Мадонна дони: Pagina non trovata — Visit Uffizi

Микеланджело — Мадонна Дони

  • Художники
  • Художники России
  • Художники Европы
  • Россика
  • История в лицах
  • Библия и живопись
  • Литературная галерея
  • Пушкин и его современники
  • Живопись Нидерландов (XV-XVIIв.)

Главная — Художники — Микеланджело Буонарроти

ок. 1507, доска, масло, темпера. 120 × 120 см

Уффици, Флоренция

«Мадонна Дони» — единственное сохранившееся до нашего времени оконченное станковое произведение Микеланджело Буонарроти. Представляет собой тондо 120 см в диаметре с изображением Святого Семейства; экспонируется в Уффици.

Тондо было выполнено Микеланджело в молодые годы, до начала работ в Сикстинской капелле, вероятно, по случаю брака флорентийских нобилей Аньоло Дони и Маддалены Строцци в 1504 году. Картина как нельзя лучше иллюстрирует тезис Микеланджело о том, что наиболее совершенная живопись та, которая напоминает скульптуру. Замысловатые извивы человеческой плоти вызывают в памяти античную скульптурную группу «Лаокоон и его сыновья», обнаруженную в 1506 году.

Особую массивность фигурам придаёт использование живописной техники «канджианте»; их гладкая кожа не лишена сходства с мрамором. Яркость красок и богатство использованных пигментов предвещают эксперименты Микеланджело над потолком Сикстинской капеллы. Первый план отдан мускулистой фигуре девы Марии; над ней как бы нависает Иосиф Обручник. На заднем плане и несколько в стороне по тосканской традиции помещён Иоанн Креститель. Взоры всех троих устремлены на младенца Христа, которого Мария то ли передаёт мужу, то ли принимает от него.

Картина проникнута усложнённым и не всегда понятным символизмом. Например, клевер на переднем плане символизирует Троицу, иссоп перед Иоанном Предтечей — крещение. Загадочный элемент композиции — пять обнажённых мужских фигур, которые расположены на заднем плане, отделены от Святого семейства горизонтальной полосой и не смотрят на Христа. В искусствоведческой литературе приводятся многочисленные интерпретации этих фигур — от теологических (древние язычники, ожидающие крещения) до психоаналитических (вытесненные на задний план гомосексуальные влечения автора).

Ближайшим аналогом «Мадонны Дони» в искусстве Возрождения принято считать тондо Синьорелли «Мадонна Медичи», где также присутствуют обнажённые юноши. Подобно картине «Святая Анна с Мадонной и младенцем Христом» Леонардо да Винчи, композиция строится на симметрии треугольников. Тондо заключено в пышную раму начала XVI века с переплетением львиных голов и полумесяцев; этот узор перекликается с дверями Гиберти, которые так ценил Микеланджело.

Помимо «Мадонны Дони», Микеланджело иногда приписываются и другие произведения станковой живописи. «Манчестерская Мадонна» и «Положение во гроб» представляют собой незаконченные произведения, а «Мучения Святого Антония» — копия немецкой гравюры, выполненная Микеланджело, когда он был ещё ребёнком. Авторство Микеланджело в отношении этих работ окончательно не установлено.

 

Мадонна Дони

Микеланджело Буонарроти
Мадонна Дони
. ок. 1507
Tondo Doni
Доска, масло, темпера. 120 × 120 см
Уффици, Флоренция

«Мадонна Дони»
— единственное сохранившееся до нашего времени оконченное станковое произведение Микеланджело Буонарроти. Представляет собой тондо 120 см в диаметре с изображением Святого Семейства; экспонируется в Уффици.

Тондо было выполнено Микеланджело в молодые годы, до начала работ в Сикстинской капелле, вероятно, по случаю брака флорентийских нобилей Аньоло Дони и Маддалены Строцци в 1504 году. Картина как нельзя лучше иллюстрирует тезис Микеланджело о том, что наиболее совершенная живопись та, которая напоминает скульптуру. Замысловатые извивы человеческой плоти вызывают в памяти античную скульптурную группу «Лаокоон и его сыновья», обнаруженную в 1506 году.

Особую массивность фигурам придаёт использование живописной техники «канджианте»; их гладкая кожа не лишена сходства с мрамором. Яркость красок и богатство использованных пигментов предвещают эксперименты Микеланджело над потолком Сикстинской капеллы. Первый план отдан мускулистой фигуре девы Марии; над ней как бы нависает Иосиф Обручник. На заднем плане и несколько в стороне по тосканской традиции помещён Иоанн Креститель. Взоры всех троих устремлены на младенца Христа, которого Мария то ли передаёт мужу, то ли принимает от него.

Картина проникнута усложнённым и не всегда понятным символизмом. Например, клевер на переднем плане символизирует Троицу, иссоп перед Иоанном Предтечей — крещение. Загадочный элемент композиции — пять обнажённых мужских фигур, которые расположены на заднем плане, отделены от Святого семейства горизонтальной полосой и не смотрят на Христа.[1] В искусствоведческой литературе приводятся многочисленные интерпретации этих фигур[2] — от теологических (древние язычники, ожидающие крещения) до психоаналитических (вытесненные на задний план гомосексуальные влечения автора)[3].

Ближайшим аналогом «Мадонны Дони» в искусстве Возрождения принято считать тондо Синьорелли «Мадонна Медичи», где также присутствуют обнажённые юноши. Подобно картине «Святая Анна с Мадонной и младенцем Христом» Леонардо да Винчи, композиция строится на симметрии треугольников. Тондо заключено в пышную раму начала XVI века с переплетением львиных голов и полумесяцев; этот узор перекликается с дверями Гиберти, которые так ценил Микеланджело.

Читайте также:  Александр Бенуа: краткая биография и творчество

Помимо «Мадонны Дони», Микеланджело иногда приписываются и другие произведения станковой живописи. «Манчестерская Мадонна» и «Положение во гроб» представляют собой незаконченные произведения, а «Мучения Святого Антония» — копия немецкой гравюры, выполненная Микеланджело, когда он был ещё ребёнком. Авторство Микеланджело в отношении этих работ окончательно не установлено.

Литература

  • П.Д. Баренбойм. Мария в искусстве Микеланджело: Мадонна Британского Музея
    . — М.: ЛУМ, 2020, 60 с. ISBN 978-5-906072-30-6
  • Barolsky, Paul (2003). «Michelangelo’s Doni Tondo and the Worshipful Beholder». Notes in the History of Art22
    (3): 8–11.
  • Buzzegoli, Ezio (December 1987). «Michelangelo as a Colourist, Revealed in the Conservation of the Doni Tondo». Apollo
    : 405–408.
  • d’Ancona, Mirella Levi (1968). «The Doni Madonna by Michelangelo: An Iconographic Study». The Art Bulletin
    (Taylor & Francis)
    50
    (1): 43–50.
  • Hayum, Andrée (Spring 1980). «Michelangelo’s Doni Tondo: Holy Family and Family Myth». Renaissance Quarterly
    (Renaissance Society of America)
    33, No. 1
    (1): 209–249.
  • Olson, Roberta J. M. (1993). «Lost and Partially Found: The Tondo, a Significant Florentine Art Form, in Documents of the Renaissance». Artibus et Historiae14
    (27): 31–65.
  • Olsen, Roberta J.M.
    Painted Devotional Tondi: Michelangleo Buonarotti’s Doni Tondo // The Florentine Tondo. — New York : Oxford University Press, 2000. — P. 219–226.
  • Smith, Graham (1975). «A Medici Source for Michelangelo’s Doni Tondo». Zeitschrift fur Kunstgeschichte
    (Taylor & Francis)
    38 Bd., H. 1
    : 84–85.
  • Zimmer, William (1991). «The Tondo». Art Journal50
    (1): 60–63.

Мадонна Дони

Микеланджело Буонарроти
Мадонна Дони
. ок. 1507
Tondo Doni
Доска, масло, темпера. 120 × 120 см
Уффици, Флоренция
(инв. 1456)

«Мадонна Дони»

— единственное сохранившееся до нашего времени оконченное станковое произведение Микеланджело Буонарроти. Представляет собой тондо 120 см в диаметре с изображением Святого Семейства; экспонируется в Уффици.

Тондо было выполнено Микеланджело в молодые годы, до начала работ в Сикстинской капелле, вероятно, по случаю брака флорентийских нобилей Аньоло Дони и Маддалены Строцци в 1504 году. Картина как нельзя лучше иллюстрирует тезис Микеланджело о том, что наиболее совершенная живопись та, которая напоминает скульптуру. Замысловатые извивы человеческой плоти вызывают в памяти античную скульптурную группу «Лаокоон и его сыновья», обнаруженную в 1506 году.

Особую массивность фигурам придаёт использование живописной техники «канджианте»; их гладкая кожа не лишена сходства с мрамором. Яркость красок и богатство использованных пигментов предвещают эксперименты Микеланджело над потолком Сикстинской капеллы. Первый план отдан мускулистой фигуре девы Марии; над ней как бы нависает Иосиф Обручник. На заднем плане и несколько в стороне по тосканской традиции помещён Иоанн Креститель. Взоры всех троих устремлены на младенца Христа, которого Мария то ли передаёт мужу, то ли принимает от него.

Картина проникнута усложнённым и не всегда понятным символизмом. Например, клевер на переднем плане символизирует Троицу, иссоп перед Иоанном Предтечей — крещение. Загадочный элемент композиции — пять обнажённых мужских фигур, которые расположены на заднем плане, отделены от Святого семейства горизонтальной полосой и не смотрят на Христа. Подобные фигуры обнажённых юношей (ignudi

) присутствуют и на потолке Сикстинской капеллы. В искусствоведческой литературе приводятся многочисленные интерпретации этих фигур[1] — от теологических (древние язычники, ожидающие крещения) до психоаналитических (вытеснение на задний план гомосексуальных влечений автора)[2].

Ближайшим аналогом «Мадонны Дони» в искусстве Возрождения принято считать тондо Синьорелли «Мадонна Медичи», где также присутствуют обнажённые юноши. Подобно картине «Святая Анна с Мадонной и младенцем Христом» Леонардо да Винчи, композиция строится на симметрии треугольников. Тондо заключено в пышную раму начала XVI века с переплетением львиных голов и полумесяцев; этот узор перекликается с дверями Гиберти, которые так ценил Микеланджело.

Помимо «Мадонны Дони», Микеланджело иногда приписываются и другие произведения станковой живописи. «Манчестерская Мадонна» и «Положение во гроб» представляют собой незаконченные произведения, а «Мучения Святого Антония» — копия немецкой гравюры, выполненная Микеланджело, когда он был ещё ребёнком. Авторство Микеланджело в отношении этих работ окончательно не установлено.

Святое семейство | Микеланджело Буонарроти

О работе:

«Тондо» — так называют круглые по форме картину или рельеф. В нашем случае это не совсем тондо; в высоту это произведение Микеланджело чуть больше, чем в ширину. Своё название оно получило в честь Аньоло Дони, процветающего флорентийского ткача, заказавшего картину к своей свадьбе. Оригинальную рамку разработал, вероятно, сам Микеланджело. Тондо Дони — единственная из завершённых и дошедших до нас картин художника, исполненных на дереве.

Рассматривая её сложную композицию, зрители чаще всего восхищаются выдающимся мастерством Микеланджело-рисовальщика. Некоторые критики находят работу слишком резкой по цвету.

Этому произведению сопутствует масса загадок. В частности, непонятно значение обнажённых юношей на заднем плане. Кто-то считает их фигурами ангелов, а кто-то, напротив, символом языческого мироощущения. В последнем случае это могло бы организовывать основной сюжет картины, построенный на противопоставлении язычества и христианства, воплощённого в главных героях.

Младенца Христа Иосиф передаёт Марии довольно странным способом. Возможно, здесь обыгрывается имя заказчика. Дело в том, что «donare» по-итальянски означает «давать», а «doni» — «дарить».

Обнажённые юноши на заднем плане изображены сидящими на камнях или прислонившимися к ним. Очертания камней могут быть связаны с лунным полумесяцем, присутствующим в виде родового герба на плаще Маддалены Строцци, жены Аньоло Дони.

Одинокий цветок на фоне полосы может отсылать зрителя к пророчеству ветхозаветного Исайи, касающегося Иисуса: «Ибо он будет возрастать перед ним, как нежный росток, как корень в сухой земле».

Читайте также:  Сочинение по картине Флавицкого «Княжна Тараканова»

Полоса, пересекающая картину, отделяет святое семейство от остальных фигур и воплощает собой идею закрытого сада, который часто символизировал испорченность Марии.

Другие названия картины:

  • Тондо Дони
  • Мадонна Дони
  • Святое семейство с младенцем Иоанном Крестителем

«Тондо Дони» Микеланджело — Simple + Beyond

Микеланджело Буонарроти

, скромно называвший себя «скульптором из Флоренции», был и художником, и архитектором, и поэтом, и мыслителем. Каждое его произведение — синтез всех его талантов, идеальное по форме и философское по содержанию.

Тондо Дони из галереи Уффици — тот самый шедевр Микеланджело, где живопись становится почти скульптурой, наполненной глубочайшим смыслом.

Тондо Дони (или Мадонна Дони) — единственное немонументальное живописное произведение Микеланджело, которое считается законченным, и авторство которого не подлежит сомнениям.

Тондо — произведение живописи или скульптуры круглого формата, диаметром около метра. Картины и рельефы в форме круга были чрезвычайно распространены во Флоренции во времена раннего Возрождения. На протяжении всего XV века самые заметные и яркие художники работали с тондо, традиционно изображая на них религиозные сюжеты. Богатые флорентийцы заказывали тондо и для своих палаццо, и в качестве дорогих подарков на свадьбы и праздники.

В 1504 году во Флоренции живет и работает Микеланджело Буонарроти. Его «Давид»только что был установлен на площади Синьории, в самом сердце молодой республики. Весть о гигантской статуе идеально прекрасного обнаженного мужчины облетела всю Европу. И не было звезды ярче Микеланджело!

Молодой скульптор, родом из Флоренции, прославивший свой город… он стал настоящей знаменитостью и самым востребованным мастером. Скоро слухи о его гениальности дойдут до самого Папы Юлия II, который с большим почтением пригласит его в Рим. Но пока Микеланджело завален заказами от богатых флорентийцев: каждому хотелось заполучить его работы.

Не мог остаться в стороне и Аньоло Дони. Купец, богатейший торговец тканями, меценат, коллекционер античного и «современного» искусства, он был одним из самых просвещенных, известных и уважаемых людей в городе.

В 1504 году во Флоренции проходит пышная свадьба: Аньоло Дони женится на Маддалене Строцци, представительнице богатого рода флорентийских банкиров.

Вполне возможно, что именно в честь этого торжества, Дони обращается к Микеланджело и заказывает у него образ Богородицы в формате тондо, с созданием которого связана увлекательная история, дошедшая до нас в «Жизнеописаниях…» Джорджо Вазари.

Когда Микеланджело закончил тондо, то отослал его с посыльным в дом к Аньоло с сообщением получить за нее 70 дукатов. Дони, меценат и ценитель искусств, сразу понял, что произведение Микеланджело столь хорошо, что стоит намного дороже. Но, будучи расчетливым купцом, решил что довольно с художника будет и 40 дукатов, которые он и вручил посыльному. Аньоло был в полной уверенности, что спорить и торговаться с таким властным и уважаемым человеком художник не посмеет. Но Микеланджело, известный своим тяжелым характером, пришел в настоящую ярость, отослал 40 дукатов обратно, приказав посыльному возвращаться назад или с картиной, или с двойной ценой. Аньоло, уже готовый на 70, словно в поговорке про скупого, был вынужден отправить Микеланджело 140 дукатов.

Читайте также:  Картина Автопортрет с Саскией Эйленбург на коленях Рембрандта

Спустя год Аньоло Дони обратится к Рафаэлюи закажет у него двойной портрет с молодой женой. И согласитесь, Рафаэль прекрасно передал характер Аньоло Дони, этого умного, но расчетливого флорентийца.

Что же так поразило Аньоло Дони, готового даже на двойную цену?

В центр композиции Микеланджело помещает интимную семейную сцену: дева Мария передает своего сына, младенца Иисуса Христа, Иосифу.

Сохранилось описание Джорджо Вазари:

«Здесь Микеланджело выражает в повороте головы матери Христовой и в глазах ее, устремленных на высшую красу сына, свое чудесное удовлетворение и волнение <�…> Но так как этого Микеланджело было недостаточно, чтобы показать в еще большей степени величие своего искусства, он на фоне этого произведения написал много обнаженных тел — опирающихся, стоящих прямо и сидящих, и всю эту вещь он отделал так тщательно и так чисто, что из всех его живописных работ на дереве, а их немного, она справедливо считается самой законченной и самой прекрасной».

Святое семейство отделено небольшой стеной, на заднем плане изображены обнаженные юноши, напоминающие античные статуи, столь любимые Микеланджело. А фигурка младенца Иоанна Крестителя, размещена так, что, кажется, соединяет эти сцены.

Существует несколько способов прочтения этого произведения.

Согласно одной, Тондо Дони — противопоставление старого, языческого мира, новому времени христианства и пришествия Спасителя. Возможно, эта группа обнаженных, собранная в полукруг на манер античности, — язычники в ожидании крещения, с таинством которого традиционно связана фигура Иоанна Крестителя.

А согласно еще одной версии, обнаженные мужчины символизируют гомосексуальные связи, которые нередко приписывали Микеланджело, и которые осуждала христианская церковь.

Техника, с которой Микеланджело выполнил работу, поразила и поражает всех без исключения. Необычайно цельная композиция и насыщенная цветовая гамма делают тондо выразительным, ярким и незабываемым. Невозможно поверить, что его создатель вовсе не считал себя художником. Напротив, Микеланджело не любил живопись, полагая резец и молот своими инструментами.

При этом ему удивительным образом удавалось работать этими самыми инструментами, словно кистью (достаточно лишь вспомнить Пьету). А писать картины так, как если бы он высекал их из мрамора: ведь обнаженные руки Богородицы кажутся совершенно живыми!

Живая пластика фигур — еще одно безусловное достоинство Тондо Дони. Микеланджело был тем художником и скульптором, которого необычайно влекло человеческое тело. Ему было совсем не интересно изображать бесплотные образы. Конечно, обнаженное мужское тело в движении — главное в искусстве Микеланджело. Но даже изображая одетых персонажей, Марию и Иосифа, Микеланджело добивается максимальной достоверности движений и поз. Ведь ему, увлеченному анатомией, как никакому другому художнику известны все тайны и положения человеческого тела.

Дева Мария, передающая младенца Иисуса Христа Иосифу, изображена в необычном движении. Этот поворот словно закручивает всю композицию по спирали, делая её цельной и выразительной.

Поза Богородицы, найдена Микеланджело, безусловно, во время подготовительной работы. Ведь для каждого своего проекта Микеланджело выполнял десятки рисунков с натуры. Именно это положение необычайно вдохновило и Рафаэля Санти, молодого и порывистого художника, как раз в это время приехавшего во Флоренцию, желающего учиться у Микеланджело и Леонардо.

Тондо Дони станет неисчерпаемым источником вдохновения для Рафаэля. Это закручивающее движение он использует в картине «Положение во гроб»: девушка в этой позе поддерживает Деву Марию, лишившуюся чувств от горя.

И спустя годы, в Риме, где Рафаэль достигнет необычайной славы, станет ведущим художником, главным архитектором собора Святого Петра и хранителем древностей, он не забудет Тондо Дони. В 1512 году он создаст алтарный образ «Мадонна ди Фолиньо», и его Иисус Христос будет так похож на младенца с Тондо Дони. Именно так, вдохновляясь и вступая в диалог, выразил Рафаэль свое глубокое восхищение гением Микеланджело Буонарроти, «простого скульптора из Флоренции».

«Дони Тондо» Микеланджело – Виртуальные экскурсии по музеям «Радость»

Дони Тондо Микеланджело изображает Святое Семейство, состоящее из Младенца Иисуса, Марии и Иосифа на переднем плане. Справа изображен Иоанн Креститель в грубой одежде, держащий в руках длинный деревянный посох.

Пять преимущественно обнаженных мужских фигур изображены сзади у низкой стены на заднем плане. Эти голые цифры интерпретировались по-разному.

Мария — самая заметная фигура в композиции, сидящая на земле на траве с книгой на коленях. Иосиф стоит позади Марии, словно защищая ее.

Золотая ткань на ногах Джозефа фактически образует трон. Младенец передается между Иосифом и Марией. Мария и Иосиф смотрят на Христа.

Иоанн Креститель, покровитель Флоренции, обычно упоминается во флорентийских произведениях, изображающих Мадонну с младенцем.

Тондо Дони было заказано Аньоло Дони в ознаменование его свадьбы с Маддаленой Строцци, дочерью влиятельной тосканской семьи.

Картина выполнена в форме тондо, что в переводе с итальянского означает «круглый», форма, связанная в эпоху Возрождения с домашними идеями. Картина все еще находится в своей первоначальной раме, на которую Микеланджело мог повлиять или помочь в ее создании.

Рама картины богато украшена резьбой с пятью головами, выступающими из рамы. Значения этих голов были предметом спекуляций.

Каркас также содержит резные изображения полумесяцев, звезд, растительности и голов львов. Эти символы, возможно, являются отсылками к семьям Дони и Строцци.

На включение пяти выступающих голов в раму мог повлиять аналогичный мотив, найденный на «Ворота Парадизо» Гиберти. Большие бронзовые двери Флорентийского баптистерия, которыми восхищался Микеланджело, имеют выступающие фигуры.

Фоновые фигуры — это пять обнаженных фигур, значение и назначение которых являются предметом многочисленных спекуляций и споров. Ученые предполагают, что Микеланджело был вдохновлен знаменитой греко-римской скульптурой Лаокоона, раскопанной в 1506 году в Риме.

Микеланджело участвует в раскопках и сохранении Лаокоона. Эта картина была создана до росписи потолка Сикстинской капеллы, начало которой было положено в 1508 году, и отголоски мускулистых обнаженных тел, запланированных для фресок Сикстинской капеллы.

Дони Тондо — единственное сохранившееся законченное панно Микеланджело. Единственные другие сохранившиеся панно Микеланджело незакончены. Это «Погребение» и «Манчестер Мадонна» в Национальной галерее в Лондоне.

Микеланджело

Микеланджело был итальянским скульптором, художником, архитектором и поэтом эпохи Возрождения, родившимся во Флоренции и оказавшим огромное влияние на развитие западного искусства.

Он является одним из величайших художников всех времен, и его часто рассматривают как претендента на звание главного представителя человека эпохи Возрождения, наряду с его соперником Леонардо да Винчи.

Дони Тондо или Дони Мадонна,

  • Заголовок:                  Дони Тондо или Дони Мадонна,
  • Итальянский:               Tondo Doni
  • Художник:                Микеланджело
  • Год:                  1506
  • Материалы:          панель темпера
  • Размеры: 120 см (47,2 дюйма)
  • Тип:                  Христианское искусство
  • Музей:           Галерея Уффици

Микеланджело

  • Имя: Микеланджело ди Лодовико Буонарроти Симони
  • Родился:         1475 – Капрезе близ Ареццо, Флорентийская Республика
  • Умер:          1564 (88 лет) – Рим, Папская область (современная Италия)
  • Известные работы:
    • Дэвид
    • Пьета
    • Потолок Сикстинской капеллы
    • Эскизы лежащего обнаженного мужчины
    • Молодой раб
    • Бородатый раб
    • Мятежный раб

Дони Тондо

Дони Тондо

Виртуальный тур по галерее Уффици

  • «Рождение Венеры» Сандро Боттичелли
  • «Примавера» Сандро Боттичелли
  • Венера Медичи
  • «Битва при Сан-Романо» Паоло Уччелло
  • «Поклонение волхвов» Боттичелли
  • «Юдифь, убивающая Олоферна» Артемизии Джентилески
  • Автопортрет Лукаса Кранаха Старшего
  • Автопортрет Ганса Гольбейна Младшего
  • Дони Тондо Микеланджело

Doni Tondo by Michelangiolo

Виртуальный тур по музеям Италии

Музеи и исторические места Рима

  • Музеи Ватикана
  • Капитолийские музеи
  • Собор Святого Петра
  • Национальный римский музей
  • Галерея Боргезе

Музеи Флоренции

  • Галерея Уффици
  • Галерея Академии

Музеи Милана

  • Санта-Мария-делле-Грацие
  • Музеи замка Сфорца
  • Художественная галерея Брера, Пинакотека Брера
  • Музей Польди Пеццоли

Музеи Болоньи

  • Городской археологический музей (MCA) Болоньи
  • Святилище Санта-Мария-делла-Вита

Michelangelo Tondo Doni

Uffizi — Michelangelo — Флоренция

Michelangelo Tondo Doni

~~

7