Ман рэй фотограф: Ман Рэй: художник-загадка, фотограф, дизайнер

Ман Рэй — человек Ренессанса в эпоху Сюрреализма

Ман Рэй (©Man Ray) — один из наиболее значимых фотохудожников ХХ века, внесенный журналом Art News в число 25 самых влиятельных фотографов столетия. Американец еврейского происхождения (настоящее его имя — Эммануил Радницкий) стал настоящим революционером фотографии. Он возвел ее в ранг искусства во времена, когда фото считали лишь ремеслом. Он — один из крупнейших авторов, работавших в жанре сюрреализма и дадаизма, друг и соратник Марселя Дюшана, кинорежиссер, художник и, по выражению Майкла Раша, человек Ренессанса, живший в ХХ веке.

Ман Рей доказал, что фотография, которую считали просто отражением реальности, может быть истинным творчеством. Его яркие дадаистские инсталляции, эксперименты с техникой и светочувствительной бумагой были бунтарством в лучшем смысле слова. Фотографии Рэя — это характер, настроение, чувственность, смелый художественный замысел и будоражащий воображение мистицизм. Его творчество высоко оценивали коллеги-художники, популярные журналы Vogue, Vanity Fair, Time и модели, среди которых была вся европейская и американская артистическая богема.

Ман Рэю позировали Сальвадор Дали, Жан Кокто, Фрида Кало и Эльза Скиапарелли. Он снимал многих знаменитых писателей, среди которых — Джеймс Джойс, Эрнест Хеммингуэй, Вирджиния Вульф.

Самое известное фото Коко Шанель — в черном платье, шляпке и с нитью жемчуга на груди — тоже сделал он. «Рисуя» камерой Ман Рэй создавал рискованные снимки ню с сюрреалисткой Мерет Оппенгейм, психологичные портреты кинозвезд и знаменитостей, экспериментальные работы на стыке живописи и абстрактного искусства.

Сюрреализм, «Новое видение» и эксперименты

Ман Рея относят к представителям течения «Новое видение». В этом направлении, которое возникло в начале ХХ века, фотография рассматривается как отдельная форма искусства, а не как продолжение живописи. В отличие от пикториалистов, сторонники течения настаивали на самобытности фото и отдавали предпочтение приемам конструктивизма, Баухаусу, а не классическому европейскому модернизму.

Ман Рэй, как и другие представители направления, активно экспериментировал с ракурсным построением кадра, новаторским фотомонтажом, рассматривал предметы как абстракции и смело нарушал традиции жанра. Он постоянно пробовал новые технические приемы (например, физический эффект Сабатье) и изобрел соляризацию и рэйографию — техники, с которыми изображения получались странными, преломленными, обретали непонятные очертания и мистические ореолы.

Ман Рэй вместе с Марселем Дюшаном развивал течение readymade, в котором обыденные предметы (утюг, гвозди, армейское одеяло) рассматривались как объекты искусства. Он экспериментировал с дадаизмом, был единственным американцем в парижской группе и даже основал нью-йоркское «отделение Дада», хотя их деятельность ограничилась выпуском лишь одного номера журнала.

Фотохудожник никогда не знал, к чему приведет очередной эксперимент и смешивал абсурдные, с точки зрения техники, приемы и методы. Он снимал короткометражное кино, занимался живописью и сделал невероятно много для развития современной фотографии как «чистого искусства».

Из Америки в Париж и обратно

Ман Рэй родился в Америке. Его родители эмигрировали в штат Пенсильвания из губернии, которая на тот момент входила в Российскую империю, а спустя десятилетия стала частью Литвы. После рождения мальчика в 1890 году семья еще семь лет прожила в Филадельфии, а затем переехала в Нью-Йорк. Там юноша изучал искусство, увлекся творчеством Альфреда Стиглица и благодаря ему узнал о европейском авангардизме. Он взял себе псевдоним, под которым его сегодня знают, и с 1918 года стал всерьез экспериментировать с фототехнологиями.

Ман Рэй впервые взял в руки камеру в возрасте 24 лет, чтобы снять свои арт-объекты, но быстро понял, какой у нее потенциал. Еще в 1913 году, познакомившись с Марселем Дюшаном, он стал создавать проекты, которые нельзя было назвать ни живописью, ни фотографией. Подружившись с творческим союзником, он сделал его портрет в изобретенной им эффектной технике соляризации — повторной печати негативов. Под влиянием авангардистов Рэй переехал в Париж и поселился на богемном Монпарнасе.

Во время первого «французского периода» в творчестве фотограф познакомился чуть ли не со всеми известными художниками и писателями той эпохи. Благодаря таланту портретиста он стал популярным, съемка у него означала, что человек достиг в обществе определенного положения. К концу 20-х годов Ман Рэй стал одним из самых высокооплачиваемых фотографов Европы, но не перестал экспериментировать.

Ман Рэй участвовал в знаменитой выставке сюрреалистов в Париже в 1925 году, снимался в кино и сам его снимал, ввел в круг художников Эжена Атже и принимал в своей студии главные таланты первой половины ХХ века.

Прожив во Франции около 20 лет, он был вынужден вернуться в США перед началом нацистской оккупации. Там Ман Рэй начал «голливудский» этап жизни и женился на давней подруге, музе и партнерше по шахматам Жюльетт Браунер. Быстро став востребованным фотографом, он выставлялся в лучших галереях Калифорнии, но сам называл штат «красивой тюрьмой» и мечтал вернуться в Европу. Сделать это удалось в 1951 году, и до самой смерти художник прожил в любимом Париже.

Ман Рэй активно коллекционировал предметы искусства, связанные с сюрреализмом, и работал в своей мастерской. В середине 60-х годов он выпустил автобиографию и был принят в общество авангардистов памяти Альфреда Жарри.

Скончавшийся в 1976 году художник был похоронен на Монпарнасе, а жена мастера создала фонд его имени, владеющий сегодня большей частью авторских прав на его произведения.

Анна, дочь Ман Рэя, пишет книги об отце и его соратниках, выставки фотографа проходят в галереях и фотоцентрах по всему миру, а публика не теряет интереса к его фантастическому и ни на что не похожему творчеству. 

Фотограф Ман Рэй

Модернистский художник Эммануэль Радницкий, более известный как Ман Рэй, родился в Филадельфии (США) в 1890 году. Его работы в живописи, скульптуре, кино и фотографии помогли существенно расширить определение «авангардное искусство ХХ века». Выставка «Ман Рэй. Портреты» открыта этой осенью в Государственном музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина. Она является первой крупной ретроспективой Ман Рэя в России и сосредотачивается исключительно на портретной фотографии. Работы на выставке представлены хронологически, в соответствии с основными этапами творчества художника: «Нью-Йорк», «Париж», «Голливуд».

Текст: Ольга Аверьянова,  
руководитель отдела искусства фотографии ГМИИ им. А. С. Пушкина.

 

Фото: Ман Рэй

1. МанРэй. АндреДерен, 1927 
Man Ray Trust 

Andre Derain, 1927 by Man Ray
Man Ray Trust

 

 Америка — родина Ман Рэя, здесь он решил стать художником и всерьез увлекся дадаизмом, здесь он сделал свои первые кадры, в том числе ассамбляжный «Автопортрет» (1916) и абсурдистские портреты Марселя Дюшана. Именно его живописные работы Рэй впервые снимал как фотограф. «Это было достижением», — позднее напишет Дюшан о своем друге, — «относиться к камере так же, как он относился к кисти, как к инструментам на службе идей». В автобиографическом эссе Рэй выразился иначе: «Картина появляется из сердца через глаза, фотография обращена через глаза к разуму. Но желание и любовь к предмету руководит обеими сферами. Одна не может быть заменена другой».

Париж 1921–1937 годов: здесь в 1924 году родилась знаменитая «Скрипка Энгра», в 1926 — «Черное и белое». В этот первый «французский период» произошло знакомство с сюрреализмом и двумя женщинам, ставшими не только его моделями, но и возлюбленными: Кики Монпарнас и Ли Миллер. Здесь были «изобретены» соляризация и рейография. Здесь, во Франции, он открыл свое фотоателье, начал работать с модой, сотрудничать с журналами и снимать портреты на заказ.

А потом десять лет в Америке: творчество в Голливуде с 1940 по 1950 год, встреча с будущей женой — танцовщицей Джульет Браунер. И, наконец, снова любимый Париж послевоенной эпохи (1951–1976), когда Ман Рэй на четверть века поселился в студии на 2 bis rue Férou, продолжая творить и преподавать.

Портреты. Парные и групповые, в интерьере и студии, на улице, в кафе, на пляже. Ведущие сюрреалисты с чередующимся черно-белым фоном, помещенные рядом друг с другом, демонстрируют безупречный стиль 1930-х годов. Сценографические приметы времени. Архитектор Ле Корбюзье в своих фирменных круглых очках и галстуке-бабочке. Безукоризненно модный, образцово-артистичный Сергей Эйзенштейн. Вот Робер Делоне, выходя из своего дома, случайно позирует с трубой. Андре Дерен сидит за рулем своего Bugatti 43. Фотографироваться у Ман Рэя стало модно.

Находить общий язык с мужчинами было сложнее, чем с женщинами. По словам фотографа, они были «не столь определенными». Матисс в консервативном твидовом костюме, с аккуратно подстриженной бородой и отчаянно проницательными глазами. Олдос Хаксли, английский писатель-интеллектуал и мистик, — держится в тени. Синклер Льюис, американский писатель и лауреат Нобелевской премии, будто придавлен славой, а огромный деревянный «болт» задвинул его фигуру к нижнему краю композиции. Льюис погружен в себя, он прячется в воротник. Молодой Дали, мистически освещенный снизу.

Количество известных и знаменитых потрясает: Джеймс Джойс, Тристран Тцара (беззастенчиво демонстрирует свой синяк на камеру), Жан Кокто, Луи Арагон и Андре Бретон, Гертруда Стайн и Эльза Скиапарелли, герцогиня Виндзорская и Маргарет Оппенгейм, Игорь Стравинский и Эрик Сати, цвет французских певцов — Жюльетт Греко и Ив Монтан, сонм голливудских звезд.  Все это наряду с десятками портретов известных художников и скульпторов того времени.

Два портрета Пабло Пикассо 1922 и 1933 годов демонстрируют эволюцию фотографических взглядов Ман Рэя. Хотя уже в 20-е годы Пикассо был одним из самых значительных французских авангардистов, Рэй сфотографировал художника совершенно не как представителя артистических кругов. Одетый как скромный банковский клерк, спрятавший руки в карманах, человек на снимке будто не уверен в себе. В качестве фона фотограф выбирает стену, завешанную работами Пикассо, словно стремясь придать «твердости» его позиции, консервативный костюм противостоит радикальности живописи на заднем плане. Десять лет спустя Рэй сумел изобразить Пикассо, оперируя категориями его творчества. На снимке мятежный, ищущий, постоянно экспериментирующий художник. Крупный план, жесткий уверенный профиль, «немой» фон.

 

2. Ман Рэй. Ава Гарднер в костюме 
к фильму Альберта Левина «Пандора и Летучий Голландец», 1950
Man Ray Trust
  Man Ray Trust/ADAGP/DACS

Ava Gardner in costume 
for Albert Lewin’s Pandora and the Flying Dutchman, 1950 by Man Ray 
Man Ray Trust 
  Man Ray Trust/ADAGP/DACS

 

Многие работы фотографа были сняты для публикации или рекламы в популярных журналах — таких, как Vogue, Vanity Fair, Harper’s Bazaar. Он никому не льстил, но и не хулил своих коллег и друзей. Ман Рэй хорошо понимал, как они хотели выглядеть и каковы они на самом деле.

Кажется, Рэй, как и все сюрреалисты, был одержим женской обнаженностью. На выставке представлено множество примеров вполне традиционной трактовки тела наряду с сюрреалистическими интерпретациями темы. Кики, знаменитая модель с Монпарнаса, с которой художник познакомился в 1921 году только что переехав в Париж; его талантливая ученица, американский фотограф и журналист Ли Миллер, с ней фотограф жил и работал с 1929 по 1932 г.; очередная большая любовь — молодая танцовщица Эди Фиделин и, наконец, Джульетта Браунер, ставшая впоследствии его женой и остававшаяся с ним до самой его смерти.

Le d’Ingres Violon — «Скрипка Энгра» — произведение, ставшее знаковым для Ман Рэя. Сидящая в тюрбане Кики снята сзади, на обнаженную спину наложены эфы (резонаторные отверстия в корпусе скрипки). «Омаж Энгру» стал его образцовым ню и символом его любви к инструменту. Дадаистская игра во «французскую классику», как у Дюшана с великим Леонардо да Винчи, подрисовавшего шаловливые усики Джоконде.

Женские портреты. Вирджиния Вульф, чья фотография стала обложкой The Saturday Review (1937). Рука писательницы приподнята, она то ли растеряна, то ли удивлена. Образ, который создал Рэй, очень точен: интеллект и детская доверчивость. Художница Мари Лоренсен под стать героиням ее многочисленных женских и детских портретов, названных однажды «созданиями страны фей», — они неизменно очаровательны, так же, как и их автор. Нэнси Кунард — «ультрамодная» молодая парижанка 1920-х — стройная, элегантная, богатая и стильная. Волосы коротко острижены «под мальчика», браслеты из слоновой кости, платье из шкуры леопарда… Ее копировали: все девушки хотели быть «тощими и эмансипированными». Ава Гарднер — ярчайшая звезда Голливуда, можно с точностью описать, как актриса пришла к фотографу, собранная, профессиональная, строгая, определенно зная, чего она стоит.

Экспозиция в Государственном музее изобразительных искусств им.  А. С. Пушкина включает серию автопортретов Ман Рэя. Самый ранний относится к 1916 году, соляризированный «Автопортрет с камерой» 1930 года, портреты с Джульет 1950-х, 1970-х годов. Попытки самоидентификации, репрезентации себя: от молодого дадаиста до маэстро, убеленного сединами, рядом с его божественной музой. Художник нередко изображал себя за работой в лаборатории. Он всегда любил таинство манипуляций в темной комнате, чем-то походивших на священнодействие. Позерствуя, Рэй обыкновенно отрицал, что был художником, объявляя себя photometrographe: «Мои работы чисто фотометрические». Безусловно, он был великим творцом.

Выставка охватывает пять десятилетий и представляет сотни произведений одного из крупнейших фотографов модернизма. Ман Рэй со всеми его каламбурами, экспериментами с фотопроцессом, шутливыми сопоставлениями людей и предметов, оставался глубочайшим фотографом-портретистом.

Отпечатки, демонстрирующиеся на выставке, представлены собранием Национальной портретной галереи (Лондон), Центром Жоржа Помпиду (Париж), Музеем Иерусалима (Израиль), Музеем Виктории и Альберта (Лондон), Man Ray Trust (Нью-Йорк), частными коллекционерами.

После вторжения немецких войск во Францию летом 1940 года Ман Рэй уезжает в Америку, в Лос-Анджелес, и обосновывается в Голливуде. По совету сестры знакомится с Джульет Браунер, 28-летней танцовщицей и моделью, которая за год до этого переехала в Калифорнию и которая будет его музой, женой и даже партнером по шахматам (интерес к этой игре, вероятно, возник у него под влиянием заядлого шахматиста Марселя Дюшана) в течение следующих тридцати шести лет. Джульетта Браунер был родом из Бронкса, здесь она закончила среднюю школу Джеймс Монро, где изучала танец у Марты Грэм, но вскоре стала моделью. Ее отец, Генри Браунер, эмигрировавший из Румынии, был фармацевтом. Пара сочеталась браком в 1946 году, это была двойная свадьба, где второй парой были художница Доротея Таннинг и сюрреалист Макс Эрнст. Ман Рэй снимет сотню портретов Джульет. Она напишет в своих воспоминаниях: «Когда я не нужна была для его работы, он просил меня остаться рядом. Он хотел, чтобы я была с ним, пока он работал. Мы не говорили. Он просто хотел чувствовать мое присутствие». В 1951 году Джульет и Ман Рэй вернулся в Париж, где они будут жить до самой смерти Ман Рэя — до 1976 года.

 3. МанРэй. Джульет, 1947
Коллекция Тимоти Баума, Нью-Йорк
  Man Ray Trust/Artists Rights Society (ARS), New York/ADAGP/DACS

Juliet, 1947 by Man Ray 
Collection Timothy Baum, New York 
  Man Ray Trust/Artists Rights Society (ARS), New York/ADAGP/DACS

 

В начале 1950-х Ман Рэй хотел выпустить в дань уважения и любви к Джульетте книгу «50 версий Джульет», которые он описал как пятьдесят ее душ. Он тщетно искал издателя в Париже, но в конце концов сдался. Арт-дилер Джорджо Маркони наткнулся на эти фотографии, Ман Рэй сказал, что он не продает их, но продаст тому, кто сможет опубликовать их в виде книги. В 1981 году, после его смерти, Маркони издал книгу «Пятьдесят лиц Джульет». Джульет сдержала обещание Рэя и продала Маркони эти фотографии.

Джульет умерла в Париже в 1991 году в возрасте 79 лет от сердечного приступа.

На фотографии американская актриса Ава Гарднер (1922–1990) изображена в историческом костюме из фильма «Пандора и «Летучий Голландец» (1951). Другу Ман Рэя, американскому продюсеру и режиссеру Альберту Левину для кинокартины потребовались два портрета Гарднер. Их поручили сделать Ман Рэю. В своей автобиографии Рэй описывал Гарднер как «абсолютно восхитительную», продолжив, что «в качестве модели никто из профессиональных манекенщиц не мог превзойти ее. Она позировала для фотографии, будто играла перед кинокамерой».

 

4. Ман Рэй. Портрет Ли Миллер, соляризация, 1929
Коллекция Пенроуза
  Man Ray Trust/ADAGP, Paris and DACS, London 2013, с разрешения Коллекции Пенроуза. Фотография: Архив Ли Миллер

Solarised Portrait of Lee Miller, c.1929 by Man Ray 
The Penrose Collection 
  Man Ray Trust/ADAGP, Paris and DACS, London 2013, courtesy The Penrose Collection. Image courtesy the Lee Miller Archives

 

Фотограф и фотокорреспондент американского происхождения, Ли Миллер (1907–1977) начала свою карьеру в качестве модели в Нью-Йорке, появившись на рисованной Жоржем Лепапом обложке американской версии журнала Vogue 15 марта 1927 года. В 1929 году она приехала в Париж, чтобы стать помощницей Ман Рэя. Девушка подсела к нему в кафе и объявила: «Меня зовут Ли Миллер, и я — Ваш новый студент». Она стала ученицей и возлюбленной художника. Рэй сделал множество портретов Миллер. Вместе они экспериментировали с техникой соляризации.

Когда роман закончился, в 1932 году Миллер открыла свою студию в Нью-Йорке. Она встретила британского живописца-сюрреалиста Роланда Пенроуза в 1937 году и в 1939 переехала с ним в Лондон. В 1940 она стала первой женщиной — военным корреспондентом британского Vogue, документируя освобождение концентрационного лагеря Бухенвальд. В 1937 году Миллер возобновила свою дружбу с Ман Рэем, которая продолжалась до конца жизни фотографа.

 

5. Ман Рэй. Скрипка Энгра (Кики с Монпарнаса), 1924
(Воспроизведение оригинальной фотогравюры, напечатанной компанией Braun et Cie и опубликованной в книге Daniel Masclet presente: Nus, La beaute de la femme — Album du premier salon international du Nu Photographique, Париж, 1933)
Частная коллекция

Le Violon d’Ingres (Kiki de Montparnasse), 1924 by Man Ray 
(Original photogravure reproduction by Braun et Cie of Paris published in Daniel Masclet presente: Nus, La beaute de la femme — Album du premier salon international du Nu Photographique, Paris 1933) Private Collection 
  Man Ray Trust/ADAGP/DACS

 

Модель Кики де Монпарнас была любовницей и музой Ман Рэя в 1920-х и объектом многих из его самых знаковых фотографий. На снимке «Скрипка Энгра» она позирует со спины, руки скрыты, на бедрах драпировка, чтобы выглядеть в точности как безрукий мраморный торс Венеры Милосской. «Жертвой классики» стало ее лицо, всегда улыбающееся в жизни. Но все оказалось не настолько серьезно.

В ХХ веке вдруг все тщательно построенные барьеры, которые на протяжении веков стояли между высоким классическим идеалом и жизнью, рухнули. Ман Рэй с удовольствием играет словами и образами: оммаж Энгру (в переводе с французского — «посвящение»). Эротическая тема на снимке Ман Рэя потеряла всякий смысл.

Кики в тюрбане становится одной из одалисок Энгра, но из-за прикрепленных на спине скрипичных эфов в изгибах ее тела начинает угадываться музыкальный инструмент, который напоминает как о любви живописца к этому инструменту, так и о французском выражении, означающем «любимое времяпрепровождение». В этом смысле как женщина Кики (и вообще женщины для мужчин) была своего рода «игрушкой». Однако Ман Рэй иронизирует и над собой. Энгр всегда считал, что его скрипка важнее, чем его картины, а Ман Рэй думал, что его картины более важны, чем его фотографии.

Этот отпечаток стал, пожалуй, наиболее тиражируемой работой Рэя. Ее неоднократно демонстрировали на многочисленных фотографических выставках, например, на большой ретроспективе в Национальной библиотеке Франции в 1962 году. Но не только фотографических: в 1977 году она была представлена на выставке «Турецкие бани» Энгра в Лувре. Вместе с работами «MCMXIV» и «Подарок», «Скрипка Энгра» была опубликована вместе с некрологом Ман Рэю на следующее утро после его смерти на первой полосе New York Times.

 

6. Ман Рэй. Катрин Денёв, 1968
Частный владелец
  Man Ray Trust/ARS-ADAGP/DACS

Catherine Deneuve, 1968 by Man Ray
Private Lender 
  Man Ray Trust ARS-ADAGP/DACS

 

Катрин Денев (род. 1943) — французская актриса. Из ранних фильмов, где она снималась, были «Шербургские зонтики» (1964) Жака Деми и «Дневная красавица» (1967) Луиса Бунюэля. Ман Рэй фотографировал ее для журнала Sunday Times во время съемок фильма «Смятение» (1968). Тогда Денев была замужем за известным английским фотографом Дэвидом Бейли.

На фотографии, опубликованной в качестве темы номера с текстом Фрэнсиса Уиндхэма в июне 1968 года под названием «Таинственное искусство Катрин Денев», актриса изображена в студии Ман Рэя на rue Ferou перед картиной «Двадцать дней и ночей Джульет» (1952), написанной на ширме, в окружении предметов, изготовленных Ман Рэем, в том числе шахматной доски, и «Золотых уст» — шкатулки в форме книги.

На актрисе позолоченные бронзовые серьги в форме спирали, которые под названием Pendants Pending в 1970 г. были частью «любимых объектов» автора («Objects of my Affection»). Спиральная форма была впервые использована Ман Рэем на дебютной выставке «Анонимного общества» в Париже. К этой форме он возвращался на протяжении всего своего творчества.

 

Ман Рэй — фотография, картины, биография Ман Рэя

Ман Рэй, родившийся Эммануил Радницкий в 1890 году в Филадельфии, штат Пенсильвания, был известным представителем авангардной фотографии 20 века и считается пионером сюрреалистической фотографии. . артистичность Рэя
работа очень разнообразная. Он был художником, художником по объектам и режиссером. Он был самым первым художником, чьи образы представлялись коллекционерам более ценными, чем его художественные работы. Поэтому он внес значительный вклад в
Оценка фотографии как вида искусства.

Его ранняя жизнь

С того момента, как он попал в центр внимания, и до своей смерти Ман Рэй не позволял узнать большую часть своей ранней жизни, даже отрицая, что когда-то у него было другое имя, кроме Рэя. Ман Рэй родился в семье еврейских иммигрантов из
Россия. Он был единственным ребенком до того, как его семья была благословлена ​​​​еще одним сыном и двумя дочерьми, младший ребенок родился вскоре после того, как они переехали в Бруклин в 1897 году. Семья Ман Рэя сменила фамилию на Рэй в 1912 году.
Рэя прозвали Мэнни, но он изменил свое имя на Мэн и постепенно начал использовать Мэн Рэя.

Отец Рэя работал на швейной фабрике. Он также владел небольшим магазином по пошиву одежды за пределами своего дома, в котором работали все его дети с раннего возраста. Мать Рэя, которая очень увлекалась шитьем, любила шить и конструировать.
одежда ее семьи. Раньше она шила одежду по собственным эскизам и создавала лоскутные изделия из лоскутков ткани. Хотя Ман Рэй не хотел ассоциировать себя с прошлым своей семьи, этот опыт оставил
знак на его творчестве. Ряд предметов, связанных с одеждой и шитьем, появляются на каждом этапе его работы и почти во всех средах.

Его любовь к искусству

Художественные и механические способности Рэя проявились в нежном возрасте. Его среднее школьное образование сыграло более важную роль в том, что он получил прочную основу в черчении, а также в других художественных техниках. Он также воспитывал
регулярно посещал художественные музеи, где изучал работы старых мастеров, таких как Леонардо да Винчи, Микеланджело,
Рембрандт и Караваджо. Будучи студентом, Рэй был вдохновлен мистером Альфредом Стиглицем (мужем Джорджии О’Киф).
чью галерею он регулярно посещал, а также мистера Роберта Анри, который был его школьным учителем. В 25 лет Рэй провел свою первую персональную ярмарку живописи. Его дружба с Дюшаном, длившаяся 55 лет, повлияла на
их работы и вылились в совместные творческие начинания.

Вскоре после окончания средней школы в 1908 году Рэю предложили стипендию для изучения архитектуры, но он решил продолжить карьеру в искусстве. Хотя его родители были недовольны его решением, они поддержали его любовь к
искусства, и даже переделал скромные жилые помещения семьи, чтобы их сын мог использовать комнату как свою мастерскую. Рэй остался на 4 года, работая над тем, чтобы стать профессиональным художником, а также зарабатывая немного денег в качестве
технический иллюстратор и коммерческий художник в различных компаниях Манхэттена.

Сюрреализм и дадаизм

Изначально Рэй вдохновлялся кубизмом и экспрессионизмом. Но когда он встретил Марселя Дюшана, он начал добавлять движения в свои работы. Затем его внимание переключилось на дадаизм. Дадаизм бросил вызов тогдашним представлениям об искусстве и
литературы и выступал за спонтанность. Вместе с Дюшаном и Фрэнсисом Пикабиа Ман Рэй стал ведущей фигурой в движении Дада.

В 1920-х годах под влиянием работ психолога Зигмунда Фрейда литературное, интеллектуальное и художественное движение под названием сюрреализм стремилось совершить революцию против ограничений.
рационального ума; и, в более широком смысле, они считали правила общества угнетающими. Сюрреализм также включает в себя марксистскую идеологию, требующую ортодоксального подхода к истории как к продукту материального взаимодействия коллективных
интересы, и многие известные художники-сюрреалисты позже стали символами контркультуры 20-го века, такими как марксист Че Гевара. Ман Рэй был единственным представителем парижского сюрреалистического движения от
НАС. Среди его популярных в то время художественных произведений был «Дар» — скульптура, состоящая из двух найденных предметов.

Ман Рэй во Франции

Вдохновленный Марселем Дюшаном, Рэй переехал в Париж в 1921 году. За исключением десяти лет, проведенных в Голливуде во время Первой мировой войны, он провел всю свою жизнь во Франции. Во время своего пребывания во Франции Рэй продолжал участвовать в художественной жизни.
авангарда, вступив в контакт с такими известными личностями, как Эрнест Хемингуэй и Гертруда Стайн. Ман Рэй начал работать в нескольких средах, включая скульптуру, живопись, кино и фотографию. Его самые ранние художественные произведения
были относительно статичны, в основном под влиянием кубизма и экспрессионизма.

В отличие от многих американских художников, которые провели в Париже совсем немного времени, Ман Рэй прожил здесь 20 лет. Там он был влиятельным членом международных дадаистских и сюрреалистических кругов.
художников и писателей, среди которых были Макс Эрнст, Сальвадор Дали, Жоан Миро,
Пауль Клее, Пикассо и Андре Бретон.

Его популярные работы

Рэй Мэн стал популярным благодаря изображениям своих художественных работ. Он продолжил карьеру модного фотографа, делая снимки для популярных журналов в Париже. Находясь во Франции, он создал блестящие произведения искусства.
которые сегодня известны как «Райограммы» — изображения, созданные на листе фотобумаги без использования фотоаппарата; объект помещается прямо на лист бумаги, свет экспонируется, после чего создается изображение. Тень объекта
это то, что создает изображение, которое подчеркивает влияние света и тени, а не важность самого изображения.

Еще одной популярной работой этого периода была «Скрипка» Энгра 1924 года. На этой фотографии изображена обнаженная спина его возлюбленной, актера, известного как Кики, стилизованная под картину французского художника по имени
Жан Огюст Доминик. В остроумии Ман Рэй нарисовал две черные фигуры на ее спине, чтобы она выглядела как музыкальные инструменты. Между 1923 и 1929 годами Рэй снял несколько короткометражных фильмов, создав классические сюрреалистические произведения, такие как
L’Etoile de Mer, Emak Bakia, а также Les Mysteres du chateau de. Он также экспериментировал с методом, известным как эффект Сабатье, который придает изображению серебристость.

Его более поздние годы

В 1940 году Рэй бежал от войны во Францию ​​и переехал в Лос-Анджелес, чтобы продолжить свое искусство. Он жил в Лос-Анджелесе с 1940 по 1951 год. Через несколько дней после прибытия он встретил и начал встречаться с Джульеттой Браунер. Они связали себя узами брака через 5 лет
ухаживания на характерной тройной свадьбе с Доротеей Таннинг и Максом Эрнстом. Хотя Рэй был очень успешным фотографом в Нью-Йорке и Голливуде, он
вернулся во Францию ​​в 1951 году. Там он продолжал заниматься своими картинами. В 1919 году он опубликовал свою автобиографию под названием «Автопортрет».63.

В последние годы своей жизни Рэй продолжил свои лучшие художественные работы, выставив перед смертью выставки в Лондоне, Нью-Йорке, Париже и других популярных городах. Он умер в своей студии в своем любимом городе Париже 18 ноября 1976 года. Ему было 86 лет.
возраст. Его работы можно найти в ряде музеев по всему миру, и на сегодняшний день он многим запомнился своим художественным юмором и уникальностью.

У меня никогда не было цели записывать свои мечты, только решимость воплотить их в жизнь.

Ман Рэй фотография

Детство

Ман Рэй родился как Эммануэль Радницкий в 1890 году в семье русско-еврейских иммигрантов в Филадельфии. Его отец-портной и мать-швея вскоре перевезли семью в район Вильямсбург в Бруклине, штат Нью-Йорк.
Рэй провел большую часть своего детства. Его семья сменила фамилию на Рэй из-за боязни антисемитизма. Его имя превратилось в Мэн Рэй после того, как его прозвище Мэнни было сокращено до Мэн. Он держал в секрете свое семейное прошлое большую часть своей жизни.
карьеру, хотя влияние занятий его родителей очевидно во многих его работах.

В старшей школе Рэй научился рисованию от руки, черчению и другим основным приемам архитектуры и инженерии. Он также преуспел в своем художественном классе. Хотя он ненавидел особое внимание со стороны своего учителя рисования, он все же часто посещал искусство.
музеях и самостоятельно изучал работы мастеров эпохи Возрождения, таких как Леонардо да Винчи, Микеланджело, Тициан и
Караваджо. Такая самомотивация с раннего возраста оказалась прочной основой для многогранности, которую он проявлял на протяжении всей своей творческой карьеры. По окончании школы в 1908,
он отказался от стипендии для изучения архитектуры и начал свою карьеру художника.

Раннее обучение

В своей студии в доме своих родителей он усердно работал, чтобы стать художником, подрабатывая случайным художником по рекламе. Он познакомился с миром искусства, часто посещая художественные галереи и музеи Нью-Йорка и Нью-Йорка.
увлекся современным авангардным искусством из Европы. В 1912 году он поступил в школу Феррера и начал развиваться как серьезный художник. Учась в этой школе, основанной на либертарианских идеалах, он познакомился со своим первым
влиятельных учителей и художников, таких как Роберт Анри, Сэмюэл Гальперт, Макс Вебер и Адольф Вольф, и был окружен сторонниками анархистских идей, которые помогли сформировать его собственную идеологию.
Ненадолго поделившись небольшой студией на Манхэттене с Адольфом Вольфом, Ман Рэй весной 19 года переехал в колонию художников в Нью-Джерси.13 через реку от Манхэттена. Он делил маленькую лачугу с Сэмюэлем Халпертом, который вдохновил
Рэя как художника развивать идеи и методы, которые впоследствии станут основой его карьеры. В это время он часто посещал галерею 291 в Нью-Йорке. У Рэя сложились близкие личные отношения с владельцем галереи.
и фотограф Альфред Стиглиц, который познакомил Рэя с фотографией. Рэй познакомился с бельгийским поэтом Адоном Лакруа (он же Донна Лекёр) в Нью-Йорке, и они поженились в 1914. В 1915 году Рэй познакомился с Марселем Дюшаном, который посещал колонию с
Уолтер Аренсберг, и вскоре они подружились. Эта новая дружба помогла определить интерес Рэя к предмету движения и сосредоточила его внимание на сюрреализме и дадаизме.

В ранний период своей карьеры Рэй рисовал в стиле кубизма. На его первой персональной выставке в галерее Даниэля в 1915 году было представлено тридцать картин и несколько рисунков. Картины представляли собой смесь полурепрезентативных пейзажей и
абстрактные картины «Расстановки форм»; эти абстрактные работы показали его развивающийся интерес к аналитическому и интеллектуальному методу работы. К этому времени у него в студии было больше работ, чем он мог уследить.
Он начал фотографировать свои картины как документацию и экспериментировать с камерой как с художественным инструментом.

Вместе с Дюшаном Рэй неоднократно пытался продвигать Дадаизм в Нью-Йорке. В 1916 году они основали Общество независимых художников, а в 1920 году выпустили единственный выпуск New York Dada. В том же году они основали Societe Anonyme,
Inc. с Кэтрин Драйер, известным коллекционером произведений искусства. Societe Anonyme был первым музеем, посвятившим себя демонстрации и продвижению современного искусства в Америке, опередив Музей современного искусства на девять лет. Однако из-за
Отсутствие общественного энтузиазма по поводу искусства Дада в Нью-Йорке и его неудачный брак с первой женой Рэй был подавлен. При поддержке Дюшана Рэй переехал в Париж в 1921.

Срок погашения

Следующие 18 лет Рэй жил в парижском квартале Монпарнас, где познакомился с важными мыслителями и художниками, включая Джеймса Джойса, Гертруду Стайн, Жана Кокто и Антонена Арто. Он также познакомился с известной исполнительницей Кики из
Монпарнас, ставший его возлюбленной и частым объектом его творчества на шесть лет. В Париже Ман Рэй был влиятельным членом международных дадаистских и сюрреалистических кружков художников и писателей, в которые входили
Макс Эрнст, Дали, Поль Элюар, Пабло Пикассо и Андре Бретон. Его самые влиятельные работы, такие как «Неразрушимый объект» (или «Объект, подлежащий уничтожению»),
Noire et Blanche (Black and White), Glass Tears и большинство его Rayographs, а также его модные фотографии для Vogue и Vanity Fair были созданы в это время.

В 1929 году Ман Рэй нанял Ли Миллер в качестве помощника художника. Вскоре она стала его возлюбленной и три года снималась на его фотографиях. Вместе они заново изобрели «соляризацию» — фотографический процесс, при котором изображения записываются на негатив.
меняя темное на светлое и наоборот.

Пытаясь проявить свои фотографии в темной комнате, Рэй случайно обнаружил технику, называемую «теневая фотография» или «фотограмма», процесс, также известный как фотосъемка без камеры с использованием светочувствительной бумаги. Он назвал этот стиль
«Рейограмма» или «Рейограф». Он исследовал эту технику более 40 лет, создавая в процессе многие из своих самых важных работ, в том числе две портфолио под названием 9.0071 Champs delicieux и Electricite .

Хотя многие из его известных работ относятся к области фотографии, он работал в различных медиа, включая живопись, писательство и кино. Между 1923 и 1929 годами он снял несколько авангардных короткометражных фильмов и сотрудничал с
Марсель Дюшан и Фернар Леже. Он также сотрудничал с Полем Элюаром, чтобы сделать книги Facile и Les Mains Libres.

Последние годы и смерть

В 1940 году Рэй был вынужден покинуть Францию ​​из-за войны и переехал в Лос-Анджелес, где встретил свою последнюю жену Джульетту Браунер. Они поженились в 1946.

Осенью 1944 года Рэй провел свою первую ретроспективу в Художественном институте Пасадены, на которой были представлены его картины, рисунки, акварели и фотографии за тридцатилетний период его творческой деятельности. Он сделал успешную карьеру фотографа.
находясь в Голливуде, но он чувствовал, что городу не хватает стимула и того признания, которого он желал. Несмотря на то, что он вернулся домой в США, Рэй думал, что американские критики не могут его понять, полагая, что он способен уйти от одного
среду на другую, и его успех в коммерческой фотографии смутил их.

Рэй очень хотел вернуться на Монпарнас, где он чувствовал себя как дома, и в конце концов вернулся в 1951 году.

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *