Содержание
жертва или тиран – Стиль – Коммерсантъ
На Netflix вышел уже третий за этот год (после «Голливуда» и второго сезона «Политика») сериал американского продюсера, сценариста и режиссера Райана Мерфи «Сестра Рэтчед» с обладательницей «Эмми» и «Золотого глобуса» Сарой Полсон в главной роли. Актриса исполнила роль злобной медсестры Милдред Рэтчед, которая всему миру известна как одна из ключевых героинь романа Кена Кизи «Пролетая над гнездом кукушки» и одноименного фильма с Джеком Николсоном. Также в проекте появились лучшие актрисы современности Синтия Никсон, Джуди Дэвис и Шарон Стоун. Киножурналист Дмитрий Барченков рассказывает, как Райану Мерфи вновь удалось создать завораживающий своей эстетикой шедевр, балансирующий между прекрасным и пугающим.
Предыдущая фотография
Сара Полсон
Фото:
East News
Сара Полсон и Финн Уиттрок
Фото:
East News
Кори Столл
Фото:
Netflix
Шэрон Стоун
Фото:
Netflix
Фото:
Netflix
Сара Полсон
Фото:
Netflix
Сара Полсон
Фото:
Netflix
Финн Уиттрок (в центре)
Фото:
Netflix
Синтия Никсон
Фото:
Netflix
Фото:
Netflix
Сара Полсон
Фото:
Netflix
Сара Полсон и Синтия Никсон
Фото:
Netflix
Сара Полсон (слева) и Синтия Никсон (в центре)
Фото:
East News
Следующая фотография
1
/
13
Сара Полсон
Фото:
East News
Сара Полсон и Финн Уиттрок
Фото:
East News
Кори Столл
Фото:
Netflix
Шэрон Стоун
Фото:
Netflix
Фото:
Netflix
Сара Полсон
Фото:
Netflix
Сара Полсон
Фото:
Netflix
Финн Уиттрок (в центре)
Фото:
Netflix
Синтия Никсон
Фото:
Netflix
Фото:
Netflix
Сара Полсон
Фото:
Netflix
Сара Полсон и Синтия Никсон
Фото:
Netflix
Сара Полсон (слева) и Синтия Никсон (в центре)
Фото:
East News
В слегка ироничном, но в целом добром сериале-сказке «Голливуд», в котором создатели сознательно перекроили исторический контекст, была одна жесткая сцена, и ее с легкостью можно отнести к категории нуар-кино: по заказу продюсера Генри Уилсона (Джим Парсонс) несколько верзил в подворотне расправляются с назойливым журналистом. В восьмисерийном психологическом хорроре же «Сестра Рэтчед», большая часть событий которого происходит в том же 1947 году, Мерфи и компания будто бы берут эту сцену за образец и расширяют до целого сезона: эпоха та же, но теперь каждый эпизод сквозит нуаром, а развеселая «нереалистичность» оборачивается карикатурной злобой и жестокостью нон-стоп.
Кровавая бойня
Впрочем, эта жестокость для Мерфи не нова: за его плечами и два сезона «Американской истории преступлений» (в сюжете про убийство дизайнера Джанни Версаче насилия едва ли не больше, чем глянца и стиля), и легендарная «Американская история ужасов», где количество смертей в минуту просто зашкаливает. Да даже в обаятельной транс-драме «Поза» есть ряд сцен, которые заставляют содрогнуться.
«Сестра Рэтчед» — это приквел «Пролетая над гнездом кукушки». По сюжету Милдред (Сара Полсон) приезжает в психиатрическую клинику в Калифорнии с загадочной миссией.
Предыдущая фотография
Джон Джон Брионес
Фото:
Netflix
Шэрон Стоун
Фото:
Netflix
Финн Уиттрок
Фото:
Netflix
Следующая фотография
1
/
3
Джон Джон Брионес
Фото:
Netflix
Шэрон Стоун
Фото:
Netflix
Финн Уиттрок
Фото:
Netflix
Мерфи рисует свою главную героиню Милдред Рэтчед расчетливой и не знающей барьеров. Не уступают ей и окружающие персонажи, будь то брат-маньяк Эдмунд (красивый и статичный Финн Уиттрок), мстительная богачка по фамилии Осгуд (триумфальное возращение Шарон Стоун) или врач-филиппинец с темным прошлым Ричард Хановер (Джон Джон Брионес). В фильме Милоша Формана, где все основное внимание очевидно отводилось герою Джека Николсона и парочке душевнобольных, мы могли видеть лишь уже сложившийся облик антагонистки — немотивированные злобу и желание превратить жизни пациентов в земной ад.
Медсестра и женский голос
Рэтчед Сары Полсон пугает не меньше: она способна собственноручно провести лоботомию, сжечь парочку трупов или стереть следы кровавой бойни. При этом Мерфи позволяет Рэтчед наконец обрести сложный внутренний мир и точные характерные мотивации. Новая Милдред — это не столько концентрированное зло, сколько осколки событий, которые к нему привели. Героиня, с одной стороны, имеет четкую цель — спасти брата от смертной казни — и совершает преступления во многом из лучших побуждений (помочь она, к слову, хочет не только Эдмунду, но и всем страждущим), а с другой — на личном примере показывает, как может извратиться типичная для Штатов модель американской мечты. Надломленное детскими травмами сознание заставляет Рэтчед двигаться вверх по карьерной лестнице, не пренебрегая даже самыми низкими методами.
Предыдущая фотография
Джуди Дэвис и Дэниэл Дитомассо
Фото:
East News
Синтия Никсон
Фото:
Netflix
Шэрон Стоун
Фото:
Netflix
Следующая фотография
1
/
3
Джуди Дэвис и Дэниэл Дитомассо
Фото:
East News
Синтия Никсон
Фото:
Netflix
Шэрон Стоун
Фото:
Netflix
Нынешний сериал Мерфи, несмотря на название, рассказывает не про одну Рэтчед, а скорее про всех женщин, которым приходилось нелегко в послевоенное время и которые все еще с трудом продолжают искать право высказаться (да, даже сегодня). Героиня-лесбиянка Гвендолин, которую исполнила актриса и политическая активистка Синтия Никсон, пытается противодействовать патриархальной системе, навязанной узколобым начальником-губернатором (очередной лобовой привет Дональду Трампу). Медсестра Бетси (Джуди Дэвис), пусть и жаждет добиться любви босса, доктора Хановера, все же идет по пути обретения власти. Чудаковатая владелица огромного состояния и милой обезьянки Осгуд в трагическом для себя финале остается ухмыляющейся победительницей.
Стиль и ирония
При создании нуар-сериала, да еще и с таким роскошным женским составом, Мерфи не мог не уделить пристальное внимание проработке художественного мира. Шоураннер, кстати, практически всегда помогает художникам-постановщикам советами и идеями. В «Сестре Рэтчед» каждый интерьер (от придорожных забегаловки и мотеля до коридоров бара или больницы) пропитан духом 1940-х, а костюмы героинь проработаны до мельчайших деталей: обратите внимание на частую смену образов самой Рэтчед или помпезные декорации, в которых принимает ванны Осгуд. Еще одним стилизаторским приемом Мерфи считается дополнительная эмоционально-психологическая окраска сцен с помощью цветовых решений. В самые трагические эпизоды картинка приобретает близкие нуару кроваво-красный или изумрудно-зеленый оттенки, обнажая к тому же внутренние помыслы участников событий.
Предыдущая фотография
Сара Полсон (слева) и Джуди Дэвис (справа)
Фото:
Netflix
Сара Полсон
Фото:
Netflix
Следующая фотография
1
/
2
Сара Полсон (слева) и Джуди Дэвис (справа)
Фото:
Netflix
Сара Полсон
Фото:
Netflix
Наконец, в «Сестре Рэтчед» есть еще одна типичная для проектов этого продюсера черта — ирония, местами довольно постмодернистская. За восемь эпизодов Мерфи успевает посмеяться и над Сарой Полсон, которую здесь часто так и хотят назвать одной из ее прошлых героинь — журналисткой (Полсон играла одну из главных ролей — бесстрашной журналистки Ланы Уинтерс — во втором сезоне сериала «Американская история ужасов».— «Коммерсантъ Стиль»), и над Синтией Никсон, ее сексуальной идентичностью и политической карьерой, и даже над самим собой, характерно издеваясь над приемами и темами из прошлых работ.
«Сестра Рэтчед», пожалуй, один из самых показательных для Райана Мерфи проектов. Центральным персонажем выбрана сильная и надломленная женщина. Она вместе с другими женщинами пытается отвоевать свое право быть наравне с мужчинами (причем не только внутри сериала, но и в жизни — «Сестра Рэтчед» определенно спорит и с фильмом и книгой, где и речи не было о гендерном равноправии). Во всех ее махинациях нетрудно отыскать скрытую насмешку, а слово «репрезентация» (женщин, сексуальных и расовых меньшинств) описывает многие реплики и сцены в этом фильме. Таким образом, можно констатировать победу Райана Мерфи (он открытый гомосексуал и живет в браке с детьми) и всех «не таких». Именно благодаря ему и его команде ранее невозможные в поп-культуре произведения уже не первый раз становятся настоящими событиями — даже в рамках этого очень сложного года, к концу которого Мерфи успеет выпустить еще два мюзикла: «Парни в группе» с Мэттом Бомером и Джимом Парсонсом и «Выпускной» с Мерил Стрип и Николь Кидман. Их тоже, вероятно, будут обсуждать на каждом углу.
Дмитрий Барченков
Почему стоит смотреть новый сериал «Сестра Рэтчед»
T
КУЛЬТУРА•КИНО
Текст: Ксения Крушинская
На Netflix уже можно посмотреть первый сезон сериала «Сестра Рэтчед» — истории становления медсестры из романа Кена Кизи «Пролетая над гнездом кукушки», женщины, которую многие считают одним из самых коварных и одиозных персонажей в истории. Жизнь героини в конце 1940-х годов проходит в атмосфере жестокости, манипуляций и фальши. Впрочем, места сексу, любви и привязанности в этой истории тоже хватило. А в гардеробе молодой Рэтчед нашлось место для жакетов в стиле нью-лук, ярких перчаток, замысловатых шляп и шелковых халатов.
Старшая медсестра психиатрической лечебницы в Орегоне по фамилии Рэтчед, придуманная писателем Кеном Кизи в романе «Пролетая над гнездом кукушки», запросто войдет в любой хит-парад главных злодеев XX века. И тот факт, что она вымышленная, не делает ее ни менее зловещей — ни менее реалистичной. Хладнокровная, жестокая и способная идти в своей жестокости до конца — такой она предстала перед читателями романа в 1962 году. В книге, которую на родине неоднократно пытались запретить и которую журнал Time уже в наши дни включил в список ста лучших англоязычных произведений прошлого века, Рэтчед олицетворяет бездушную государственную систему: она одержима контролем, не терпит неповиновения и инаковости, лжет, манипулирует, а ради моральной победы готова пойти на крайнюю меру — отправить своего главного противника, пациента-бунтаря Макмерфи, на лоботомию.
Впрочем, в романе не все так однозначно, и два героя несомненно друг друга стоят — так что порой трудно понять, кто абьюзер, а кто жертва. У Макмерфи в личном деле изнасилование несовершеннолетней, а к Рэтчед он ближе к финалу не гнушается применять грубую физическую силу — в одном эпизоде так и вовсе насилие с явным сексуальным подтекстом. Возможно, поэтому уже после выхода на экраны знаменитой экранизации некоторые исследователи называли Рэтчед «худшим кошмаром американского мачизма — властной женщиной, которую подопечные мужчины сексуально не привлекают».
Экранизация Милоша Формана 1975 года, где Макмерфи сыграл Джек Николсон, а Рэтчед Луиза Флетчер, получила пять оскаровских статуэток (включая главную — за лучший фильм, а также за лучшие мужскую и женскую роли) и окончательно закрепила за медсестрой Кизи статус одной из главных злодеек в поп-культуре. Американский Институт кино, например, присвоил ей пятое место в рейтинге из пятидесяти самых отвратительных отрицательных персонажей всех времен — героиня обошла в том числе дона Корлеоне, Фредди Крюгера и Амона Гета, фашиста-психопата из «Списка Шиндлера».
В 2020 году, почти полвека спустя после триумфа, мисс Рэтчед чеканной походкой вернулась в кино. Вернее, если уж совсем точно (а точность Рэтчед всегда любила), то на телевидение — главной героиней сериала Netflix ее сделал один из самых звездных шоураннеров современности Райан Мерфи. Это благодаря ему мы, например, следили за борьбой старшеклассника Пейтона Хобарда за кресло президента школы в «Политике», сопереживали королевам дрэга из «Позы» и начинающим кинодивам из «Голливуда» и дрожали от страха, следя за жизнью семьи, поселившейся в доме с призраками в «Американской истории ужасов». Во всех четырех проектах — как, собственно, и в «Сестре Рэтчед» — Мерфи выступил сценаристом, исполнительным продюсером и режиссером части эпизодов.
Идея снять приквел истории медсестры из «Пролетая над гнездом кукушки» показалась шоураннеру интересной хотя бы потому, что в книге и фильме Формана эта женщина практически «расчеловечена» — Макмерфи даже дает ей кличку Комбинат. Попытаться придать такой героине живые черты, наделить ее эмоциями и сложной внутренней жизнью — задача непростая, а потому вдохновляющая. «Имя Рэтчед, кажется, само по себе уже стало символом варварской жестокости, — говорит режиссер. — Ее образ приводят в пример, чтобы описать любое превышение полномочий, которое позволяет себе система. Мне было очень интересно придумать эмоционального персонажа, как бы рожденного из героини, всегда казавшейся чрезвычайно холодной».
Чтобы проследить становление Рэтчед, шоураннер отправил ее на пятнадцать лет назад — в 1947 год — и наконец наделил именем: Милдред. В книге медсестру называют исключительно по фамилии, то самое имя звучит лишь однажды, уже в фильме — так в одной из сцен называет медсестру герой Николсона, — считается, что придумала имя своей героине Луиза Флетчер, работая над ролью.
Вместе с именем у Рэтчед (ее сыграла одна из любимых актрис Мерфи Сара Полсон — она же помогала продюсировать проект) появляются чувства, и, как это обычно бывает у будущих злодеев, довольно глубокие: она болезненно привязана к брату, искренне верит в современную ей психиатрию, при этом пока еще горячо сочувствует пациентам, которых подвергают бесчеловечным «лечебным» процедурам с целью избавить от гомосексуальности. Вопросам сексуальности — и жизни ЛГБТ в отнюдь не самую демократичную в истории США эпоху — в сериале вообще уделено довольно много экранного времени. Саму Рэтчед мужчины, кажется, не особенно привлекают — она, скорее, использует их в своих целях, ведь коварства ей не занимать уже в конце 40-х. По ходу сюжета героиня начинает осознавать, что куда более нежные чувства испытывает к женщинам — и открытие не делает счастливой Милдред, привыкшую во всем быть безупречной и жить по правилам, продиктованным обществом. Главной антагонисткой — а также возлюбленной и искусительницей — для Рэтчед становится Гвендолин Бриггс (прекрасная роль Синтии Никсон, которую в последнее время нечасто можно видеть на экране), секретарша губернатора Калифорнии, давно осознавшая собственную гомосексуальность и, в отличие от Милдред, честная и живущая в мире с собой: устав от фальши и условностей, в самом начале истории Бриггс уходит от мужа-гея, с которым несколько лет прожила в фиктивном браке.
Впрочем, жестокости в сериале не меньше — а то и больше, — чем романтики. Создатель главного сериального хоррора, «Американской истории ужасов», со второстепенными персонажами так же безжалостен, как Рэтчед со своими врагами. Героям здесь делают лоботомию, отпиливают конечности, а некоторых заживо варят в кипятке. Все это в исполнении Мерфи мы уже видели — во втором сезоне «Ужасов», но тусклую палитру больницы Брайарклиф в этот раз сменили яркие конфетные цвета. Тут все как бы не всерьез — правда, менее жутко зрителю от этого не становится.
Героиня, придуманная Кизи, была внешне безупречной всегда: в фильме Формана она носит сложную укладку с практически забетонированными лаком завитками, а в книге автор упоминает яркий лак на ее ногтях — оранжевый, цвет «словно паяльник — не поймешь, холодный он или горячий, пока она до тебя не дотронется». В сериале художницы по костюмам Лу Эйрич (она работала с Мерфи над «Позой» и «Американской историей ужасов») и Ребекка Гуцци пошли еще дальше и одели Рэтчед в великолепные наряды по последней моде эпохи — то есть вдохновленные диоровским нью-луком, который прогремел на весь мир как раз в 1947 году. Она носит приталенные жакеты на пуговицах с юбками А-силуэта в тон, редко появляется в кадре без замысловатой шляпы (из-под которой, разумеется, видны те самые завитки в духе див старого Голливуда). Обожает темные очки, туфли-лодочки и ярко-красную помаду. Словом, одевается как типичная femme fatale из классического нуара.
Первое появление Рэтчед в кадре и вовсе очень эффектно: она выходит из авто цвета «тиффани» (чуть позже мы увидим, что медсестры в психиатрической клинике носят форму похожего оттенка — светло-изумрудный будет одним из главных цветов «Сестры Рэтчед», потому что Райан Мерфи считает зеленый и его оттенки символами похоти и зависти), на ней шляпа и бежевый плащ с приколотой к груди брошью в виде алой буквы R и такие же алые длинные перчатки — так что в голове у зрителя невольно возникают ассоциации с кровью, которой Милдред, несомненно, обагрит свои руки в ближайшее время. «Кажется, он [Райан Мерфи] задал нам самую строгую цветовую палитру из всех, с которыми мне приходилось работать, — говорит Ребекка Гуцци. — Он сказал: «Никакого красного, никакого оранжевого, никакого фиолетового. Красной должна быть только помада. И кровь».
Создать образ Рэтчед художницам помогли не только фильмы 1940-х годов, но и, разумеется, модные журналы, которые они вдумчиво штудировали. Именно из старых съемок для Vogue Эйрич и Гуцци почерпнули идею о ярких контрастных аксессуарах. Рэтчед может одеваться в однотонные вещи — например, в темно-синий плащ-кейп, — но перчатки, сумка и украшения всегда будут разбавлять этот монохром — и будут алыми, бирюзовыми или коралловыми.
Безупречно продуманный модный образ — одна из многих черт, отличающих Милдред Рэтчед от окружающих. Небогатая медсестра, она выглядит словно главный редактор модного журнала — у нее есть и кейпы, и платья из джерси и бархата, и шелковый халат, и соблазнительная ночная рубашка с перьями. В самом начале мы видим флешбэк на несколько секунд, в котором героиня показана в дорогом бутике скупающей шикарные наряды — причем решение потратить деньги на жакеты и юбки явно дается ей непросто — все это говорит о том, насколько важен идеальный гардероб для самой героини. Рэтчед еще не стала повелительницей психиатрической лечебницы и вершительницей человеческих судеб — но уже умеет создать нужное впечатление, а по жизни движется царственной походкой человека, привыкшего ощущать свое превосходство. Как рассказывают художницы, существенный вклад в создание образа своей героини внесла сама Полсон: «Сара с большим энтузиазмом отнеслась к идее о том, что Милдред будет одеваться всегда по-разному, в зависимости от того, с кем ей предстоит вступить в диалог, — объясняет Ребекка Гуцци. — Ее наряд зависит от цели, которую она преследует: манипулировать, надавить или, наоборот, обольстить или утешить. Вот почему в гардеробе Рэтчед так много вещей разных цветов и силуэтов». Полсон безусловно было на кого равняться, в «психиатрическом» сезоне «Американской истории ужасов» она играла пациентку, оказавшуюся в полной власти другой властолюбивой медсестры, — монахиню с диктаторскими замашками и темным прошлым тогда играла безупречная Джессика Ланг.
Большинство других героев и героинь на контрасте с Милдред выглядят одетыми простовато и — по меркам продвинутых людей конца 40-х — недостаточно модно. В калифорнийском городке Лусия, куда приезжает Рэтчед, чтобы устроиться на работу в лечебницу, о Диоре, понятное дело, еще никто и слыхом не слыхивал. Женщины здесь носят привычный для начала и середины десятилетия Х-силуэт, мужчины — костюмы, шляпы и пальто как у Хамфри Богарта в «Касабланке». Роскошно выглядит разве что Ленор Осгуд (Шэрон Стоун), богатая наследница и заклятый враг босса Рэтчед, начальника психиатрической клиники. Она обожает меховые боа, манто и драгоценности — такие гигантские, что позавидовали бы героини «Татлера». Впрочем, в отличие от Рэтчед, Осгуд не назовешь продвинутой fashionista — она, скорее, из тех, кто просто носит все лучшее — самое дорогое — сразу.
А вот Гвендолин Бриггс, героиня Синтии Никсон, явная антагонистка Рэтчед — причем еще и на модном поле. Ее стиль — послевоенная вариация на тему женского power dressing. Она носит брючные костюмы и пиджаки в мелкую клетку с накладными плечами: смелая и прямая, Бриггс не стремится понравиться и произвести впечатление, не боится казаться «неженственной» и наслаждается тем, что периодически ей удается чувствовать себя равной мужчинам. Впрочем, за пределами офиса Гвендолин одевается чуть более расслабленно — носит пестрые шелковые шарфы и яркие брюки свободного кроя. Художницы рассказывают, что образ Бриггс отсылает к эстетике Кэтрин Хепберн, Кароль Ломбард и Розалинд Расселл. Актрисы, во многом определившие облик 1940-х — эпохи, воспоминания о которой скоро сотрут свободолюбивые 1960-е. Правда, некоторые предпочтут навсегда остаться в сумеречной эре нуара.
{«width»:1200,»column_width»:90,»columns_n»:12,»gutter»:10,»line»:40}false7671300falsetruetrue{«mode»:»page»,»transition_type»:»slide»,»transition_direction»:»horizontal»,»transition_look»:»belt»,»slides_form»:{}}{«css»:».editor {font-family: tautz; font-size: 16px; font-weight: 400; line-height: 21px;}»}
Медсестра Рэтчед: что нужно знать перед просмотром шоу Netflix
Когда мир впервые знакомится с медсестрой Рэтчед, жестокой медсестрой приюта из романа Кена Кизи 1962 года «: Пролетая над гнездом кукушки », ее описывают ужасающими словами. Ей слишком удобно открывать двери, ее движения внезапны и тревожны. Холодный воздух, кажется, следует за ней, и даже цвет ее ногтей вызывает страх. «Веселый апельсин», — замечает рассказчик романа. «Как кончик паяльника. Цвет такой горячий или такой холодный, если она прикоснется к тебе, ты не можешь сказать, какой».
Большая Медсестра, как ее называют в книге, правит выдуманной психиатрической больницей штата Орегон, где любит лоботомию, где она встречает своего соперника в лице нового пациента Рэндла Патрика Макмерфи. Он хочет увидеть конец ее контроля, заставив двоих участвовать в печально известной борьбе за власть, в результате которой Рэтчед стал одним из самых отвратительных антигероев литературы. В 1975 году экранизация Милоша Формана познакомила еще большую аудиторию с жестокими наклонностями и бесчеловечным поведением Рэтчеда. Американский институт кино оценивает персонажа, сыгранного Луизой Флетчер в спектакле, получившем премию Оскар, как пятого величайшего злодея кино всех времен.
Но как именно сестра Рэтчед стала такой злой? Новый сериал Netflix Ratched с Сарой Полсон в главной роли в роли главной медсестры призван ответить на этот вопрос. Сериал, исполнительным продюсером которого также является Полсон вместе с постоянным соавтором Райаном Мерфи, представляет собой сложную предысторию персонажа, которого давно понимают только в контексте «Гнездо кукушки». Рэтчед также дает медсестре имя: Милдред. (Джек Николсон называет ее «Милдред» в одной из сцен фильма «1975, основанный на побочном разговоре, в котором Флетчер сказала ему, что она придумала имя для персонажа, но это имя никогда не упоминалось в романе Кена Кизи).
Подробнее: Как Райан Мерфи стал королем стримингового бума
«Мне кажется, что медсестра Рэтчед — это своего рода сокращение от варварства. Она стала почти как крылатая фраза для любого институционального злоупотребления властью», — сказала Мерфи Vanity Fair в июле. «Что было интересно, так это попытка создать эмоционального персонажа из очень холодной репутации». Вот что нужно знать об этой репутации и ее корнях, от того, как Кизи изобразил Рэтчеда в своих произведениях, до меняющегося восприятия ее персонажа на протяжении многих лет и ее наследия как культового злодея.
Первоначальная Большая Медсестра
В романе Кизи мы видим взлеты и падения Медсестры Рэтчед через повествование Шефа Бромдена, пациента, который находится в больнице уже несколько лет. Его описания Рэтчеда часто сосредотачиваются на ее физических чертах — размере ее груди, поворотах ее улыбки — в его постоянных наблюдениях за эскалацией напряженности между ней и Макмерфи. За этим следует революция во главе с Макмерфи, направленная на свержение медсестры Рэтчед и исправление предполагаемого дисбаланса сил в больнице.
Кизи черпал вдохновение для романа, работая на двух работах с частичной занятостью: в качестве оплачиваемого испытуемого в исследовательском проекте армии США по влиянию препаратов, изменяющих сознание, и в качестве санитара, работающего в ночную смену в психиатрической больнице. сторожить. Его опыт помог сформировать персонажей в «Гнездо кукушки» , а одна конкретная медсестра из отделения послужила источником вдохновения для медсестры Рэтчед. Незадолго до своей смерти в 2001 году автор рассказал New York Times , что он столкнулся с настоящей женщиной за несколько лет до интервью. «Она была намного меньше, чем я помнил, и гораздо более человечной», — сказал он.
Луиза Флетчер в роли медсестры Рэтчед в фильме «Пролетая над гнездом кукушки», режиссер Милош Форман, 1975. больница. Пациенты размышляют о том, как она стала такой злой, но так и не получают реальных ответов. Прошлое Рэтчед окружено тайной, хотя выясняется, что она обучалась на армейскую медсестру. Луиза Флетчер прославилась тем, что изобразила медсестру Рэтчед в более всестороннем свете в 19-м веке.75 экранизация. Флетчер рассказала Vanity Fair в 2018 году, что она заполнила историю своего персонажа только для себя, поделившись тем, что, по ее мнению, медсестра Рэтчед была 40-летней девственницей, которую «очень возбудил» Макмерфи. В своем обзоре фильма для Hollywood Reporter Артур Найт написал во время его выхода, что «Флетчер придает человеческое измерение этому нечеловеческому существу, что делает характеристику пугающе реальной и правдивой».
Прием персонажа
Академики долго изучали роль женщин в романе и то, что представляет медсестра Рэтчед. В статье 1975 года, опубликованной издательством Johns Hopkins University Press, ученый Элизабет МакМахан признала, что роман поучительный, но призвала преподавателей обсудить сексизм в тексте. «Большая медсестра также оказывается Большой жертвой, если рассматривать ее с точки зрения социальной и экономической эксплуатации женщин», — написал МакМахан.
Акцент Кизи на размерах и физических данных медсестры Рэтчед также вызвал критику. «Размер Старшей Медсестры — лишь один из многих способов, в которых она воплощает худший кошмар американского мачизма — влиятельная женщина, которую они не привлекают», — писал Филип Дарбишир в журнале «19 лет».94 феминистской критики персонажа. По словам Дарбишира, Макмерфи, который был арестован за изнасилование по закону до прибытия в больницу, описан в романе как «фигура Иисуса». «Такие фигуры героев требуют симбиотических отношений со злодеем», — писал он.
Прослеживая арку медсестры Рэтчед как персонажа, который изначально отказывается быть сексуально доступным для пациентов мужского пола, Дарбишир обрисовал в общих чертах, как концовка романа воспевает сексуальное насилие, когда Макмерфи физически нападает на нее. В этой сцене ее униформа сорвана, а грудь обнажена. Именно тогда, как утверждал Дарбишир, «сестра Рэтчед, наконец, раскрывается как сексуальное существо, которым мужчины всегда «знали», что она будет».
Но имеет ли ценность, по крайней мере с феминистской точки зрения, тот факт, что на протяжении большей части романа медсестра Рэтчед имеет власть над всеми мужчинами? Ученый Патриция Рейс утверждала, что это есть в статье 1987 года, опубликованной издательством Indiana University Press. Она объяснила, что в приюте царит матриархат, а Старшая Медсестра выступает в роли «прислужницы-богини-матери», что является ошеломляющим переворотом обычной патриархальной структуры психиатрических учреждений. Как она писала: «Для причудливого (но не редкого) и очень эффективного обращения Кизи взяла все аспекты тоталитарной системы, ее контроль, жестокость, дегуманизацию (дефеминизацию) и спроецировала их на матриархат и пожирающую мать. ».
Кизи, естественно, знал о реакции персонажа. Он сказал Times в 2001 году, что «все это достигло своего пика около 15 лет назад». Он не стал конкретно говорить о том, считает ли он критику медсестры Рэтчед обоснованной. (Как он писал в письме 1964 года в New York Times : «Ответы критиков всегда поражали меня тем, что они приносят не меньше пользы, чем борьба с сорняками навозом»).
История происхождения злодейки
Сара Полсон в роли Милдред Рэтчед в сериале «Рэтчед» на Netflix
ПРЕДОСТАВЛЕНО NETFLIX—© 2020 Netflix, Inc. в поп-культуре. Она так не понравилась, что Луиза Флетчер вспоминает, как впервые смотрела показ фильма в Чикаго и наблюдала, как зрители активно болели против персонажа. Флетчер описал Vanity Fair , что она видела, как зрители кричали «Убей ее!» во время сцены, в которой Макмерфи душит медсестру Рэтчед.
Желание создать злых женских персонажей, таких как истории происхождения медсестры Рэтчед, не ново. Эта тенденция часто отражала стремление к феминистской переоценке персонажей, которые ранее не рассматривались в полном контексте сексистского общества — будь то из-за искреннего любопытства их создателей или из-за того, что киностудии почуяли возможность. В области литературы Джин Рис представила предысторию безумной жены из Джейн Эйр в ее романе 1966 года Широкое Саргассово море. Грегори Магуайр исследовал жизнь Злой Ведьмы Запада до событий Волшебник страны Оз в своем романе 1995 года Злая: Жизнь и времена Злой Ведьмы Запада , который послужил основой для хит мюзикл. В своем романе 2018 года « Цирцея » Мадлен Миллер нарисовала волшебницу из гомеровской « Одиссеи » в новом свете.
В последние годы многие из этих историй были сосредоточены на персонажах сказок и комиксов. В 2004 году Холли Берри снялась в фильме «9».0003 Женщина-кошка . Фильм 2014 года Малефисента и его продолжение 2019 года рассказывают предысторию культовой злой феи Диснея из Спящая красавица , а Эмма Стоун сыграет панк-роковую Круэллу де Виль, страшную похитительницу собак из 101 далматинец , в Предстоящий приквел Диснея « Круэлла ». В то время как предыстория Харли Квинн появилась на страницах комиксов в 1990-х годах, ее персонаж еще больше проник в культурное сознание в фильме 2016 года « отряд самоубийц 9».0004, после чего Марго Робби спродюсировала и снялась в спин-оффе этого года « Хищные птицы». Тем временем на маленьком экране антология ужасов Hulu Castle Rock нанесла удар младшей версии Энни Уилкс из Misery , которая занимает место ненамного ниже Рэтчеда в списке злодеев AFI.
Раскрытие пути этих персонажей позволяет читателям и зрителям увидеть их в новом свете — означает ли это сопереживание людям, стоящим за ужасными действиями, или просто лучшее понимание их мотивов. В интервью Parade Полсон поделился, что новый сериал Netflix даст зрителям возможность понять, как Милдред Рэтчед стала тем, кем она является в фильме, по которому большинство людей знают ее. «Вы увидите одиночество Милдред, ее гнев», — говорит она. «Ей не нужно держать все в тайне, как это делала медсестра Луизы Флетчер».
Исправление, 30 сентября
В оригинальной версии этой истории было искажено название романа Джин Рис. Широкое Саргассово море, вместо Дикое Саргассово море .
Напишите Аннабель Гаттерман по адресу [email protected].
«Рэтчед», рецензия: запутанная, карикатурная история происхождения злодейки из «Гнезда кукушки» о реальном человеке — медсестре, которую он однажды встретил, работая в ночную смену в психиатрической больнице в Орегоне. Но, как позже признал Кизи, он сильно преувеличил жестокость женщины в своем рассказе для театрального эффекта, превратив ее в символ авторитарного контроля и беспечного варварства, которая получает тихое удовольствие, мучая своих пациентов с помощью комбинации медицинского контроля и психологической манипуляции. Когда режиссер Милош Форман проводил кастинг своих 19В 75-й экранизации книги он сначала изо всех сил пытался найти актрису, которая могла бы сыграть Рэтчеда — Энн Бэнкрофт, Анджела Лэнсбери, Джеральдин Пейдж, Коллин Дьюхерст и Эллен Берстин отказались от роли, посчитав персонажа слишком маниакальным и бесчувственным.
В конечном итоге роль досталась Луизе Флетчер, менее известной актрисе, чья самая известная работа была в телевизионных вестернах десятилетием ранее. Флетчер, со своей стороны, сказала, что считает роль Рэтчед (которая принесла ей Оскар за лучшую женскую роль) ужасно непрозрачной и трудной для исполнения. «Я ужасно завидовал другим актерам. Они были такими свободными, и меня нужно было так контролировать», — сказала она раз в интервью 1975 года. «Фотограф фотографировал всех сумасшедших и вывешивал их в больничной столовой. Я спросил, почему он не сфотографировал меня, и он сказал: «Ты такой скучный, всегда в этой белой униформе». институциональная женственность, которая служит как для нейтрализации, так и для отрицания мужских коварных импульсов, была сформирована заискивающим мачизмом своего времени. Рэтчед, которого Кизи описал в одном из интервью как «большого кастратора медсестры», воспринимается как подлая мамочка веселого проказника Джека Николсона Рэндла Макмерфи, глыба льда, стоящая между ним и хорошим времяпрепровождением. Но нужно ли было исправлять такую грубую карикатуру, как Милдред Рэтчед? И с какой целью? Вот вопросы, которые я задавал себе, когда смотрел восьмичасовые эпизоды «Рэтчед», новой драмы Netflix, созданной Эваном Романски и продюсированной Яном Бреннаном и Райаном Мерфи в рамках гигантского контракта Мерфи на развитие Netflix. «Рэтчед» с Сарой Полсон, частой соратницей Мерфи в главной роли, — это история происхождения, создания злодейки. Сериал, который Netflix заказал на два сезона вперед, намерен следовать за Милдред в течение двух десятилетий, начиная с 1940-х годов (первый сезон длится всего несколько месяцев; по словам Полсона, Рэндл Макмерфи может и не появиться). до 4 сезона). Жанр восстания антигероев — это старый троп, восходящий к специальным выпускам комиксов, которые объясняли бы кровожадность Лекса Лютора или детское пренебрежение, лежащее в основе нигилизма Джокера. Но только недавно этот жанр расширился, включив в него оскорбляемых женских персонажей; Например, диснеевская франшиза «Малефисента» или грядущий фильм «Круэлла де Виль» с Эммой Стоун в главной роли. Идея этих проектов, как правило, следует формуле: эта женщина не всегда была монстром, гарпией, землеройкой. Она тоже когда-то была молодой и красивой. Не всегда внутри яблока был червь.
«Рэтчед» не скрывает, что вызвало гниение в ядре его главного героя. На самом деле, оно сбивает вас с толку провоцирующим инцидентом: сначала в многочисленных воспоминаниях, затем в форме шоу марионеток, а затем, наконец, в сентиментальном монологе, в котором Полсон раскрывает свою глубочайшую травму, чтобы зритель не оставался в замешательстве. . Что вы узнаете из этих нескольких пересказов, так это то, что Рэтчед была сиротой, которая прыгала по системе приемных родителей вместе с мальчиком, которого она считала своим братом, пока пара не попала в особенно извращенную семью. То, что она признается о своем детстве, не раскрывая слишком многого, — это классическая история Мерфи, ужасная история о сексуальном насилии и насилии, которая могла бы быть взята прямо из шокирующей пьесы его жуткой антологической франшизы «Американская история ужасов». «История ужасов» постоянно пыталась раздвинуть границы того, что шоу могло показать на кабельном телевидении. В лучшем случае, как в «Американской истории ужасов: Убежище», сезоне, который очень напоминает сюжет «Рэтчеда» и в котором Полсон играл отважного журналиста, формула представляла собой интригующую карнавальную интермедию грубых и ярких удовольствий, в зависимости от ваша терпимость к мастурбации и увечьям. В худшем случае это была агрессивная бомбардировка отталкивающего фанка, слишком гладкого и самодовольного в своем стремлении возбудить и вызвать тошноту у как можно большего числа людей.
«Ratched» — это не просто расширение «A.H.S.» этос, а кипящий котел всех хорошо зарекомендовавших себя навязчивых идей Мерфи. В нем есть резкие, язвительные диалоги его человеконенавистнических комедий, таких как «Хор» и «Политик», где каждый персонаж классически обучен искусству злобных острот. В нем представлены боди-хоррор и операционная театральность его драмы о пластической хирургии «Части тела». (В одной из первых сцен «Рэтчеда» зрители увидят лобную лоботомию, выполняемую ледорубом через глазницу). «Голливуд», который размахивает своими роскошными декорациями и щедрым бюджетом на костюмы перед лицом зрителя, как танцор с фанатами, работающий сверхурочно. Когда шоу начинается (после короткого кровавого хладнокровного убийства, которое я не буду спойлерить), мы встречаем безупречно одетую Милдред Рэтчед, которая едет вдоль побережья центральной Калифорнии в блестящем синем купе. Широкий панорамный снимок отодвигается, чтобы показать величие океана, волны разбиваются о скалы. Костюмы Полсона, как продолжение этого визуального праздника, роскошны и лаконичны; у нее, кажется, бесконечный запас модной шерстяной одежды цвета драгоценных камней и чопорных маленьких шляпок-чародеев в тон.
Романски и Мерфи, кажется, взяли большую часть саундтрека шоу непосредственно из оркестровых пьес Бернарда Херрманна для «Головокружения». Однако мы сразу же понимаем, что Милдред Рэтчед не из тех сдержанных, непрозрачных женщин, которые присутствовали в работах Хичкока. Ее первые строки адресованы дежурному на заправке, говоря ему, что он воняет и ему нужно искупаться. Она останавливается в придорожном мотеле в одиночестве — еще одна застенчивая отсылка Хичкока, на этот раз к «Психо», — а затем продолжает свой путь к месту назначения, сверкающему психиатрическому учреждению, которым управляет доктор Ричард Ганновер (Джон Джон Брионес), энтузиаст лоботомии, который пристрастился к самостоятельной анестезии, и его подруга Бетси Бакет ( Джуди Дэвис ), многострадальная старшая медсестра с видом висельника и видом превосходства. Медсестра Рэтчед просит доктора Ганновера устроиться на работу и, получив отказ, придумывает коварный заговор, чтобы найти себе работу. К концу пилотной серии, закрепив свое положение, она спускается в подвал, чтобы навестить нового пациента больницы, психопата по имени Эдмунд Толлесон, жестоко убившего четырех священников. Мы узнаем, что это «брат», с которым выросла медсестра Рэтчед, и что она вынашивает план, как помочь ему вырваться на свободу.
Чтобы осуществить ограбление брата и сестры Рэтчеда, потребовались все восемь эпизодов, но к тому времени сюжет стал настолько запутанным, что это уже почти не имеет значения. Есть сюжетные линии, в которых пациентов окунают в кипящую воду как форму гей-конверсионной терапии, пациентов, совершающих самоубийство, женщину с ярким раздвоением личности, операции в гостиничном номере с использованием тупых инструментов, акты сексуального отклонения между осужденным убийцей и либидинозной медсестрой. в обучении. Ловкий наемный убийца (Кори Столл), приехавший в город, чтобы выследить и убить доктора Ганновера, занимает номер в мотеле рядом с Милдред, и они начинают грязный роман с озорной ролевой игрой в стиле Теннесси Уильямса. Губернатор Калифорнии (Винсент Д’Онофрио, похожий на Орсона Уэллса, закончившего свою карьеру) проявляет особый интерес к учреждению доктора Ганновера в рамках своей новой кампании, а его личный секретарь (Синтия Никсон) проявляет особый интерес к медсестре Рэтчед. Эти двое хлебают устриц и посещают спрятанные в лесу «дамские бары». Этот тайный сапфический роман, самая трогательная часть «Рэтчеда», кажется, хочет направить скрытую тоску, которую Тодд Хейнс привнес в изображение странного романа середины века в «Кэрол», но ему не хватает подтекстовой элегантности, которая сделала фильм Хейнса треск.
Возможно, это главная слабость «Рэтчеда»: под поверхностью ничего не пузырится. Романски и Мерфи бросают на экран все подряд, и все сразу. Джуди Дэвис отважно играет заброшенную пожилую женщину, находящуюся на краю пропасти. Шэрон Стоун, которая появляется в паре эпизодов как тщеславная наследница, которая носит капуцина на плече, показывает своего рода дурацкое представление, которое, как вы надеялись, Шэрон Стоун устроила бы в роли женщины, у которой есть обезьяна. Полсон, которая демонстрировала богатую и превосходную игру в предыдущих проектах Мерфи, делает все возможное, чтобы придерживаться изгибов сценария, поскольку он отваживается выходить на все более и более беспорядочную территорию, но ни Милдред, ни другие женщины «Рэтчеда» никогда не приближались к тому, чтобы казаться людьми, которые существуют в реальном мире.
Leave a Reply