого она любит.

С годами я понял, что самое главное в платье — это женщина, которая его надевает.

Если тело женщины ухожено, всегда найдется тот, кто купит ей норковую шубу.

Никогда не путайте элегантность со снобизмом.

Дизайнер, который не является кутюрье и не постиг тайн физического создания своих моделей, — как скульптор, который отдает свои рисунки другому человеку для воплощения.

Мне физически больно видеть женщину, которая своими руками превратила себя в жертву моды и выглядит смешно и нелепо.

Однажды по радио объявили, что я умер. Ко мне бросились толпы журналистов — пришлось говорить, что это все ложь: вот он я, жив и почти здоров. Но они почему-то совершенно не хотели мне верить, хотя видели меня собственными глазами.

Я был бы счастлив в раю лишь при условии, что ангелы одеты со вкусом и носят свои нимбы с изящным наклоном.

Источник – ELLE.

История высокой моды

Подготовка к показу мод Кристиана Диора в 1947 году. Изображение: Getty

От скромного начала до наших дней мы прослеживаем историю высокой моды.

1858 : английский кутюрье Чарльз Фредерик Ворт основал первый дом высокой моды в Париже, отстаивая эксклюзивную роскошную моду для женщин высшего класса и введя термин «модельер» — художник вместо простой портнихи.

1868 : Le Chambre Syndicale de la Haute Couture впервые был создан как гарант высокой моды. Дизайнеры должны были получить право называть себя домом высокой моды в соответствии с определенными спецификациями. Позже они были изложены в 1945 году.

1908: Впервые была использована фраза «от кутюр».

1921: Французская пресса создала PAIS (Ассоциацию по защите художественных изделий Saisonnieres), стремясь защитить отдельные изделия высокой моды от пиратства. Дизайны были сфотографированы на манекене спереди, сзади и сбоку и зарегистрированы в качестве доказательства.

Платье, созданное кутюрье Чарльзом Фредериком Уортом в 1923 году. Изображение: Getty

1945: Установлены новые спецификации Le Chambre Syndicale de la Haute Couture:

— Дизайн должен быть выполнен на заказ для частных клиентов , с одной или несколькими примерками

— В каждом ателье должно быть не менее 20 сотрудников

— Каждый сезон дом высокой моды должен представлять парижской прессе коллекцию из не менее 35 коллекций как дневной, так и вечерней одежды.

1947: Французская модная индустрия была успешно возрождена из периода жесткой экономии военного времени благодаря коллекции Кристиана Диора New Look. Коллекция, получившая название Corelle , по ботаническому названию хрупких лепестков в центре цветка, отличалась новоприобретенным гламуром в форме узкой талии, жестких нижних юбок и развевающихся юбок.

Ив Сен-Лоран у своего бутика Rive Gauche в 1966 году. Изображение: Getty

1966: Ив Сен-Лоран открыл Saint Laurent Rive Gauche, первый отдельно стоящий бутик высокой моды. Пьер Карден, Андре Курреж, Тед Лапидус и Эмануэль Унгаро вскоре последовали их примеру и открыли собственные магазины.

1970: Количество модных домов сократилось до 19 (в 1946 году их было 106). Многие дизайнеры возлагали вину на строгие правила Le Chambre Syndicale de La Haute Couture, требовавшие условий, неприемлемых после войны, когда массовое производство было популярным, а клиентура от кутюр сокращалась. Тьерри Мюглер и Кристиан Лакруа были лишь двумя из тех, кто потерпел поражение из-за высоких расходов на моду.

Getty

2004: Versace был вынужден прекратить проведение шоу в период с 2004 по 2012 год из-за рецессии, что сделало это невыполнимым для бренда.

2013: Рэд Хурани представил первую кутюрную коллекцию унисекс.

2014: Кристиан Диор провел первый показ высокой моды в Шанхае, а Ralph & Russo стал первым британским брендом за более чем 100 лет Недели высокой моды. Президент парижской моды Дидье Грумбах объявил о своем уходе с 16-летнего поста у руля моды. Ральф Толедано сменил Грумбаха на посту президента федерации моды.

2016: В один из самых запоминающихся моментов моды в новейшей истории Карл Лагерфельд организовал кутюрный показ Fendi осень-зима 2016 у фонтана Треви в Риме. В честь 9-летия дома0-летие — и второй показ бренда haute Fourrure — модели, в том числе Кендалл Дженнер и Белла Хадид, прошлись по воде в коллекции под названием «Легенды и сказки».

Кендалл Дженнер на показе коллекции Fendi осень-зима 2016. Изображение: Getty

***

БОЛЬШЕ О КУТЮРЕ

История высокой моды: хронология

История высокой моды богата и удивительна!

Шере Ди Бошио

Имя французское. Правила французские. Внимание к деталям — французское. Так что вы можете быть удивлены, узнав, что вся история высокой моды началась с… англичанина.

На самом деле этот человек, Чарльз Фредерик Ворт, был не только знаковой фигурой в истории высокой моды, но и преобразил индустрию моды несколькими очень важными способами.

В середине 1800-х годов, когда Ворт начал шить, в моде преобладали индивидуальные портнихи, всегда женщины. Эти дамы создавали наряды в соответствии с требованиями их богатых клиентов. И часто то, что они требовали, было довольно «то же самое», что было в моде в то время. Ничего слишком захватывающего. Ничего слишком инновационного.

Ворт работал в текстильном магазине и убедил своих работодателей, что он тоже может шить одежду. А вообще это было возмущение. Он встретил сильное сопротивление: тогда для мужчин было так же необычно быть дизайнерами одежды, как сегодня для женщин было бы необычно работать строителями. Но поскольку он был умен, связан и талантлив, он преуспел.

Изображение вверху: Одно из платьев Ворта

Жена-модель

Ворт использовал свою жену Мари, молодую и привлекательную, чтобы моделировать свои творения на публике и убеждать людей в своих способностях. Мари Ворт удалось показать несколько набросков своего мужа некой мадам Меттерних, австрийской принцессе и жене посла в Париже, и ей понравилось то, что она увидела.

Вскоре принцесса поручила Ворту создать для нее платье, которое она надела на бал, где присутствовала императрица Евгения. Императрица была совершенно очарована платьем мадам Меттерних и попросила сообщить детали дизайнера. Вскоре после этого был создан House of Worth, как и концепция «дизайнера одежды», а вместе с ней и модный лейбл (Worth был первым, кто написал свое имя на бирке внутри одежды). Роль женщин в мире моды вскоре сведется в основном к роли «petites mains» (маленьких рук), а мужчины едва ли не монополизируют создание моды. О, да, верно?

Вот еще несколько очень интересных фактов и цифр о самой эксклюзивной моде в мире.

История высокой моды: хронология

Императрица Евгения в платье Worth. Источник: Wikipedia. Париж, где роскошная мода продавалась элитным женщинам из высших слоев общества.

1868 : Чтобы установить спецификации для определения того, что представляет собой «дом высокой моды», Le Chambre Syndicale de la Haute Couture был создан в качестве первого привратника в отрасли. Они решили, что «от кутюр» состоит из одежды, которая:

  • Сшита на заказ по размеру владельца
  • Сшита вручную опытными мастерами, специализирующимися в одной области (например, вышивка, шитье, бисероплетение и т. д.)
  • Из ткани и материалы высочайшего качества
  • Эксклюзивный дизайн и подгонка для каждого клиента

1908:   Фраза «от кутюр» (буквально «высокое шитье») была придумана Chambre Syndicale.

1921:   Французская пресса создала PAIS (Ассоциацию защиты художественных отраслей промышленности Saisonnieres) для защиты кутюрных моделей от копирования. Чтобы гарантировать авторские права дизайнеров, их творения фотографировались на модели или манекене спереди, сзади и сбоку в качестве доказательства.

Изображение: Ralph & Russo couture 2016

1945:   Строгие правила Le Chambre Syndicale de la Haute Couture были установлены для того, чтобы определить, может ли лейбл высокой моды считаться таковым. Около 100 лейблов прошли квалификацию. Чтобы соответствовать их критериям, Дом должен был обеспечить соблюдение нескольких пунктов, в том числе:

– Дизайн должен быть выполнен на заказ для частных клиентов с одной или несколькими фурнитурой
– В каждом ателье должно быть не менее 20 сотрудников посох
– Каждый сезон дом высокой моды должен представить парижской прессе коллекцию из не менее 35 коллекций как дневной, так и вечерней одежды.

Эти правила (и многое другое) действуют по сей день.

1966:   Первый бутик высокой моды   был основан пионером Ивом Сен-Лораном, когда он запустил Saint Laurent Rive Gauche. Вскоре последовали и другие бренды, в том числе Pierre Cardin, Andre Courreges, Ted Lapidus и Emanuel Ungaro. Сегодня клиенты должны записаться на частную встречу в ателье дизайнера.

1970:   Количество модных домов сократилось до 19.. Многие дизайнеры возлагают вину на строгие правила Le Chambre Syndicale de La Haute Couture, но другие важные факторы включают рост более дешевой, массовой моды с использованием синтетических материалов и повсеместную рецессию. Тьерри Мюглер и Кристиан Лакруа покинули Chambre в это время.

1980-е: Рост ближневосточных нефтяных состояний и западной экономики стимулировали рост спроса на одежду высокой моды.

Изображение: Christian Lacroix couture

Новое тысячелетие: трагедия и надежда?

2010: Безумно творческий и исключительно талантливый Александр Маккуин совершает самоубийство.

2011: Джон Гальяно, возможно, один из самых талантливых дизайнеров высокой моды в истории, уволен из Dior.

2012: Андреа Брокка названа самым молодым модельером в мире. Он открыл свой магазин высокой моды в Дубае в возрасте 16 лет, обслуживая в основном представителей ближневосточной королевской семьи.

2013:   Рэд Хурани представил первую в истории кутюрную коллекцию унисекс.

2014: Кристиан Диор провел в Шанхае первое шоу высокой моды. Ralph & Russo стал первым британским брендом за более чем 100 лет участия в Неделе высокой моды. Всего 12 модных домов представили в Париже сезон осень-зима 14-15 кутюр. Только двое были на самом деле французами (Шанель и Диор).

2015: Дом Chanel владеет дочерней компанией Paraffection, созданной для поддержки кустарного производства. Он включает в себя величайшие в мире Ateliers d’Art, в том числе Desrues (специализируется на украшениях и пуговицах), Lemarie для перьев, Lesage  для вышивки, Massaro для изготовления обуви и Michel для шляп.

Изображение: Джон Гальяно для Dior couture

2017: Основными покупателями Haute Couture сегодня являются уже не французские светские львицы, а покупатели из России, Китая и Ближнего Востока. Прекрасные предметы одежды могут расти в цене с годами и часто считаются предметами коллекционирования, что делает их разумным вложением — если у вас есть средства для начала!

2020: Индустрия высокой моды уничтожена коронавирусом. Мало того, что многие шоу вынуждены стать виртуальными, клиенты не заинтересованы в покупке, поскольку щедрые мероприятия по всему миру отменены на неопределенный срок.

Такова история высокой моды. Что принесет будущее? Время покажет.

Основное изображение: Chanel

  • Автор
  • Последние сообщения

Чере Ди Бошио

Основатель и главный редактор журнала Eluxe

Искусство и аспирантура в области прикладной лингвистики и образования. Ее долгая журналистская карьера охватывает несколько континентов: она редактировала и писала статьи для престижных журналов в Торонто, Дубае, Париже, Лондоне и Буэнос-Айресе.

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *