Татьяна яблонская художник: Tetyana Yablonska (24.02.1917 — 21.06.2005) — Biography, Interesting Facts, Famous Artworks

Яблонская Татьяна Ниловна — Окна соцреализма

Выдающийся советский, украинский живописец. Народный художник СССР . Лауреат двух Сталинских премий . Лауреат премии имени Т.Г. Шевченко . Профессор . Действительный член Академии Художеств Украины . Герой Украины . Татьяна Ниловна Яблонская родилась 24 февраля 1917 года в Смоленске в семье художника, графика и преподавателя словесности Н. А. Яблонского.  В 1928 году семья Яблонских переехала на Украину в Одессу, а в 1930 году — в Каменец-Подольский, затем в Луганск, где в 1933 году Татьяна закончила семилетку и поступила в Киевский художественный техникум. После его ликвидации в 1935 году стала студенткой живописного факультета Киевского Государственного Художественного института, где училась в мастерской профессора Ф. Г. Кричевского.  В начале 1941 года прошла первая выставка работ студентки Татьяны Яблонской. В этом же году она закончила институт по специальности «художник-живописец».  Войну художница провела в Саратовской области, на Волге. Там не привыкшая к сельскому труду художница работала колхозницей, научилась пасти скот, молотить и класть стога. Три года тяжелой полуголодной жизни привели к тому, что, вернувшись на Украину в 1944 году, Татьяна написала свое полотно, мгновенно сделавшее ее из обычной молодой художницы лауреатом Сталинской премии ( 1949 год ) — знаменитую картину «Хлеб». Картина была выставлена в Третьяковской галерее, ее репродукции можно было увидеть в учебниках, на плакатах, открытках и календарях.  С 1944 года Яблонская Т.Н. — член Союза художников УССР. С этого же времени художница начинает преподавать в Киевском художественном институте.  Вскоре Татьяна Ниловна получила еще одну Сталинскую премию за работу «Весна» ( 1951 год ).  На протяжении всей своей творческой жизни художница участвовала в многочисленных всеукраинских, всесоюзных и международных выставках, среди которых самые значительные: XXVIII Международная художественная выставка в Венеции ( Биеннале, 1956 год ), Всемирная выставка в Брюсселе ( 1958 год ). Начиная со студенческих лет, Яблонская провела более чем 30 персональных выставок в Москве, Лондоне, Будапеште, в Киеве, других городах.  За годы жизни художница была удостоена множества государственных наград. Помимо двух Сталинский премий, ей была присужена Государственная премия СССР за картину «Лён» (1977 год ), в 1998 году получила Национальную премия Украины имени Тараса Шевченко. Награждена орденами Трудового Красного Знамени ( 1951 год ), Дружбы народов ( 1977 год ), Почётным знаком отличия Президента Украины ( 1997 год ), медалями.  В 1960 году получила звание Народного художника УССР, а в 1982 году — Народного художника СССР.  В 2001 году удостоена звания Героя Украины — за самоотверженное служение Украине на ниве изобразительного искусства, выдающиеся творческие достижения и заслуги.  Была профессором, действительным членом Академии художеств Украины и России.  После инсульта, случившегося в 1999 году, Татьяна Ниловна была прикована к инвалидному креслу. Но творить талантливейшая художница не перестала. В последние годы жизни она писала в основном натюрморты и пейзажи за окном ее квартиры, поскольку больше не могла выходить на улицу, Она писала пастелью, научившись это делать левой рукой, она уже не могла работать парализованной правой.  Ее физические силы угасали, но картины становились еще более просветленными и радостными. В самый день смерти 17 июня 2005 года она нарисовала яркий, жизнерадостный букет летних колокольчиков.  Яблонская Т. Н. скончалась 17 июня 2005 года. Похоронена в Киеве на Байковом кладбище.  Полотна выдающейся художницы находятся в Государственной Третьяковской галерее (Москва), в Государственном Русском музее (Санкт-Петербург), в Музее Дракона (Тайвань), в Национальном художественном музее Украины, в Киевском музее русского искусства и многих других музеях и частных коллекциях Украины и зарубежья.
В 2005 году Депутаты Киевского городского совета приняли решение о создании музея Героя Украины Татьяны Яблонской и присвоении её имени одной из cтоличных улиц.

Фото : Яблонская Татьяна Ниловна «На старте» 1947 год

Фото : Яблонская Т. Н. за созданием знаменитой картины «Хлеб» 1949 год

Фото : Т.Яблонская «Хлеб» 1949 год 

Фото : Яблонская Татьяна Ниловна «В парке» 1949 год

Фото : Яблонская Татьяна Ниловна «Над Днепром» 1954 год

Фото : Яблонская Татьяна Ниловна «Утро» 1954 год

Фото : Яблонская Татьяна Ниловна «Близнецы» 1958 год

Фото : Яблонская Татьяна Ниловна «Мать» 1960 год

Фото : Яблонская Татьяна Ниловна «Свадьба» 1964 год

Фото : Яблонская Татьяна Ниловна «Вместе с отцом» 1962 год

Фото : Яблонская Татьяна Ниловна «Лебеди» 1966 год

Фото : Яблонская Татьяна Ниловна «Бумажные цветы» 1967 год

Фото : Яблонская Татьяна Ниловна «Жизнь. Родоначальница» 1967 год

Фото : Яблонская Татьяна Ниловна «Семена» 1969 год

Фото : Яблонская Татьяна Ниловна «Жизнь продолжается» 1970 год

Фото : Яблонская Татьяна Ниловна «Лен» 1977 год

Фото : Яблонская Татьяна Ниловна «Май» 1965 год

Фото : Яблонская Татьяна Ниловна «Юность» 1969 год

 

 

 

 

Биография Татьяны Яблонской

Мама девочки с разворота учебника литературы, певица социализма — Татьяна Яблонская кажется такой банальной. А она обожала крутые повороты, и её терпеть не могли чиновники.

Лилит Мазикина

Кажется, каждый знает историю о девочке с картины «Утро». Репродукцию картины напечатали в журнале. В далёком Казахстане один мальчик вырезал репродукцию и повесил на стену: он влюбился в нарисованную девочку. А через много лет они познакомились и поженились: Лена, дочь художницы с той самой картины, и Арсен. Они оба приехали в Москву учиться на художников. Лена — чтобы не прослыть в родном Киеве блатной, Арсен — потому что мечтал научиться рисовать такую красоту и увидеть столицу.

Не занимайтесь самолечением! В наших статьях мы собираем последние научные данные и мнения авторитетных экспертов в области здоровья. Но помните: поставить диагноз и назначить лечение может только врач.

Лена позировала матери много раз. В семьях художников это обычное дело. На картине девочка была нарисована за своим обычным занятием — гимнастической разминкой, у своей настоящей кровати, в одной из двух комнат в коммуналке, где жила с дочерьми Татьяна Яблонская. Татьяна вообще всегда рисовала только то, что видела, хотя в разное время её упрекали как в искажении и очернении советской реальности, так и, наоборот, в её приукрашивании, наведении глянца.

На самом деле, Яблонская всегда была безумно влюблена в свою натуру. Она легко влюблялась — в идеи, людей, пейзажи, предметы. Она и сама знала за собой это качество, определяя его как «любовь к жизни и восторженность». Казалось бы, это качество могло возникнуть только в пионерке из идеологизированной, настроенной на бесконечную радость социалистического бытия семьи, но в том-то и загадка — не было у Яблонской такой семьи, и пионеркой она никогда не была.

Островок антисоветчины

Татьяна родилась в Смоленске, в семье учителя русского и учительницы французского языка. Татьяна оказалась ровесницей революции — родилась в семнадцатом году. Но это совпадение никто не счёл хорошим знаком — родители Тани и особенно отец, попович по происхождению, очень прохладно приняли перемены в обществе. Впрочем, отец старался вписаться, как мог. Поехал учиться на художника во ВХУТЕМАС; Тане тогда было четыре года, её брату и сестре того меньше.

Мама Тани осталась одна содержать и семью, и дом. Шила шляпы из каракуля, продавала на базаре, давала уроки на дому. Положение её было опасным — не только жена поповича, но и дочь инспектора народных училищ, дослужившегося до дворянства. Наверное, некрепко ей спалось в те дни. Дом был сырой и старый, крыша протекала, и однажды все три малыша заболели воспалением лёгких. Яблонский примчался из Москвы и больше семью не покидал. Нашёл себе работу: в одном из смоленских храмов устроили художественную галерею, и он стал там смотрителем.

По поводу детей у него были две твёрдые цели: вырастить их художниками и обучать только дома, чтобы они не пропитывались новыми порядками. Забегая вперёд — получилось то и другое. Художественных техник отец детям не преподавал специально, направлял по-другому. Мог заметить, что у сына или дочки ручка нарисованного самовара «сейчас отвалится», не чувствуется, что прикреплена. Прикрепляй! Детские рисунки просматривались всей семьёй раз в месяц. Те, что получше, получали право лежать дальше, остальные уничтожались. Эту привычку — уничтожать рисунки — Яблонская надолго сохранила. Уже взрослой сжигала множество готовых работ. Хотела и «Утро» сжечь — остыв от работы, поглядела на полотно и решила, что оно… антиживописно. Чудом уговорили её оставить.

Выпускали дети свой собственный домашний журнал — «Сверчок»; и тексты, и рисунки — всё делали сами. Ходили с отцом в бывший храм смотреть картины; о каждой отцу было, что рассказать, и они слушали, затаив дыхание. На Рождество ставили ёлку, жгли свечи — а чтобы никто не увидел, одеялами плотно занавешивали окна.

Когда Тане исполнилось одиннадцать, семья переехала в Одессу. По официальной версии — чтобы поправить детям здоровье. После перенесённой пневмонии они были слабы. На самом деле отец стал искать способ эмигрировать. В конце двадцатых это стало уже нелегко. Из Одессы уплыть в какую-нибудь Турцию не получилось, зато дети окрепли на солнце. Таня научилась замечательно плавать и могла плескаться в море часами. Уже взрослой она будет возвращаться к морю, своей любви (одной из многих) — плавать, грести на лодке, собирать камни.

Увы, скоро отец перевёз их уже на запад Украины, снова в поисках возможности сбежать. Вроде бы даже договорился, что их проведут через границу; однажды ночью вся семья в молчании и темноте встала, собрала вещи и пришла в условленное место. Но туда не пришёл проводник, и пришлось вернуться в дом. Опасаясь, что человек, с которым был договор, сдаст его властям, Яблонский с родными переехал в Луганск. Здесь, в конечном итоге, и остановились. Старшие дети даже пошли в школу, ради аттестата — иначе шансов потом поступить в институт не было.

Яблонской в школе нравилось если не всё, то многое. Обожала математику и биологию. Но уверена была, что судьба её — стать именно художницей. Когда падала звезда, обязательно загадывала себе такое будущее.

Киев равно любовь

Таня с сестрой Леной были погодками, школу закончили одновременно и вместе поехали покорять Киев. Стали учиться в Киевском художественном университете (сейчас — Национальная академия изобразительного искусства и архитектуры). Таня преподавателей поразила. Талантлива — и совершенно не зазнаётся, старательно учится на пятёрки, удивительно работоспособна. Она стала первой студенткой университета, которой устроили персональную выставку.

Киев Таня полюбила, и полюбила республику. «Я ложусь на подушку и ощущаю, что под моей головой — Украина», говорила она. Здесь же нашла и любовь такую, какую ищут обычно люди. Её избранника звали Сергей Отрощенко, приехал он учиться и работать из холодного Омска и был семью годами старше. Был он, конечно, художником. Но Татьяна с Сергеем едва успели жениться, как началась война. Сергея мобилизовали — по специальности, художником во фронтовой Дом Красной Армии. Беременную Татьяну эвакуировали под Саратов.

На новом месте она была не художница — работала с другими бабами наравне в колхозе. За всё бралась, ни от чего и не думала отказаться и. .. влюблена была в эту трудную жизнь, в то, что может преодолеть её, в сильных, добрых, дружных женщин вокруг. Писала для них негнущимися пальцами портреты мужей-фронтовиков по фотокарточкам. Портреты нужны были для поминок.

Когда Татьяна вернулась в Киев, начинать надо было с нуля. Дипломной её работой в родном университете завешивали окна во время налётов, разодрав для этого полотно на части. Руки едва слушались, никакой тонкой работы кистью не выходило. Но Яблонская в считанные месяцы упорным трудом восстановила мастерство, и вот уже снова её картины выставляются.

Жила семья при этом в коммуналке. К дочери Лене, родившейся в эвакуации, прибавилась девочка Оля. Муж вскоре после возвращения подал на развод — ревновал к славе Татьяны. А на картинах художницы — упоение миром, упоение солнцем, радость детству дочерей. Самая характерная картина — «Перед стартом», где художнице (или зрителю?) улыбаются и машут, обернувшись, дети. Они счастливы, потому что кругом друзья и сейчас они будут бегать на лыжах, потому что они юны и потому что погода прекрасная. Вот так на жизнь смотрела и Яблонская.

Вечный поиск

Татьяна никогда не останавливалась на одном стиле. В юности могла рисовать ластик по загрунтованной углем бумажке (идея отца), в молодости очень любила импрессионизм. Когда её за это протащили в прессе — за ту самую картину «Перед стартом» — тут же прониклась и горячо согласилась, даже ответную статью написала — как у неё глаза открылись. Это можно было бы счесть ходом карьеристки, но в то же время она пишет письмо знакомому, в котором искренне, с душой обсуждает своё застревание в импрессионизме.

Тем временем её со студентами посылают на практику в колхоз. Студенты разочарованы: тут же скучно… Может быть, попроситься в другой колхоз? Его улицы красиво идут вдоль реки, раздолье для художника. Татьяна сердится: что значит «скучно»? Как может быть скучно рисовать прекрасных людей? Мы же помним, она полюбила крестьянок ещё со времён эвакуации.

После лета в колхозе Яблонская представляет полотно — «Хлеб». Крестьянки, одетые в украинские юбки, одна в вышиванке — чтобы выразить их говор, их манеры, потому что речь на полотне не передашь. Так-то ходили колхозницы в юбках обычных, гладких. Пейзаж закрыт длинным стогом сена, чтобы живописностью не отвлекать взгляд. И главное на картине — золотые зёрна, заполняющие весь передний план, светящиеся солнцем, летом, вольными полями, в которых выросли. И — смеющийся взгляд девушки, засучивающей рукава. Чему она радуется? Может, и хлебу. Может, всему тому, чем он сияет, и своей молодости, и тому, что смотрит на неё приезжая художница и явно портрет рисует.

Через три месяца после разгрома в том же издании, от того же критика — потрясённая статья о «Хлебе». Сама картина едет на международные выставки, оказывается на почтовых марках. В ней на этот раз ни грамма импрессионизма, чистейший реализм. За картину Яблонская получает Сталинскую премию и тратит её на пять ситцевых платьев и моторную лодку.

В том же стиле Татьяна рисовала ещё очень долго, получала и дальше премии, а в шестидесятом году — звание Народного художника Украины. Но постоянство, покой её тяготят. Татьяна одной из первых в Киеве покупает и надевает брючный костюм — в таких не пускали в приличные места, вроде ресторанов, за такие получали выговоры на работе — покупает моторную лодку и белые «Жигули» и лихачит на них, ездит на запад республики и знакомится с народными стилями и — тут же меняет стиль. Теперь её картины дышат сельской Украиной, карпатским духом, в них чудится наивистская живопись деревенских художников. За одну из таких картин, «Жизнь продолжается», она получает выволочку от чиновников — мол, картина антисоветская, стены мазанки грязные, женщина одета в буржуйский крепдешин и вообще дух у полотна какой-то… Негосударственный.

Яблонская чиновников учитывает (хотя про их умение воспринимать живопись всё, не стесняясь, высказывает) и показывает им теперь специально откладываемые «гладкие» работы, а остальное рисует уже для себя. Её выставки проходят за рубежом, а она совершает поворот и в личной жизни. Работая в Ереване — конечно же, вся в восторге от армянской школы живописи — влюбляется в местного художника, Армена Атаяна. Выходит за него замуж, рожает дочь Гаяне. С Арменом она тоже потом рассталась. Как и с Отрощенко — оставшись в хороших отношениях. Не любила Яблонская ссориться.

Дети вырастали, рожали внуков. СССР распался. Сама Яблонская постарела и — продолжала писать. Её разбил инсульт, отнялась правая половина тела, передвигаться без коляски не выходило — переучилась на левую руку, перешла на пастель, обрела новый стиль и рисовала дальше. Последнюю картину нарисовала за день до смерти. Умерла в восемьдесят восемь лет, и по ней плакали все, кто её любил — так же сильно, как любила их и жизнь она сама.

Тридцать пять её картин хранится в Третьяковской галерее. Бесчётное количество — в частных коллекциях в Европе и США. Появляясь на аукционах, они расходятся за десятки тысяч долларов. Ей поставили памятник в Черниговской области. Но важнее другое её наследие. Дочь Лена — художница. Внук Зангар Арсенович — художник. Картины дочери Ольги — художницы (к сожалению, Яблонская пережила её на шесть лет). Дочь Гаяне — художница. Внучка Ирина Атаян — художница. Когда талант умножает себя в этом мире — это ли не чудо?

Татьяна Яблонская (24.02.1917 — 21.06.2005) — Биография, интересные факты, известные произведения на завидном положении он преподавал в Киевской художественной академии. Каждый новый художественно-стилистический поиск был прежде всего самостоятельным и неповторимым художником.

Особенности творчества художницы Татьяны Яблонской: каждый новый период в долгой творческой биографии художницы никогда не равен предыдущему. И каждую новообретенную художественную правду Яблонский предельно искренен: вдохновленный послевоенным восстановлением страны, пишет жизнеутверждающие огромные картины в рамках социалистического реализма, в поисках новой изобразительной правды увлекается украинскими народными декоративными мотивами, побывав в Италии, уравновешивает цветовые и образные решения, вдохновленные ранним Возрождением, обретает особый взгляд и учится находить все главные смыслы мира, глядя на мир из одного окна.

Знаменитые картины Татьяны Яблонской: «Хлеб», «Утро», «Вечер. Старая Флоренция», «Жизнь продолжается», «(Основатель)», «Юность».

Две недели Татьяна Яблонская жила у царя. Будущий художник родился в удивительное время, чтобы быть современником всей сложной истории Советского Союза, прожить и пережить ее. История ее жизни – еще никем не написанная антология предельных состояний советской художницы, до которой от всесоюзной славы до многолетних опалов один шаг, а обратно к славе ровно столько же.

Яблонский настоящий советский художник еще в траектории творчества. Там, где у западных художников были творческие поиски и поиски собственного стиля – у советских художников были роковые ошибки и идейная неразбериха. Там, где западных художников наказывали за дерзкие насмешки и плохие отзывы, советский художник часто расплачивался признанием, здоровьем, а иногда и жизнью. Поэтому советская художница Татьяна Яблонская находит творческий путь плавным и спокойным поиском собственного художественного видения – каждый период жизни начинается с определенного, переломного события. Жить своей жизнью порой сложно, учитывая попытки критиков и журналистов все увековечить и превратить в памятник. А вот настоящая Яблонская была одной из первых киевлян, надев брючный костюм на первую Государственную премию, купила моторную лодку и страстно любила гонять на своей белой «Жигули» по городу.

1930. Ночь. Каменец-Подольский. Яблонский погрузил на телегу вещь, рассадил троих детей и пошел в лес. Есть назначение — обещали помочь уехать из Советского Союза морем. Долгое и мучительное ожидание, но никто не появился. Идите домой со всеми вещами и сонными детьми. Боится, что кто-то заметит их отчаянное возвращение.

Родители Татьяны Яблонской революцию не приняли в советскую школу, детей отдали, отец учил их сам. В Одессу, а затем в Каменец-Подольский, недалеко от границы, переехал из Смоленска в надежде эмигрировать. Но эмигрировать не получилось – уехал в Луганск. В любом месте и в любое время года в доме было довольно интересно: здесь издавался семейный журнал «Сверчок», в котором каждый автор писал и иллюстрировал свою часть комнаты, каждый день дети рисовали натюрморты, а друг друга — с натуры, здания и пейзажи, увиденные во время прогулок. В декабре все вместе мастерят елочные игрушки, затем плотно опускают шторы, ставят елку, зажигают свечи и отмечают Новый год и Рождество.

Нил Яблонски обучал детей художественным приемам – развивать их чувства, уча видеть суть вещей, природу человека. Когда раскрашивали самовар, отец должен был подойти к фигурке, посмотреть внимательно, а потом сказать: «Что ты так плохо приделал ручку, она отпадет. Ну быстрей подгоняй, чтоб было видно, из чего он сделан».

В Киевской национальной академии изобразительного искусства и архитектуры, скажем, до сих пор хранится одна из первых картин Татьяны Яблонской – как показательна. Она была первой студенткой в ​​истории тогдашнего художественного института, которая устроила персональную выставку. Небывалый успех, первая любовь, женитьба и ожидание первенца – студентке Яблонской пришлось очень многое к началу войны. Когда она уезжала в эвакуацию, ее дипломная работа разлетелась вдребезги, а во время авианалетов завалило окно.

1941. Хутор поселок Норка, Поволжье. Когда сестры художника Татьяна и Елена Яблонские приехали сюда в эвакуацию, у старшей Татьяны только недавно родилась первая дочь, оба юноши ушли воевать. «Я и косил, и тюковал, и мешки таскал», — вспоминал художник. Односельчанка рисовала фотопортреты умерших мужей и сыновей — на другое сценическое занятие, не осталось ни времени, ни сил.

А еще в 1944 году она вернулась в освобожденный Киев и сразу стала преподавать в Художественном институте. Возвращение хотя бы довоенного сценического мастерства стоило Яблонской значительных усилий и ежедневных упражнений, но довольно легко давала радость мирной жизни. Радость была жизненно необходима для возрождения страны, и поэтому Яблонский был вознагражден сполна: удостоен двух Государственных премий, поместил репродукции «Хлеба» и «Утром» в букварь, долг каждого советского гражданина с детства почувствовать эту радость жизни. и написать о ней сочинение. Можно было бы счастливо развивать эту тему до бесконечности, как породу из бескрайней глубины шахты. Но уже через несколько лет Яблонской надоедает махать одним и тем же отбойным молотком.

Весна 1961 года. Село Апша, Закарпатская область. Татьяна Яблонская с двумя друзьями-художниками едет в Карпаты искать «старовинну». Близко к границе с Румынией и тут неожиданная архитектура и колоритные костюмы, старинные национальные образы и мотивы. Все это спровоцировало огромный переворот. Яблонский в ближайшие 10 лет увлечется декоративным западным искусством, считая, что нашел там настоящую точку опоры. Ей тесно в цветовой палитре обычных масляных красок, она использует типографские изыски. Но большинство этих картин придется спрятать в мастерскую и с содроганием перебирать их, выискивая что-то традиционное до приезда комиссии из Московской академии художеств.

Одна из первых картин закарпатского цикла «Жизнь продолжается» Яблонского на несколько лет лишили всех своих позиций и возможности участвовать в выставках. А подарочное издание, в котором картины Татьяны Ниловны иллюстрировали баллады украинского поэта Ивана Драча, уничтожено при выходе из типографии. Удалось сохранить всего 4 экземпляра.

1972. Флоренция. Яблонский реабилитируется очень скоро, через 5 лет, получит треть Государственной премии, а пока его отправили на Венецианскую биеннале. Все это призвание авангарда абсолютно не интересовало, но глубоко потрясало картины итальянских мастеров раннего Возрождения. Декоративность прежних увлечений людей образами тем более походила на безжизненные, поэтому Италия явилась мощным толчком к новой эпохе, золотой и гармоничной. «Вечер. Старая Флоренция» одна из первых поворотных работ этого времени.

1991. Киев. Этих дат на самом деле было две, но они работали на одну цель: ограничить пространство и расширить восприятие. В 1991 году у Татьяны Яблонской случился сердечный приступ, она с трудом ходила, рассказывает виды из окон и с балкона, цветы на подоконнике, портреты дочерей. Вторая дата — 1999 год, после инсульта парализованный художник отказался от правой руки и усвоил новый взгляд на мир. Татьяна Ниловна больше молчит, слушает стихи, которые читает дочери Гаянэ, и начинает левой рукой рисовать пастелью небольшие этюды. В замечательном созерцательном фильме Станислава Сукненко о Татьяне Яблонской «Вдохновение одиночества» есть редкие кадры работы художника над одним из таких рисунков. Это как чудо.

PS На последней прижизненной выставке Яблонская попросила не указывать никаких регалий и титулов, только Татьяну Яблонскую. И ни слова о том, что она была лауреатом трех Государственных премий и золотой медали Академии художеств, Героем Украины, ни слова о том, что 1997 год был объявлен ЮНЕСКО годом Яблонской, а в 2000 году Кембридж объявил ее Женщиной. года. Потому что один рисунок пастелью последних лет — это весь этот монументальный список.

Картины Яблонской Татьяны Ниловны и биография художницы представлены на страницах портала Архив.

Author: Anna Sidelnikova

Grain Harvest by Yablonskaya, Tatiana Nilovna

Grain Harvest
Yablonskaya, Tatiana Nilovna

1917 — 2005

Grain Harvest

Oil on Canvas

77 x 105cm

1946

 

ПРОИСХОЖДЕНИЕ:

Мастерская Т. Яблонской

Подарена художницей своей ученице Олексе Загорчук

Частная коллекция Украины

Настоящая картина Татьяны Яблонской – важный живой этюд для главного шедевра художницы Урожай (1949, холст, масло, 201 х 317 см, ГТГ). Урожай зерна стал поворотным моментом в карьере Яблонской. Она принесла ей Сталинскую премию в 1950 году и бронзовую медаль Всемирной художественной ярмарки в Брюсселе в 1958 году. Изображая радостную сцену сбора урожая, картина стала иконой советского образа.

Это исследование было выполнено в 1946 году, когда Яблонская руководила студенческой группой на стажировке в колхозе имени Ленина , колхозе села Летава Хмельницкой области. В своих воспоминаниях «Как я работала на Урожай зерна », художник описывает эту картину как одну из «пяти масляных полотен, написанных в разное время суток, около метра по длинной стороне». Как и в известной финальной версии, действие происходит под палящим полуденным солнцем. В палитре преобладают землистая охра и бледно-розовый цвет с добавлением вкраплений зелени и голубого. Свежие белые цвета женских блузок и платков подчеркивают гармоничный ритм и праздничную атмосферу работы в колхозе .

На полотне изображена группа девушек с лопатами и черпаками, собирающих зерно в мешки на гумне. На одном из мешков справа, как и на последнем полотне, год и буквы «К-п и…/с. ЛЭ../19..», что означает «Колхоз Ленина в Летаве». Женщины одеты в короткие плиссированные юбки и белые блузки. Их головы покрыты платками. Юбки в этой подготовительной работе короче и уже по сравнению с полной и длинной традиционной украинской одеждой из более позднего полотна.

Благодарим дочь художницы Гаянэ Атаян за поучительный пассаж из личного архива художницы: «[В Летаве] носят «городские» узкие юбки, которые, на мой взгляд, неудобны и некрасивы. Я одела своих героинь в типичные украинские . . . Мне сказали, что Летава колхоз крестьян были разочарованы тем, что я изобразил их «старомодными»».

В центре внимания полотна две центральные фигуры – одна стоит на коленях с черпаком, а другая, сделав паузу, чтобы отдышаться, держит в одной руке большой мешок, а другую приподнимает, чтобы прикрыть глаза от яркого солнечного света. Этот жест поднятой руки, острая наблюдательность Яблонской, присутствует и на карандашном рисунке из архива художницы (ниже предоставлено Гаяне Атаян).

Все остальные фигуры запечатлены в движении вокруг отдыхающей женщины, словно в сложно поставленном танце. Многие мешки уже полны зерна, что говорит о том, что рабочий день начался рано, возможно, еще до восхода солнца. Огромные стога занимают задний план, слегка расступаясь, открывая голубое небо в левом углу.

Позже Яблонская переработала композицию Урожай , сделав ее более панорамной и грандиозной. Однако это полотно несет в себе свежесть и непосредственность реального дня позднего лета 1946 года. Здесь Яблонская мастерски передает деловую и веселую атмосферу жатвы. Уверенное исполнение этюда делает его яркой демонстрацией художественного таланта Яблонской и способности на месте создавать законченное полотно.

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *