Суфражистка это кто: СУФРАЖИСТКА | это… Что такое СУФРАЖИСТКА?

Содержание

Суфражистки: самые яркие истории предшественниц феминизма

Традиционное — в нашем понимании — 8 марта, когда женщинам уделяется повышенное внимание в виде цветов, подарков и прочих поздравлений было не всегда таким. В конце позапрошлого столетия за право голоса и свободу словам дамам пришлось объединиться в единое женское движение, получившее название суфражизм. Почему идею бороться за права женщин первым предложил мужчина, кто из суфражисток действительно остановил коня на скаку, а также что стало причиной самоубийства дочери Карла Маркса – рассказывает «Газета.Ru».

Идея принадлежала мужу

Изначально суфражистское движение возникло в Великобритании и США в конце XIX века на фоне участившихся инцидентов с участием женщин, недовольных своим положением в обществе. Впервые сам термин «суфражистка» (от латинского слова suffragium – избирательное право) по отношению к активисткам был употреблен в статье журналиста Чарльза Хендса, опубликованной в лондонской газете Daily Mail.

Неологизм не только не обидел женщин, но и понравился им настолько, что с тех пор все протестные движения были объединены под одним названием.

В качестве методов борьбы суфражистки использовали в основном ненасильственные акции, такие как коллективные уличные выступления, голодовки и запоминающиеся выходки.

Основательницей суфражистского объединения стала Эммелин Панкхерст, которой эту идею предложил, как ни странно, ее муж. Интересно, что изначально Эммелин собиралась жить с супругом в гражданском браке, однако тот настоял на свадьбе — из соображений ее правовой обеспеченности. По мнению Панкхерста, девушка не должна была лишаться положения в обществе из-за банального несоблюдения формальностей.

При этом роль жены и матери не должна была стать для Эммелин основной — мистер Панкхерст всячески способствовал тому, чтобы супруга занималась активной общественной деятельностью. Так, уже в 1889 году Эммелин Панкхерст основала «Лигу за избирательные права женщин», которая боролась за гендерное равноправие на выборах. Такая позиция была более жесткой, чем у остальных организаций, выступавших за право голоса только для незамужних женщин и вдов.

В 1903 году Панкхерст решила усилить свою лигу и основала Женский социально-политический союз (WSPU), который со временем стал наиболее заметной политической силой среди борцов за права женщин. С 1870 по 1890 год парламент так и не принял ни одного из разработанных организацией законопроектов, после этого к активисткам пришло осознание того, что мирными акциями вряд ли получится достигнуть желаемых результатов. Тогда WSPU перешла к более агрессивным методам борьбы: на митингах участницы часто устраивали драки с полицейскими, голодовки в тюрьмах и поджоги в общественных местах. На стенах государственных учреждений повсеместно стали появляться цитаты из Билля о правах.

Случалось, и так, что выходки суфражисток настолько выводили джентльменов, что они нанимали лондонскую шпану, и та избивала активисток. В одной такой потасовке уже немолодая Эммелин Панкхерст серьезно повредила ногу.

В то же время Панкхерст приобретала все большую популярность и среди полицейских. Со временем ее стали арестовывать настолько часто, что у Эммилин не оставалось иного выхода, кроме как скрываться с каждого выступления максимально быстро, переодеваясь на ходу и под охраной специально обученного отряда женщин. После очередного ареста Панкхерст заявила на суде: «Мы не хотим быть нарушителями законов, мы хотим быть их создателями».

Позже у суфражисток появились и свои опознавательные знаки, которые заставляли сразу насторожиться тех, кто выступал против них. Так, в 1908 году Эммелин Панкхерст разработала специальную цветовую гамму для представительниц суфражизма, которая состояла из трех цветов: фиолетового (преданность), белого (чистота) и зеленого (надежда). Со временем примечательный триколор уже красовался на шляпках, брошках, ремнях, бантах в витринах известных универмагов — носить знак WSPU считалось большой честью. Кроме того, в наличии также была украшенная знаменем одежда, нижнее белье, сумки, обувь и даже туалетное мыло.

Тайна дочери Маркса

Последовательницей суфражисток была и младшая дочь Карла Маркса — Элеонора Эвелинг. С детства она подрабатывала помощницей и секретарем отца, писала в английских газетах театральные заметки, а также различные публицистические и беллетристские наброски и переводы статей.

В дальнейшем эти хобби постепенно сформировали в ней жажду деятельности в социалистических и женских движениях Великобритании. Идеи и интересы Элеоноры разделял и ее гражданский муж Эдуард Эвелинг, который занимался пропагандой идей Маркса, а также не раз проявлял себя как талантливый литературный критик и драматург.

Их сожительство никогда не было освящено ни церковью, ни гражданской властью, однако было признано в кругу их общения, в связи с чем Элеонору часто называли двойным именем Маркс-Эвелинг.

Девушка производила на своих знакомых исключительно хорошее впечатление — она буквально заражала своей живостью. Элеонора действительно не могла усидеть на месте, поэтому в 1886 года она вместе с мужем и Вильгельмом Либкнехтом совершила агитационную поездку по Новому Свету.

Помимо собственной литературной работы, которую она вела как минимум на двух языках, и помощи отцу, а впоследствии и Энгельсу, и Бернштейну, которые занимались публикацией сочинений ее отца, собираемых из старых английских, американских и других газет и журналов, Элеонора также принимала участие в тред-юнионистском движении в качестве секретаря разных союзов. Не проходили без ее участия и большинство стачек в Лондоне и по всей Англии: самой значительной из них стала стачка докеров в 1889 году. Знание языков позволяло ей принимать участие и в международных социалистических конгрессах. В кругах английских и немецких социал-демократов девушка пользовалась большой популярностью и симпатией.

Не повезло дочке Маркса только в одном. Семейная жизнь у них с мужем совсем не задалась: уже через несколько лет девушка поняла, что муж ей изменяет.

Со временем к этому добавились и частые оскорбления, побои и вымогательство денег, в результате чего девушка зачастую оставалась без гроша в кармане. Ни о каких детях тоже не шло и речи.

Большинство сведений об Элеоноре и ее муже, которые сохранились до наших дней, доходят до потомков через ее письма, которые, несмотря на их сдержанность, все равно могли многое рассказать. Так, в последние годы жизни они становились все более и более драматичными, полными отчаяния. Нередко девушка писала и о том, как хорошо ей было бы умереть. В 1898 году ее мыслям было суждено осуществиться — в возрасте 43 лет эта когда-то полная сил и энергии женщина, которая с большой охотой включалась в любую общественную работу, совершила самоубийство.

«Мэм, вы арестованы!»

Оставила свой след в истории суфражизма и американка Сьюзен Энтони. Вместе с соратницей Элизабет Стэнтон она организовала Национальную ассоциацию за избирательные права женщин, в рамках которой они подготовили текст 19-й поправки к конституции США, гарантировавшей женщинам право участвовать в выборах. В 1869 году поправка была внесена на рассмотрение сената Аароном Сарджентом, однако зарегистрировали ее только через шесть лет. А до принятия поправки, которое состоялось в 1920 году, оба ее автора не дожили — Стэнтон умерла в 1902 году, а Энтони — четырьмя годами позднее.

Сьюзен Энтони была также была широко известна как автор «декларации чувств», указывающей на устоявшиеся взгляды на якобы слабые умственные способности женщин и их неспособность к высоким чувствам. Манифест подписали более сотни человек, в том числе 32 мужчины.

Высказывания Энтони всегда пользовались большой популярностью среди феминисток и активистов, ведущих борьбу за гендерное равенство. «Я думаю, что велосипед сделал больше для эмансипации женщин, чем все остальное вместе взятое. Он дает женщинам ощущение свободы и независимости. Сердце мое наполняется радостью всякий раз, когда я вижу женщину на велосипеде. Это — зрелище свободной, неугнетенной женщины», — цитировала Энтони газета New York World в феврале 1896 года.

Однако, поскольку верхушка эмансипации, по ее мнению, — велосипед — уже был изобретен, сама Энтони предпочитала действовать немного иначе.

Так, 5 ноября 1872 года, когда в США проходили очередные президентские выборы, в Нью-Йорке случился скандал. На один из избирательных участков пришла 52‑летняя школьная учительница, которая взяла бюллетень и чуть было не вбросила его в урну. Это и была Сьюзен Энтони.

Присутствовавшие тогда на участке мужчины поступок женщины не оценили. «Мэм, что вы делаете? Мэм, вы арестованы!», — опомнившись закричал охранник. Окончательно придя в себя, он схватил женщину за руку и доставил ее в участок. Женщине назначили штраф в размере $100, что по тем временам было довольно серьезным ударом по карману.

И коня на скаку остановит, и картину порежет

Выходка Сьюзен Энтони была далеко не самой яркой за всю историю суфражизма. Женщины, жившие спустя десятилетия после нее, порой решались и на более впечатляющие «акции протеста». Так, в июне 1912 года суфражистки добрались и до королевской четы. Известная своей скандальной репутацией суфражистка Эмили Дэвисон, которая не менее девяти раз побывала в тюрьме, прорвалась через полицейский кордон и бросилась к королю Георгу V и королеве Мэри с криками:

«Вы тут развлекаетесь путешествиями, а суфражистки в тюрьмах умирают голодной смертью. Королева, освободи заключенных поборниц избирательного права!». После этого женщину вновь доставили в тюрьму, где она, по уже заведенной традиции, объявила голодовку.

Спустя год уже известная всем полицейским Эмили Дэвидсон совершила еще один поступок, навсегда внеся себя в историю суфражизма как мученицу. Во время скачек, которые проходили в Эпсоме, она перебралась через барьер и кинулась под ноги мчащейся лошади. В результате своей выходки активистка получила тяжелые ранения и скончалась через четыре дня. Во время осмотра у нее в кармане обнаружили лилово-бело-зеленый флаг движения суфражисток, что и подсказало следователям верный мотив ее поступка — пожертвовать собой ради привлечения внимания к проблеме.

Однако на деле ее поступок принес едва ли не больше вреда, так как многие задались вопросом: если самые воспитанные и образованные дамы общества способны на такие неадекватные выходки, то чего ждать от остальных? И стоит ли действительно давать им право голоса?

Яркую, однако относительно безобидную акцию протеста совершила и еще одна активистка — Мэри Ричардсон. 10 марта 1914 года она пришла в Национальную галерею и кухонным ножом порезала картину Веласкеса «Венера с зеркалом». Мотив своего поступка она обосновала как аллегорию: она уничтожает изображение самой прекрасной женщины в мифологии, как правительство уничтожает предводительницу суфражисток госпожу Панкхерст — прекраснейшую личность в истории. После своего поступка девушка отправилась в тюрьму на полгода.

Восьмая Марта

Отметим, что суфражистки оставили след в истории не только благодаря свои резонансным выходкам. Именно им принадлежит идея о назначении Национального женского дня, который впоследствии стал международным. Главными в этом вопросе стали две женщины. Клара Цеткин и Роза Люксембург вкладывали в этот праздник очень глубокий смысл — борьбу «с ненавистной семьей, в рабство которой женщин загоняют ненавистные мужчины». Вместе они возглавляли созданное при Социал-демократической партии Германии женское отделение, через которое старались нести в массу идею о равных правах женщин.

Разговоры о том, что женщинам необходим определенный день в году, когда они смогут во всеуслышание заявлять о своих правах, Цеткин начала вести, еще занимаясь редактированием женской газеты «Равенство». Она была довольно популярна, что, возможно, придало дополнительный вес ее мыслям, у которых мгновенно нашлись последователи.

Опираясь на них, Цеткин озвучила свою идею отмечать 8 марта Международный день солидарности женщин в борьбе за свои права в 1910 году на Международной конференции женщин.

Она также призвала дам всего мира объединяться, чтобы бороться за равноправие — как социальное, так и экономическое.

Роза Люксембург всеми силами поддерживала свою соратницу, при этом также посвящая участниц конференции в нюансы «учения Розы», которое основывалось на том, что гендерное неравенство лежит в основе неравенства классового. Такой подход к делу был выбран Розой неслучайно — всю жизнь ее отношения рушились в основном по причине отсутствия хотя бы минимального приданого.

Однако увидеть результаты своей борьбы Роза так и не успела. 15 января 1919 года она была арестована и доставлена в отель «Эден». У входа в отель женщину ждала толпа, состоящая исключительно из солдат и офицеров, которые наперебой оскорбляли ее. Роза гордо прошествовала на свой допрос, который обернулся сплошным унижением.

После него Люксембург направили в тюрьму Моабит, однако доехать до нее ей было не суждено. Уже в коридоре, перед выходом из отеля, на нее вдруг бросился солдат и нанес ей несколько ударов по голове. Упавшую женщину не только не подняли, но и, быстро подхватив, перенесли в машину, где продолжили избивать. По дороге в тюрьму ее застрелили и выбросили тело в воду Ландверского канала. На протяжении нескольких месяцев о ее судьбе не знал никто. Ее останки нашли только 1 июня, выловив из воды и идентифицировав.

Через некоторое время из страны ухала и Клара Цеткин. На тот момент в Германии были запрещены все левые партии, поэтому Цеткин решила навсегда отправиться в изгнание из родного дома. Точкой невозврата был выбран Советский Союз. Там и закончился жизненный путь знаменитой революционерки.

Она умерла 20 июня 1933 года в подмосковном Архангельском в возрасте 76 лет. Однако даже перед смертью, по сохранившимся данным, она продолжала вспоминать и даже звать свою близкую подругу и соратницу по общему делу — Люксембург. Последним словом Цеткин стало ее имя: «Роза». После смерти прах революционерки был помещен в урне в кремлевскую стену на Красной площади в Москве.

кто это такие и чем они отличаются от феминисток

Обновлено 22 июня 2022 Просмотров: 61 893 Автор: Дмитрий Петров

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Современное общество строится на принципах равноправия, пусть даже кое-где это происходит лишь формально.

Но еще в начале прошлого века женщину, посмевшую заикнуться о своих правах на участие в выборе правительства, просто поднимали на смех!

Движение сторонниц суфражизма – причина, по которой положение реально изменилось и правовая пропасть с мужчинами начала стремительно сокращаться.

Кто такие суфражистки и за что они боролись

Суфражизм – достаточно старое понятие, однако популярным стало только в 1906-м, когда один из ведущих журналистов Daily Mail попытался публично высмеять участниц движения за предоставление женщинам такого же избирательного права, какое было у мужчин.

При этом оригинальный французский термин «suffrage» объединяет в себе два практически идентичных значения:

  1. избирательное право;
  2. право голоса.

Параллельно существовал термин «suffragist», используемый для обозначения любого человека из числа тех, кто борется за право участвовать в выборах. Благодаря своеобразному юмору политически активных мужчин появилась форма «suffragette», придающая слову оттенок кокетливости и указывающая на очередную «причудливую женскую моду».

Как поясняет Википедия, вследствие подобного «словотворчества» в русском языке появились сразу два исторически сформировавшихся определения, хоть и близких по значению, но все же употреблявшихся в разных случаях в зависимости от контекста:

  1. суфражетки – это в целом активные женщины;
  2. суфражистки – это сторонницы феминизма и участницы женской суфражистской организации.

В широком (общеупотребительном) смысле разница между ними исчезающе мала. Однако если первый эвфемизм использовался достаточно редко из-за откровенно уничижительной коннотации, то второй быстро стал практически синонимом борьбы за равенство прав.

Разница мала, но она таки существует. Главное отличие в понятиях феминизма и суфражизма заключается в одном нюансе: феминистки ратовали за всю полноту гражданских прав (то есть за полное равноправие с мужчинами), а суфражистки – только за предоставление женщинам права голоса.

Суфражизм в Англии: славные вехи недолгой истории

Движения первых феминисток начали формироваться в конце XIX века на территории США и Великобритании. Но если в США царили более свободные нравы, консервативная Британия регулярно оказывалась в центре скандалов, в основном из-за акций с участием суфражисток и показательных арестов в связи с нападениями на культурные объекты.

В Англии первое суфражистское ответвление из движения сторонниц феминизма сформировалось еще в 1865-м – тогда было зарегистрировано одно из первых в UK женских политических объединений под названием «Комитет женских избирательных прав».

К 1868 году это ответвление переросло в отдельное движение, объединившее несколько мелких организаций в одну крупную – «Национальную Федерацию Суфражистских Обществ». Помимо совершенствования конституционной составляющей своего движения, НФСО сосредоточилась на подаче петиций и лоббировании интересов женщин в парламенте, одновременно занимаясь и просветительской работой.

Тем не менее в период вплоть до начала XX века парламент Великобритании не рассмотрел ни единого законопроекта, облегчающего жизнь женщин. Недовольство усилилось, когда в 1893-м парламенты Новой Зеландии, а затем и Австралии наделили женщин правом голосовать, несмотря на то, что формально оставались частью Соединенного Королевства.

Это и стало причиной первого суфражистского бунта, связанного с деятельностью сформированной в 1903-м организации – Женского Социально-Политического Союза, более известного как WSPU.

Именно в его адрес впервые использовали этот термин, а основательница Союза Эммелин Панкхёрст с гордостью приняла звучное определение. Впоследствии слово активно употребляли, когда речь заходила об активных женщинах, не говоря уж про заголовки газет, издаваемых далеко за пределами Соединенного Королевства.

Поскольку женские союзы не могли добиться правовой поддержки на протяжении десятилетий, к 1906 году их руководители сочли, что настало время более содержательных акций мирного протеста, и тогда города захлестнули:

  1. крупномасштабные демонстрации;
  2. митинги и собрания;
  3. массовые пикеты с транспарантами;
  4. объявленные голодовки;
  5. приковывание себя к воротам;
  6. сидение на рельсах и т.п.

Однако в Лондоне, как и в большинстве значимых городов Британии, по-прежнему боролись с суфражистками, причем не только высмеивая их «нелепые стремления», но и устраивая гонения на самых активных участниц WSPU.

Ситуация накалилась, когда в 1910-м борьба перешла в острую фазу. Теперь уже суфражистки не гнушались более радикальными методами, как, например:

  1. битье стекол;
  2. нападения на чиновников;
  3. поджоги и т. д.

За весь период с начала века более двух тысяч суфражисток оказались в тюрьме. Многие – просто за вандализм, мелкие нарушения общественного порядка или отказ выплачивать штрафы, что они делали в надежде привлечь больше внимания к проблемам женщин.

Как суфражистки добились своих целей

Ряд принятых в Британии законов в сочетании с существующими практиками (например, насильственного кормления заключенных) все больше склоняли общественное мнение в пользу суфражисток.

Переломный момент наступил в 1914-м с началом военных действий. Отложив на время борьбу за избирательное право, женщины стали поддерживать государство, собирая средства на помощь армии. Это позволило движению примириться с политиками и усилило влияние суфражисток на обывателей.

Неудивительно, что уже к концу Первой Мировой появился «Акт о народном представительстве» (1918 г.), наделивший замужних женщин старше 30, пусть и со значительным имущественным цензом, ограниченным правом голоса.

И только спустя десятилетие, когда в 1928-м закон доработали, возрастной ценз был снижен до 21 года, а дополнительные критерии допуска на избирательные участки и вовсе устранили.

После этого львиная доля суфражистских организаций самораспустилась, а оставшиеся союзы и комитеты реорганизовались и продолжили борьбу в рядах феминисток, добивавшихся для женщин полного равноправия в политической сфере.

Вместо заключения

Феминистские настроения во второй половине XIX века были характерны для общества большинства развитых стран и постепенно распространялись практически по всему миру. И американки казались более прогрессивными по сравнению с женщинами из других уголков Земли.

Но именно жительницы Британии первыми приняли на себя малопочетный титул суфражисток и личным примером продемонстрировали нужность и эффективность борьбы за гражданские права. Их пример повлиял даже на Временное правительство, а впоследствии был взят на вооружение и в СССР. Так что во многом современное общество – наследие суфражистской борьбы.

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo. ru

20 суфражисток, которых нужно знать на 2020 год

Эти люди боролись за избирательное право женщин. Они жили в Соединенных Штатах и ​​приехали со всего мира. Некоторые принимали активное участие в борьбе за право голоса женщин в начале 1800-х годов; другие работали над обучением и регистрацией избирателей, а также за право голоса в конце 1900-х годов и позже. Мужчины и женщины, молодые и старые, вы можете знать некоторых из них по другим частям их истории. О некоторых вы, возможно, никогда раньше не слышали.

Мы приглашаем вас изучить истории доступа женщин к голосованию по всей Америке через истории этих 20 человек, которые были среди тех, кто сделал это возможным. Ищете больше историй суфражисток? Прокрутите страницу вниз!

  • Джейн Аддамс