Приймаченко марія біографія: кто она такая подробно, годы жизни, самые известные картины художницы, периоды и особенности творчества автора. Роль Марии Примаченко в развитии примитивизма в украинском изобразительном искусстве

кто она такая подробно, годы жизни, самые известные картины художницы, периоды и особенности творчества автора. Роль Марии Примаченко в развитии примитивизма в украинском изобразительном искусстве

  • Биография Марии Примаченко
  • Самые известные картины Марии Примаченко

Мария Авксентьевна Примаченко (Maria Prymachenko; родилась 30 декабря 1908 г. — умерла 18 августа 1997 г.) — известная украинская художница ХХ века, яркий представитель примитивизма. Мария Примаченко за свою долгую жизнь написала более 800 картин, большинство из которых хранятся в Национальном музее украинского народного декоративного искусства. В ее биографии трагические события тесно переплетены с громкими успехами, а творчество художницы является отражением безграничной любви к родной земле.



Мария Примаченко черпала вдохновение в народном фольклоре и наполняла свои работы символическим содержанием. Она рано добилась международного признания, но отказалась от переезда в Киев и всю жизнь прожила в родном селе.



Биография Марии Примаченко


Мария Авксентьевна Примаченко родилась 30 декабря 1908 года в селе Болотня на севере современной Киевской области Украины в семье простых крестьян. В семилетнем возрасте девочку сразил тяжкий недуг — полиомиелит, который всю последующую жизнь приносил ей огромные физические страдания.



Из-за болезни Мария с малых лет постоянно оставалась дома одна, а все родные уходили работать в поле. В свободное время она любила рисовать цветы прутиком на песке и вскоре всерьез увлеклась этим занятием. В 17 лет Мария Примаченко случайно обнаружила необычную синюю глину и разрисовала ею стены своего дома. Яркие картинки понравились не только родственникам, но и соседям, которые стали первыми заказчиками юной художницы.



Слухи о талантливой сельской девушке быстро распространились по округе и достигли Киева, откуда к ней начали приезжать журналисты и искусствоведы. В 1936 году молодую художницу пригласили в столицу Советской Украины и предложили место в экспериментальных мастерских при Киевском музее. Уже через год ее работы были представлены на международной выставке в Париже, где получили восторженные отклики критиков и публики.



Столичная жизнь совершенно не понравилась простой сельской женщине, и она в 1940 году вернулась в родное село. Незадолго до этого Мария в Киеве встретила свою любовь — молодого земляка Василия Маринчука, но влюбленные не спешили официально оформить отношения. В марте 1941 года у художницы родился сын Федор, а спустя несколько месяцев гражданский муж ушел на фронт, откуда так и не вернулся.



Трагические события страшной войны и послевоенной разрухи надолго отбили у Марии Примаченко желание рисовать. Только в начале 1950-х годов она вернулась к любимому занятию. Помимо живописи, талантливая женщина увлекалась вышивкой и росписью керамики, а также иллюстрировала книги украинских писателей и поэтов.



Единственный сын Марии стал ее учеником и впоследствии получил звание народного художника Украины, а продолжили династию Примаченко два внука, хотя, в отличие от бабушки, они и не добились широкого международного признания.



Уникальная украинская художница пользовалась особым расположением властей. За заслуги перед народом ее наградили многочисленными почетными званиями, орденами и медалями. В гости к Марии Примаченко постоянно приезжали известные деятели культуры, ее работы постоянно экспонировались на международных выставках.



Несмотря на громкую славу, Мария Примаченко до конца дней оставалась скромной женщиной и никуда не выезжала из родного села. Районные власти помогли больной художнице построить новую хату, где она и прожила до самой смерти с сыном и внуками.



Умерла Мария Примаченко 18 августа 1997 года в возрасте 89 лет в родной Болотне, где и сегодня находится могила этой уникальной женщины. В ознаменование заслуг художницы 2009 год был объявлен годом Марии Примаченко в Украине, а ее именем названы десятки улиц в разных городах и даже малая планета 14624.



Самые известные картины Марии Примаченко


Среди огромного количества ярких и самобытных работ мастерицы сложно выделить несколько лучших. И все же, к числу самых известных картин Марии Примаченко относятся:


  • «Крыса в пути» (1961) — работа, с которой связан крупный международный скандал. В 2013 году финский производитель одежды «Маримекко» разместил на самолетах авиакомпании FinnAir свою рекламу, изготовленную на основе картины украинской художницы. После обоснованного обвинения в плагиате финны были вынуждены извиниться и убрать изображения с бортов аэробусов.
  • «Подсолнухи и горох» (1962) — жизнерадостный натюрморт в народном духе. Простая композиция отображает красоту сельской жизни и щедрость родной земли.
  • «Цветы за мир» (1965) — картина, посвященная антивоенной тематике. На ней художница призывает людей отказаться от войны и заняться мирными делами в окружении прекрасных цветов.
  • «Ушастый зверь хватает рака» (1983) — одно из наиболее узнаваемых произведений Примаченко на тему народных сказок. Веселая картина особенно нравится детям и вызывает у них массу положительных эмоций.



Мария Примаченко — колоритная художница с уникальным восприятием окружающего мира. Ее яркие работы и сегодня привлекают огромное количество взрослых и детей, влюбленных в народное творчество и сказочный фольклор.

    • Добавить фото

    Вы можете отправить одновременно до 4 фотографий

    Больше новостей

    Крупнейшие современные коллекционеры русского искусства

    Кер-Ксавье Руссель — мастер мифологических сцен и пейзажей

    «Старый рыбак» шизофреника Чонтвари: история одной картины

    Серебро — благородный металл

    Новый мем от Маргрит ван Брифор

    Жюль-Клеман Шаплен — автор неофициального герба Франции и непревзойденный мастер медальерного искусства своей эпохи

    С сентября по январь в Третьяковке будет работать выставка Ильи и Эмилии Кабаковых «В будущее возьмут не всех»

    Мария Башкирцева — автор знаменитого «Дневника» и талантливая русская художница

    403-й аукцион Neumeister Münchner Kunstauktionshaus — более 800 уникальных лотов в начале декабря найдут новых владельцев на торгах

    Жан-Леон Жером — гений французской живописи, ожививший античность

    Maria Oksentiivna Prymachenko (13.

    01.1909 — 1997) — Biography, Interesting Facts, Famous Artworks

     Мария Авксентьевна Примаченко (Приймаченко; 30 декабря 1908 (12 января) 1909 г., с. Болотня ( в наст. время Иванковского района Киевской области Украины) — 18 августа 1997 г., там же) — украинская художница, представительница «наивного искусства» («народного примитива»).

    «Рисую солнечные цветы потому, что людей люблю, творю на радость, на счастье людям, чтобы все народы друг друга любили, чтобы жили они, как цветы по всей земле…» — Мария Примаченко.

    Яркое, самобытное творчество Марии Примаченко искусствоведы ставят в один ряд с работами всемирно известных примитивистов Анри Руссо и Нико Пиросмани. Ее работами восхищался Марк Шагал, а Пабло Пикассо говорил: «Я преклоняюсь перед талантом этой гениальной украинки». Картины Примаченко стали своеобразным феноменом, ведь свой уникальный, узнаваемый стиль, который называют «народный примитив», Мария создала сама, проучившись только один год в экспериментальных мастерских при Киевском музее украинского искусства.

    Мария Примаченко родилась в 1909 году в с. Болотня Киевской области в семье народных мастеров — отец был плотником и резчиком по дереву, бабушка красила и расписывала писанки, а мама была искусной вышивальщицей. От них Марийка унаследовала умение создавать дивные орнаменты. В 1930-е годы Мария была известной мастерицей вышивки, ее рушники и панно экспонировались на районных и областных выставках народного творчества и отличались от традиционных украинских узоров самобытными рисунками.

    На выставке в Иванкове работы Марии Примаченко увидела Татьяна Флору, мастер ткачества, преподававшая в киевской Школе народного искусства. Ей так понравились работы Марии, что она приехала знакомиться к ней в Болотню и была впечатлена росписями в хате и рисунками из альбома Примаченко.
    Татьяна Флору предложила Марии поехать в Киев, где при Всеукраинском государственном музее в 1934 году были организованы Центральные экспериментальные мастерские народного искусства с отделениями ткачества, керамики, резьбы, декоративной росписи. В 1936 году они были реорганизованы в Школы народных мастеров, которую и закончила Мария Примаченко. Школа размещалась в одном из корпусов Киево-Печерской Лавры, там же были мастерские и общежитие. Преподавали в Школе известные художники: Анатоль Петрицкий, Василий Кричевский, Иван Падалка, Василий Касиян, Михаил Дерегус. Это было золотое время для учеников и их учителей.

    На Международной выставке в Париже в 1937 году работы Марии Примаченко были удостоены золотой медали и с тех пор ее картины с огромным успехом экспонировались на выставках в Праге, Вене, Монреале, Софии, Варшаве. Последовали другие знаки официального признания: звания Лауреата Государственной премии им. Т. Шевченко, народной художницы Украины. Несмотря на почести и награды, художница не оправилась покорять города и всю жизнь провела в родном селе. Зато к ней в село Болотно приезжали художники, писатели, режиссеры, певцы: среди них были Татьяна Яблонская, Николай Глущенко, Сергей Параджанов, Николай (Мыкола) Бажан, Павел (Павло) Тычина…

    В жизни Марии Примаченко была любовь, а свадьбы не было. В Киеве она познакомилась со своим земляком Василием Маринчуком и влюбилась. В 1941 году Мария родила сына Федора, а через несколько месяцев получила сообщение о смерти Василия. Он погиб на фронте, так и не увидев сына. Друзья художницы рассказывали, что к ней сватались видные женихи, но она не принимала предложений, — не могла поверить, что ее любимый никогда не вернется. У нее теплилась надежда, и Мария говорила: «Все может быть…». В 1987 году она написала работу «Павичка жде із космосу свого чоловічка» (иллюстрации — в репортаже Артхива).

    За свою долгую жизнь Мария Примаченко создала сотни сюжетных и орнаментальных композиций. Художница писала в основном гуашью, подписывала свои работы «М. П.», а на обратной стороне работы писала название, которое дополняло и придавало ее картинам новые смыслы или раскрывало содержание работ. Эти небольшие тексты в виде стихов, поговорок, присказок или пожеланий составляют неотъемлемую часть творчества художницы. Фантастические названия-подписи художница писала на народном наречии, не соблюдая правил пунктуации и грамматики — Мария Примаченко окончила четыре класса школы. Простые, по-хорошему наивные, эти подписи звучат остроумно и забавно. «Медведица с малышом на курортах. А медведь лапу сосет. Горе тому, мужику, который готовить не умеет».
    Интересно, что экзотических зверей Мария Примаченко видела лишь по телевизору, а в зоопарке не была — окружение не приветствовало эту идею, чтобы художница по-прежнему создавала «невиданных зверей», а не рисовала реальных львов, обезьян и крокодилов.

    Мария Примаченко пережила катастрофу на Чернобыльской АЭС в собственной хате, расположенной всего 40-ка километрах от атомной станции. Когда в семье художницы узнали о взрыве и сын Федор предложил уехать из дома, Мария Примаченко отказалась и решила за всех: «Никуда не поедем. Иди, прищепи черенки. А потом садись и малюй, чтоб люди видели, какая на земле красота была». Так и остались в родном селе.

    Как-то из райцентра Иванков к Марии и Федору приезжал врач и рассказывал о мерах безопасности от радиации — часто мыться, а на ноги надевать целлофановые пакеты. На одной из картин «чернобыльской» серии Мария нарисовала корову с целлофаном на копытах, рогах и хвосте, а на обратной стороне подписала: «Старый дед пас корову возле четвертого блока и надел на коровку капроновые мешки, чтобы не заболела. А она травку кушает и деда не слушает».
    Кроме рисования, Мария Приймаченко еще увлекалась росписью и вышиванием. Художницы не стало в 1997 году, когда ей было 89 лет, и до последнего дня она рисовала, несмотря на тяжелую болезнь — полиомиелит, которой болела с детства. Ее картины и творчество помогали ей жить.

    По решению ЮНЕСКО 2009 год стал годом Марии Примаченко: так мир отметил ее 100-летинй юбилей.

    Подготовлено по материалам публикаций Артхива (1, 2, также ссылка выше в тексте).

     

     

     

    Фантастические видения украинской художницы Марии Примаченко пленили мир — вот 3 ключевых взгляда на ее жизнь и творчество 1937 Всемирная выставка в Париже. Другим поклонником был Марк Шагал, называвший собственные образы фантастических существ «двоюродными братьями странных зверей Марии Примаченко».

    Художник-самоучка (1909–1997) рожденная на скромные средства, Примаченко еще при жизни прославилась ослепительно красочными и дико изобретательными сценами с животными — львами, птицами, лошадьми и другими зверями — покрытыми буйно раскрашенными, почти психоделическими узорами. Она может быть просто самой любимой артисткой Украины; ее изображение появилось на марках и даже на монетах страны.

    Недавно его работа привлекла внимание всего мира по более темной причине. 28 февраля Kyiv Independent сообщил, что российская атака нанесла удар по Иванковскому историко-краеведческому музею, где хранится более 20 фантастических картин Примаченко. По данным Фонда семьи Марии Примаченко, которым руководит ее правнучка Анастасия Примаченко, местному жителю удалось спасти как минимум часть работ от разрушения.

    Хотя многие искусствоведческие исследования о Марии Примаченко еще предстоит перевести и оцифровать, вот три факта о ее чудесных творениях.

     

    1) Ее работы вдохновлены украинскими традициями

    instagram.com/p/CasF054oNM9/?utm_source=ig_embed&utm_campaign=loading» data-instgrm-version=»14″>

     

    Посмотреть эту публикацию в Instagram

     

    Публикация пользователя A Painting A Day (@a_painting_a_day_)

    «Наивное искусство» — это термин, используемый для описания работ художников-самоучек, возможно, наиболее известный в случае французского художника Анри Руссо. Примаченко, безусловно, относится к художникам наивного стиля, но это не значит, что ее работы не наполнены глубоким знанием богатой культурной традиции.

    Родившаяся в крестьянской семье недалеко от Чернобыля, художница в детстве страдала от полиомиелита, болезни, из-за которой большую часть детства она была прикована к постели (более поздняя операция позволила ей ходить самостоятельно). В те годы мать художницы научила ее вышивке, традиции, тесно связанной с украинской культурой. Она также научилась искусству писанки, замысловатому украинскому стилю украшения пасхальных яиц.

    В 1930-х годах Примаченко была членом Иванковского кооперативного вышивального объединения, где она заработала репутацию синтеза традиционных украинских рисунков с собственными творческими творениями. Эти яркие вышивки, в свою очередь, обнаружила на уличном рынке киевская художница Татьяна Флору, которая пригласила юную Примаченко в Центральную экспериментальную мастерскую Киевского музея украинского искусства, мастерскую, где команда художников работала над Первым республиканским Выставка народного творчества, впервые прошедшая в Киеве в 1936.

     

    Посмотреть этот пост в Instagram

     

    Пост, которым поделился художник, интересен… (@art.is.interesting)

    Хотя более поздние картины Примаченко могут на первый взгляд показаться фантастическими или даже откровенно глупыми, они следуют за ее вышиванками, тихо подтверждая своеобразие украинской культуры и идентичности. На одной картине « Тарас Григорьевич Шевченко прибывает из ссылки в цветущую Украину » (1968) художник изображает любимого украинского поэта, писателя, фольклориста и националиста Тараса Шевченко, возвращающегося из ссылки, навязанной за продвижение независимости Украины.

    В другом произведении десятилетней давности, Наша Армия Наши Защитники (1978), Примаченко представляет солдат Украины не военными, а обычными мужчинами и женщинами, одетыми в традиционную украинскую одежду, стоящими среди высоких цветов.

    Даже история самого раннего творческого порыва художницы буквально связывает ее с землей под ногами. «Однажды в молодости я пасла стаю гусей, — вспоминала Примаченко о своих первых рисунках. «Когда я добрался с ними до песчаного пляжа, на берегу реки, после пересечения поля, усеянного полевыми цветами, я начал рисовать палочкой на песке настоящие и воображаемые цветы… Позже я решил расписать стены мой дом с использованием натуральных пигментов. После этого я никогда не переставал рисовать и рисовать».

     

    2) Картины Примаченко, призывающие к миру

     

    Посмотреть эту публикацию в Instagram

     

    Публикация Дэвида Солнита (@davidsolnit)

    Травмы войны глубоко и непосредственно отразились на жизни Примаченко. Вскоре после знакомства с партнером Василием Маринчуком, в 1941 году, артистка родила сына Федора. Но вскоре молодая семья распалась. Солдат Маринчук был отправлен на передовую Второй мировой войны и погиб. Брата Примаченко тоже расстреляли бы фашисты.

    Лет на двадцать Примаченко перестал заниматься искусством, вернувшись к творчеству в 1960-х, сначала вышивкой, а затем гуашью и акварелью. Хотя она по-прежнему занималась фольклорными сюжетами своих ранних работ, теперь ее работы основывались на ее мечтах.

    Иногда ее сны вызывали в воображении диковинные сцены, такие как ее работа Кукурузная лошадь в открытом космосе или Четыре пьяницы верхом на птице. Однако в других случаях ее картины противопоставляли добро злу. Мы видим это в ее работах Угроза войны (1986) и Да будет проклята ядерная война (1978). Послание глобального мира прослеживалось во всех этих более поздних работах, в том числе Могу ли я раздать этот украинский хлеб всем людям в этом большом широком мире (1982).

    Сегодня художники снова используют ее работы, чтобы призвать к миру в нынешней войне между Украиной и Россией. Американская художница Мария Кармен Кнехт недавно изобразила работу Примаченко « Голубка расправила крылья и просит мира 9».0008 в качестве фрески в Сент-Луисе, штат Миссури, и вскоре после эту работу можно было увидеть на антивоенных протестах по всему миру.

     

    3) Она делала свои работы в подарок, а не за деньги

     

    Посмотреть эту публикацию в Instagram

     

    Публикация Люси Уильямс (@lucywilliamsstudio)


    Некоторые отмечают, что с годами работы Примаченко становились ярче и крупнее. Хотя на каком-то уровне композиционное решение, эти изменения также были вызваны увеличением доступности определенных пигментов. В 1966 года Примаченко была удостоена Национальной премии Украины имени Тараса Шевченко, одной из высших наград страны, а в последние десятилетия жизни поклонники снабжали Примаченко материалами для создания произведений большего формата.

    Тем не менее, ее материалы оставались простыми и последовательными. Работала заводскими кистями, рисовала гуашью и акварелью, работала на ватмане. Несмотря на свою популярность, Примаченко никогда не продавала свои работы за деньги, а дарила их друзьям и соседям. За свою жизнь она создала тысячи работ. Только в Национальном музее украинского народного декоративно-прикладного искусства в Киеве хранится около 650 работ художника.

    Следите за новостями Artnet на Facebook:

    Хотите быть впереди мира искусства? Подпишитесь на нашу рассылку, чтобы получать последние новости, поучительные интервью и острые критические выводы, которые способствуют развитию беседы.

    Мария ПРИМАЧЕНКО — украинская художница, заставившая Пикассо поклониться | by HerArt Podcast

    Отказ от ответственности: информация, представленная в этом выпуске, получена из нескольких источников и не является моими научными исследованиями или открытиями. Проверьте ссылки для более подробной информации. Благодарю вас! Прокрутите вниз до румынского эпизода.

    Добро пожаловать на подкаст HerArt, проект для любителей искусства, особенно искусства, созданного женщинами. В этом выпуске мы поговорим о Марии ПРИМАЧЕНКО — украинской художнице, которая заставила Пикассо поклониться. Меня зовут Ната Андреева, и я расскажу вам семь любопытных фактов, которые вы не знали, об уникальном искусстве Марии Примаченко, крестьянки из киевского села Болотня, демонстрирующей удачное сочетание природного таланта, непреодолимого желания. для создания красоты и чуткого восприятия действительности. Сложный мир ее образов проистекает как из ее собственного воображения, так и из всей системы и содержания украинской народной поэзии.

    Первый сезон | 2018 | Эпизод четвертый

    Любопытный факт #1

    В детстве Мария переболела полиомиелитом, и эта мучительная болезнь повлияла на жизнь девочки. Она росла вдумчивым и внимательным человеком, сочувствующим природе и всему живому.

    Любопытный факт #2

    Образы часто являлись художнице во сне и затем материализовались в ее композициях. Работы Марии Приймаченко изображают сказочных мифологических зверей и берут свое начало в народных легендах и сказках, питаемых реальной жизнью и культурой украинского народа.

    Любопытный факт #3

    В арсенале Марии нет профессиональных секретов: она рисует на ватмане заводскими кистями, использует гуашь и акварель. Она предпочитает гуашь, дающую яркую и густую декоративную основу с графичными контурами. Помимо исканий в цветовой гамме, художник стремится добиться выразительных очертаний и эффектной ритмической аранжировки.

    «Наша армия, наши защитники». Мария Приймаченко, 1978, Наивное искусство (примитивизм), Символическая картина

    Любопытный факт #4

    Пикассо однажды сказал после посещения выставки Примаченко в Париже: «Я преклоняюсь перед художественным чудом этого гениального украинца». Мария Примаченко – заслуженная артистка Украины, лауреат премии имени Тараса Шевченко.

    Любопытный факт #5

    Хотя Примаченко никогда не занималась искусством, ее живописное чутье для воплощения идей, чувств и впечатлений постепенно переросло в настоящее мастерство. Выставки ее работ пользовались огромной популярностью в Москве, Польше, Болгарии, Франции и Канаде.

    «Украинский бык, трехлетки, пошел гулять по лесу и набрался сил» Марии Приймаченко, 1983, Наивное искусство (примитивизм), Анималистическая живопись зоологический. Однако о какой мифологии идет речь? В вышивке, ткачестве, декоративной росписи интерьеров построек Киево-Полесья вряд ли можно найти соответствия зверю.

    Любопытный факт #7

    С 1960-х годов, когда интерес к ее картинам в художественных кругах Киева не только вернулся, но и превратился в постоянную опору и материал для общения, она нашла в себе силы создавать не только «большой формат», но и интенсивный цветной фон.

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *