Содержание
колхозная феерия и Флоренция старых мастеров • Расшифровка эпизода • Arzamas
У вас отключено выполнение сценариев Javascript. Измените, пожалуйста, настройки браузера.
КурсПортрет художника эпохи СССРАудиолекцииМатериалы
Как художница все время оказывалась в плену своего успеха
Автор Ольга Полянская
Самая известная картина Татьяны Яблонской — «Хлеб» (хранится в Государственной Третьяковской галерее). С нее начинается любой рассказ об этой художнице, искусство которой стало одним из символов ушедшей эпохи.
В начале лета 1948 года Татьяна Яблонская, преподаватель Киевского художественного института, была направлена с группой студентов на практику в село Летава колхоза имени Ленина Чемеровецкого района Каменец-Подольской области Украины, сейчас Хмельницкая область Украины. Студенты опередили Яблонскую, которая задержалась в городе и уже перед самым отъездом получила от них письмо. Ребята жаловались, что в колхозе, куда их отправили, «скучно, нет ничего красивого, интересного, живописного, пейзаж однообразный» Т. Н. Яблонская. Как я работала над картиной «Хлеб» // Из творческого опыта. Вып. 3. М., 1957., а люди работают почти круглосуточно и позировать отказываются. Яблонская не на шутку рассердилась на своих подопечных, которые были, кстати, не намного ее моложе, — ей самой уже давно хотелось побывать в местах, где, как ей представлялось, люди прежде всего любят и умеют работать, где внимание художника не будет распыляться на легкомысленные «живописные» уголки, а устремится «в глубь жизни». О том, как работают в одном из лучших колхозов Украины, она, как и все, впрочем, знала только из газет.
В Летаву в те времена надо было добираться из Киева сначала по железной дороге до Каменец-Подольского, где семья Яблонских — родители Нил Александрович и Вера Георгиевна и трое их детей, сын Дмитрий и дочери Татьяна и Елена, — прожила три года. Яблонские несколько раз переезжали, Татьяна Яблонская родилась в Смоленске в феврале 1917 года. После Смоленска они недолго жили в Одессе, а оттуда перебрались в Каменец-Подольский. Почему отец выбрал этот старинный город со средневековой цитаделью? Вероятно, не в последнюю очередь на его выбор повлияла близость польской и румынской границы и, соответственно, возможность бегства из Страны Советов. После неудавшейся попытки побега семья перебралась в Луганск.
Отец Татьяны Яблонской Нил Александрович был типичный разночинец-интеллигент из поповичей, очень хотел стать художником, но, как сын священника, должен был пойти по отцовской стезе. Поэтому после семинарии поступил в Духовную академию, откуда был отчислен за участие в студенческих беспорядках в 1905 году. После нескольких провалившихся попыток поступить в Петербургскую Академию художеств, Нил Яблонский поступил в Петербургский университет на историко-филологический факультет. Однако желание стать художником с годами не проходило, и, уже будучи отцом семейства, оставив в Смоленске жену и малолетних детей, он в начале 1920-х поступил в московский Вхутемас. Видимо, его долго вынашиваемые надежды и ожидания не во всем совпали с новой революционной реальностью. Он вернулся в Смоленск, где стал трудиться на ниве просвещения, художественного образования и музейного дела. Мечту стать художником он твердо решил осуществить в своих детях. Вся система домашнего воспитания и образования в семье Яблонских не оставляла детям свободы в выборе профессии — по желанию отца все они должны были стать художниками. Его цель была достигнута: дочери Татьяна и Елена стали художниками, сын Дмитрий — архитектором.
Но дети, ставшие целью его неудавшейся жизни, повзрослев, оказались для него чужими. Всеми силами он старался уберечь их от влияния коммунистической идеологии, но эта идеология, которая привлекла на свою сторону молодость, желание творить и строить, оказалась сильнее.
И тем не менее именно благодаря отцовским урокам сестры Яблонские, окончив в 1933 году Каменец-Подольскую семилетку, сразу были приняты на второй курс Киевского художественного техникума. Однако через два месяца после начала занятий техникум закрылся в связи с начавшейся на Украине реформой художественного образования, проводившейся в рамках широкой кампании по борьбе с формализмом и его главным представителем Михаилом Бойчуком, создателем новой школы украинского монументального искусства Михаил Бойчук был арестован и расстрелян в 1937 году по обвинению в буржуазном национализме. . Только в следующем, 1935 году они стали студентками полностью обновленного Киевского художественного института.
Студентка Яблонская отличалась редкой трудоспособностью и целеустремленностью — она буквально работала за троих. Эти качества ее личности, которые она сохранит в течение всей своей долгой жизни, принесли ей первое заслуженное признание: в начале 1941 года в институте была организована беспрецедентная «Выставка работ студентки Татьяны Яблонской». Но вскоре успешное и многообещающее начало творческой карьеры было прервано Великой Отечественной войной. Яблонскую вместе с сестрой отправили в эвакуацию в Саратовскую область, в колхоз под Камышином, куда она приехала с новорожденной дочерью.
На военные годы она, горожанка по рождению и воспитанию, превратилась для окружающих, как она говорила, в «тетку Таньку», «колхозницу» по паспорту, выданному в эвакуации, работала в полеводческой бригаде и наравне со всеми в колхозе полола, косила, скирдовала, молотила, возила на волах воду.
Татьяна Яблонская. Киев, 1954 год© Давид Шоломович / РИА «Новости»
После возвращения Яблонской в апреле 1944 года в освобожденный Киев для нее началось и возвращение в профессию, трудное, полное сомнений, с попытками наверстать упущенное, с поисками своей темы в искусстве, которая наконец и была найдена в мало кому известной Летаве, куда летом 1948 года институт направил своих практикантов
Яблонская рассказывала, что нашла своих студентов в здании школы-семилетки. Пристыдив их за грязь в комнате и безынициативность в работе, а главное, за уныние, пошла вместе со студентами осматривать колхозное хозяйство. Они побывали на колхозных дворах, увидели коровники, конюшни, кузню, обилие самых разнообразных хозяйственных построек. Ей нравилось, что во всем этом был «большой размах, хозяйственная уверенная хватка, большая инициатива во всем» Т. Н. Яблонская. Как я работала над картиной «Хлеб» // Из творческого опыта. Вып. 3. М. , 1957.. «Чего только не было в этом колхозе, — удивлялась молодая горожанка, — разводили даже шелковичных червей, и все не кое-как, а по-хозяйски, умело».
«В колхозе живут зажиточно. В город ездить незачем, все есть в селе — магазин, прекрасный клуб. <…> Две школы, свой духовой оркестр. Увлекаются спортом, шахматами. Одну электростанцию построили еще до войны, другую начали при нас. <…> Чудесный колхоз, чудесные люди».
Трудно поверить, что все это разом предстало перед их глазами в действительности. Когда десять лет спустя Яблонская писала эти воспоминания, ее первоначальные впечатления приобрели исключительный масштаб и расцветились яркими красками. Картинка в итоге получилась ослепительная: словно в озарении возникший образ колхозного рая, воплощенная утопия, как кадр из крестьянской феерии Ивана Пырьева «Кубанские казаки». Яблонская не могла не заметить, что личные приусадебные участки у многих были заброшены, заросли бурьяном, но думать сейчас об этом ей не хотелось, ведь колхозные всегда были в образцовом порядке. Вероятно, знала она и о том, что попала в один из тех многочисленных «вдовьих колхозов», где основная тяжесть работы после войны легла на женские плечи. До этого Яблонская знала только один колхоз, куда судьба забросила ее во время войны, и, видимо, личный травмирующий опыт вытеснялся образом процветающего хозяйства, а в тень уходило все то, что напоминало о недавних тяжелых потерях и горьких переживаниях.
За четыре месяца — с июня по сентябрь — Яблонская сделала в Летаве около 300 рисунков и этюдов. Поскольку люди были постоянно заняты и позировать не могли, да и не очень хотели, Яблонская большей частью делала наброски различных рабочих сцен. Однако, приступив к работе над картиной, Яблонская не использовала ни одного сделанного в колхозе рисунка или этюда. Ей с самого начала захотелось, как она говорила, чтобы «картина звучала как хорошая народная песня о труде, смотрелась бы как памятник этим людям» .
Яблонская, по ее словам, поставила перед собой задачу создать большой монументальный образ. При этом картина должна была остаться «очень живой, полной движения, звона и солнечного света» Т. Н. Яблонская. Как я работала над картиной «Хлеб» // Из творческого опыта. Вып. 3. М., 1957.. Решение образа центральной героини, который она представляла себе как «обобщенный образ современной украинской колхозницы», было найдено в собственном плакате, сделанном по заказу одного издательства. Яблонская принарядила женщин, изобразив их в традиционных (другими словами — старомодных), красиво драпирующихся украинских юбках вместо тех, что носили реальные колхозницы, добавила им телесной дородности и стати. Но при этом мысль надеть на главную героиню вышитую украинскую сорочку показалось ей уже «слишком схематичным и плакатным решением».
Работа над эскизами заняла всю осень 1948 года, а когда пришло время переходить к холсту, наступила зима, и пришлось обратиться к институтскому реквизиту. В ход пошли и собственноручно изготовленные миниатюрные мешки с песком, и склеенный из картона совок, послужила и куча строительного песка во дворе института, которая при определенном освещении могла сойти и за горы зерна. Главная героиня была написана с институтской натурщицы Гали Невчас. Странным может показаться, что на картине не появилось ни одного портрета тех, кто так вдохновлял Яблонскую в Летаве. Даже вместо председателя колхоза, который по всем законам соцреализма должен был занимать центральное место в композиции, слева на весах висит лишь его сумка с вложенной в нее газетой. Горизонт и небо, вопреки обычаю заполнять фон изображениями колхозных угодий, закрыты огромной, плохо прописанной скирдой, больше похожей на лохматый занавес. Только в правом верхнем углу оставался просвет для движения грузовиков. На борту одного из них закреплено красное полотнище с лозунгом «Хлеб — сила и богатство нашего государства», но он практически не читается, полузакрытый фигурами колхозников. Все это несколько ослабило идеологическую нагрузку, и смысл картины Яблонская заточила до простой и понятной каждому формулы «счастье и радость труда», вложив в нее много личного чувства, опыта и надежд. Удачным завершением работы стало название картины, «Хлеб», пришедшее, как говорила Яблонская, в день «счастливого ясновидения», когда она решила резко увеличить и разлить по всему холсту огромный ворох зерна. Ей хотелось, чтобы хлеб, ради которого и работают эти люди, звучал в картине с большой силой и радостью.
В начале 2000-х к рассказу о создании картины появился своеобразный постскриптум. В Летаве побывал корреспондент газеты «Труд». Были еще живы колхозницы, помнившие художницу-киевлянку. Глядя на картину, они одновременно узнавали и не узнавали себя: узнавали себя за работой и не узнавали в тех высоких, дородных колхозницах, которых написала Яблонская, говорили, что одевались на самом деле скромнее, юбки носили узкие, подражая городским, и все вспоминали голод. В 1946 году по всей Украине стояла засуха, неурожай охватил все регионы, в том числе и Подольский край. Кормились жмыхами, бурьянами, листьями деревьев. Только осенью 1946-го и весной 1947-го выпали дожди, снежной была и зима, и 1947 год принес большой урожай. Постаревшие крестьянки рассказали корреспонденту, что за свой рекорд по уборке урожая каждая из девчат-героев получила по катушке ниток — самая желанная для них награда, поскольку нитки, как и мыло, и иголки, ценилось больше всего.
Татьяна Яблонская. Хлеб. 1949 год© РИА «Новости»
Но вернемся в 1949 год. Еще не просохшая картина была экспонирована осенью на республиканской художественной выставке, а оттуда отправлена в Москву на Всесоюзную. Буквально накануне открытия Всесоюзной выставки, 31 октября 1949 года, когда столичная публика еще не видела новую работу Яблонской, в очередном номере центральной газеты «Культура и жизнь» вышла статья «За социалистический реализм в живописи». В ней молодая украинская художница упоминалась среди тех мастеров, в чьих работах сказывалось вредное влияние импрессионизма, у кого «в картинах реализм принесен в жертву так называемой „живописности“» А. Киселев. За социалистический реализм в живописи // Культура и жизнь. № 30. 31 октября 1949 года. . Словом, она, наряду с такими мастерами, как Аркадий Пластов и Мартирос Сарьян, была причислена к «формалистам-бракоделам».
Но едва открылась выставка, картина «Хлеб» оказалась в центре всеобщего внимания и, более того, была удостоена Сталинской премии II степени. Критика называла ее одной из лучших картин выставки и главные достоинства видела в том, что в ней нашел свое выражение радостный, свободный труд и даны образы жизнерадостных людей, прекрасных в своем трудовом энтузиазме.
Вослед газетным панегирикам Яблонская сама выступила с ответным печатным словом (в «Культуре и жизни» от 11 февраля 1950 года). Взяв поначалу покаянный тон, она признала справедливость критики в адрес своих импрессионистических работ, а потом впервые рассказала о своей работе над картиной «Хлеб», о том, что именно в Летаве, по ее словам, «почувствовала, насколько еще искусство в долгу перед нашим великим народом, как оно еще слабо отражает все величие и благородство советского человека, размах социалистического переустройства страны».
Словно присягая на верность соцреализму, она чеканила слова:
«До поездки в колхоз меня немного обижали упреки в формализме. Теперь я соглашаюсь с ними. В моем сознании произошел большой перелом. <…> К своей последней картине „Хлеб“ я подходила иначе. В ней я от всего сердца старалась передать те чувства, которые так взволновали меня в колхозе. Мне хотелось передать радость коллективного труда прекрасных наших людей, богатство и силу колхозов, торжество идей Ленина — Сталина в социалистической переделке села».
Даже в частной переписке того времени она повторяла риторику газетного выступления и продолжала настаивать:
«…что только глубокое и тесное общение с лучшими сторонами нашей жизни может толкнуть вперед наше искусство. <…> Чтобы создать действительно нужные произведения, надо подолгу жить с людьми, изучать их со всех сторон. Со всех сторон схватывать жизнь. Тогда только явится обобщение» Письмо Я. Д. Ромасу. Март 1950 года. — ОР ГТГ. Ф. 134. Ед. хр. 218..
А дальше захлестнувший Яблонскую успех «Хлеба» превратился в своего рода наваждение и чуть ли не проклятье. Картина прославила ее на всю страну и в то же время сделала заложницей собственного успеха, породила армию эпигонов, а саму художницу превратила в «законодателя тем» в живописи, утвердила непререкаемым авторитетом в украинском искусстве. Если еще до войны в институте она начинала серьезно работать над живописью, то теперь все тонкости чисто живописных ощущений были потеряны, трехлетний перерыв в работе во время войны отбросил ее назад. Для нее было очевидным, что «нужно было бы снова долго и внимательно поработать с натуры, чтоб восстановить эти забытые и по-настоящему еще не укрепившиеся ощущения» Татьяна Яблонская: о себе // Зеркало недели. № 24. 2005.. Но тогда ей было не до учебы. Вместе со всеми она переживала послевоенный подъем духа. Молодость, уверенность в себе, масса замыслов и радость от первых успехов переполняли ее. «После „Хлеба“ я уже начисто забыла все живописные задачи. Только жизнь, жизнь, жизнь!» — говорила она.
Татьяна Яблонская. Утро. 1954 год© РИА «Новости»
Но повторить успех «Хлеба» ей так и не удалось. Ни в большой картине «Весна» (1950 года, она сейчас находится в Государственном Русском музее), «„Весна“ — уже падение во всем, — скажет она полвека спустя. — Это уже чистейший фотографизм, натурализм и полная пассивность. И — тоже премия! Ну как не поверить, когда тебя так хвалят?» Неудача постигла и замысел картины о «рудокопах» Криворожья, не удались ей ни спортсмены на Днепре, ни строители Киева. Успех вернулся с картиной «Утро» (1954 года, она висит в Третьяковкой галерее), где она изобразила свою 13-летнюю дочь Лену — юную, тонкую, стройную, легко взмахнувшую руками, словно девочка устремляется навстречу городу, и лету, и новому, еще не прожитому дню. Картина сразу стала и до сих пор остается популярной, была растиражирована и вошла в школьные хрестоматии, хотя сама Яблонская, по-видимому, была не очень удовлетворена результатом, называла ее «антиживописной».
И тогда, говорят, Яблонская сломала и выбросила словно заговоренные кисти, которыми написала «Хлеб» и которые ей служили в 1950-х. Этим почти ритуальным жестом она попыталась защититься от фальши и вернуться к настоящей живописи. Во второй половине 1950-х годов Яблонская вырвалась из Киева и отправилась сначала в Армению, а потом в Прикарпатье. За короткое время объехав украинские, гуцульские и румынские села, она открыла для себя новый источник вдохновения — в картинах «наивных» художников, в нарядной цветистой керамике, вышитых разноцветной гладью рушниках и даже расписных клеенчатых ковриках, поскольку больше всего ее трогало то, что живет в народе сейчас. Художницу восхищали щедрость и богатство форм и красок.
Татьяна Яблонская. Лето. 1967 год© РИА «Новости»
После этих поездок художественный лексикон Яблонской обновился, в нем появились контраст ярких, звонких красочных пятен, обобщенный силуэт, плоскостность и декоративность. И, работая над картиной «Лето» (1967, Государственная Третьяковская галерея), она легко строит пространство, укладывая один за другим валики холмов, перетянутые ленточками-дорожками и ритмично выложенные жгутиками-грядками. В мягких складках земли, как грибы-боровики, прячутся украинские хатки и, словно шары, перекатываются кроны деревьев. Сине-зеленый мир, где все подчинено единому ритму.
Летом 1972 года Татьяна Яблонская побывала в Италии. Это была уже не первая поездка в страну, куда мечтает попасть каждый художник. Но ни Рим, ни Венеция, ни что-то другое в этот раз не захватили ее чувства так, как Флоренция. Она целыми днями ходила по городу, а вечерами усталая садилась у окна, вглядывалась в лабиринт узеньких улочек, живописный узор черепичных крыш, и припоминала впечатления прошедшего дня.
Вернувшись в Киев, она долго работала, под рукой у нее были небольшие акварельные этюды, сделанные с натуры. Но Яблонской хотелось, чтобы за непосредственностью беглых живых впечатлений настоящего проступало прошлое этого необыкновенного города, его история и искусство.
По наброску, сделанному дочерью Еленой, унаследовавшей ставшую уже семейной профессию художника, она представила себя в гостиничном номере в неожиданном ракурсе — со спины, облокотившуюся на подоконник и погруженную в созерцание раскинувшегося внизу скопления дворцов, домов, церквей. Подобно художникам Раннего Возрождения Яблонская тщательно выверила перспективу комнаты, расчертила выложенный черной и белой плиткой пол. Распахнутое окно уподобила триптиху, создав в картине еще одну картину, и написала то, что было особенно дорого ей в этом городе: в центре — громада Санта-Кроче, национального пантеона Италии, где покоится прах Леона Баттисты Альберти, Микеланджело и Галилео Галилея. Там же, в левом верхнем углу, изображена часть форта на другом берегу реки Арно, который строился под руководством Микеланджело. Левая створка окна-триптиха отражает башню палаццо Веккьо, а на правой Яблонская запечатлела собор Санта-Мария-дель-Фьоре, который в действительности не был виден ни в окне, ни в отражении, но художница была убеждена, что не может быть образа Флоренции без этого купола.
Татьяна Яблонская. Вечер. Старая Флоренция. 1973 год© РИА «Новости»
За картину «Вечер. Старая Флоренция» (она была закончена в 1972 году и находится в Государственной Третьяковской галерее) Татьяна Яблонская была награждена серебряной медалью Академии художеств СССР. Сама она признавала в этом произведении влияние искусства старых мастеров и даже называла его своим новым пленом. Но в этот «плен» попала не только Яблонская. В 1970-е годы отечественные художники все больше начинали чувствовать себя как дома в любом пространстве и времени, в любом периоде художественной истории человечества. И Татьяна Яблонская, вступив на этот путь, одержала свою очередную победу.
Шли годы. Что бы ни происходило в жизни Татьяны Яблонской, ее никогда не покидало поистине неистощимое жизнелюбие и жизнестойкость. Наступившую старость принимала с улыбкой, прикованная к инвалидному креслу, продолжала работать сидя у окна.
Не раз она принималась за автобиографические записки. В отрывке, датированном 1997 годом писала:
«Год рождения не выбирают. Я родилась в 1917-м. Прожила почти весь тяжелый ХХ век. Много было всего пережито. Теперь все эти годы оцениваешь уже на расстоянии. Оправдываться ни в чем не буду. Одно скажу — ко всем своим работам относилась искренне. Иногда приходилось идти на компромиссы — пусть меня не очень строго судят».
В одной из бесед с дочерью Татьяна Ниловна произнесла: «А все-таки лучшая моя картина — это „Хлеб“!» Это произошло весной 2005 года, ее последней весной. Дочь вспоминала:
«…прозвучало очень значительно, как итог долгих раздумий. Известно, что мама была строга к себе, в своих высказываниях и текстах она часто подвергала сомнению ценность своих работ и даже целых периодов. Эти оценки менялись под влиянием разных настроений, но мама была человеком увлекающимся и импульсивным. Но тем не менее такая фраза прозвучала, и, наверное, неспроста».
ПАРТНЕР ПРОЕКТА
Проект реализован по благотворительной программе «Музей без границ» Благотворительного фонда Владимира Потанина
9 признаков того, что перед вами картина кубистов
Искажение пространства, сдержанные цвета и ассамбляж в картинах кубистов. Читайте новый выпуск цикла о главных признаках разных направлений в истории живописи
Хотите быть в курсе всего?
Подпишитесь на нашу рассылку, вам понравится. Мы обещаем писать редко и по делу
Курсы
Все курсы
Спецпроекты
Аудиолекции
32 минуты
1/11
Михаил Рогинский: примус, плитка и Москва, написанная в Париже
Почему художника, прославившегося «Красной дверью», назвали последним русским живописцем
Читает Ирина Горлова
Почему художника, прославившегося «Красной дверью», назвали последним русским живописцем
19 минут
2/11
Татьяна Яблонская: колхозная феерия и Флоренция старых мастеров
Как художница все время оказывалась в плену своего успеха
Читает Ольга Полянская
Как художница все время оказывалась в плену своего успеха
19 минут
3/11
Андрей Красулин: коробки, табуретки, почеркушки и тени
Как скульптор превращает мусор и самые простые предметы в произведения искусства
Читает Светлана Коробцова
Как скульптор превращает мусор и самые простые предметы в произведения искусства
20 минут
4/11
Дмитрий Жилинский: «Гимнасты СССР» и датская королева
Как художник нашел гармонию Возрождения в обычной советской жизни
Читает Светлана Коткина
Как художник нашел гармонию Возрождения в обычной советской жизни
26 минут
5/11
Оскар Рабин: бараки, селедки и виза на кладбище (18+)
Как у художника обычные вещи стали символами неустроенности мира
Читает Вера Головина
Как у художника обычные вещи стали символами неустроенности мира
32 минуты
6/11
Лидия Мастеркова: ленты, планеты и черный квадрат в кружевах
Почему художницу называют амазонкой второй волны русского авангарда
Читает Ирина Горлова
Почему художницу называют амазонкой второй волны русского авангарда
27 минут
7/11
Гелий Коржев: герои революции, забытые ветераны и тюрлики
Как художник в поисках правды и человечности ставил диагноз обществу
Читает Тамара Кружкова
Как художник в поисках правды и человечности ставил диагноз обществу
20 минут
8/11
Таир Салахов: вахтовики, Каспийское море и мать
Как успешный советский художник сохранил свой дар чувствовать время
Читает Ольга Полянская
Как успешный советский художник сохранил свой дар чувствовать время
26 минут
9/11
Виктор Попков: «Строители Братска» и мезенские вдовы
Почему художник, строивший карьеру по правилам официального советского искусства, все равно был исключен из системы
Читает Вера Головина
Почему художник, строивший карьеру по правилам официального советского искусства, все равно был исключен из системы
23 минуты
10/11
Аделаида Пологова: цвет, свет и поэзия
Почему работы скульптора раздражали чиновников и не всегда были понятны зрителям
Читает Светлана Коробцова
Почему работы скульптора раздражали чиновников и не всегда были понятны зрителям
18 минут
11/11
Михаил Греку: импрессионизм, философия и притча (16+)
Как художнику, приехавшему в СССР в 1940 году, удалось получить признание и остаться индивидуалистом
Читает Ольга Полянская
Как художнику, приехавшему в СССР в 1940 году, удалось получить признание и остаться индивидуалистом
Материалы
Источник творческих сил
Где отдыхали и общались советские художники
Путь официального советского художника
Карикатура «Чертова дюжина картинок из жизни Ивана Фузы»
О проектеЛекторыКомандаЛицензияПолитика конфиденциальностиОбратная связь
Радио ArzamasГусьгусьСтикеры Arzamas
ОдноклассникиVKYouTubeПодкастыTwitterTelegramRSS
История, литература, искусство в лекциях, шпаргалках, играх и ответах экспертов: новые знания каждый день
© Arzamas 2023. Все права защищены
Толстовки, сумки, подарочные подписки и даже игра «Собери музей»! Лучшие подарки на Новый год в
Толстовки, сумки, подарочные подписки и даже игра «Собери музей»!
Лучшие подарки на Новый год в «Магазине Arzamas»
Подарки на Новый год: толстовки, сумки, подарочные подписки и даже игра «Собери музей»!
«Магазине Arzamas»В магазин!Магазин Arzamas
Как народная художница СССР Яблонская Татьяна «была и осталась человеком» — биографическая статья о великом творце, одаренной дочери, нежной жене и заботливой матери. Картина «Утро» Татьяны Яблонской знакома почти каждому советскому школьнику. Её репродукция была напечатана в «Огоньке». Позже она появилась в «Родной речи», и была темой для школьных сочинений. Солнечный весенний свет, ворвавшийся в комнату через открытую балконную дверь вместе со свежим ветром, девочка, делающая зарядку и, словно «летящая» навстречу весне и всему прекрасному, что ждет ее в этот день. Молодая и красивая, провозглашающая собой свободу и любовь к жизни! Девочка на картине — Лена, дочка художницы. Говорят, «Утро», а именно репродукция в «Огоньке» помогла найти девочке мужа. Казахскому мальчику по имени Арсен Бейсембинов настолько понравилась картина и девочка на ней, что он вырезал картинку из журнала и повесил ее на стену. Когда Арсен вырос, он поступил в Московскую государственную художественно-промышленную академию им. С. Г. Строганова, и там познакомился с той самой девочкой Леной, в которую был влюблен еще в детстве. Вскоре они поженились. Многие считают, что картина Яблонской «Утро» обладает сильным жизнеутверждающим сюжетом, что вообще характерно для картин художницы. Но сама же Татьяна Яблонская вообще не считала эту картину живописью, но ценила задумку и главную идею. Татьяна Яблонская — советский живописец, лауреат Государственной премии СССР и двух Сталинских премий второй степени. Но несмотря на все награды, ее отношения с властью были весьма сложными: то ее работы хвалили и признавали, вручали премии, а то обвиняли в «формализме» и утверждали, что «она позорит советскую действительность». Как это не парадоксально, отец Татьяны Яблонской не принимал революцию и всячески отвергал идеи коммунизма, но его дочь жила при коммунистической власти, была признана ЦК и в 1982 году получила звание Народного художника СССР. В 2005 году Депутаты Киевского совета приняли решение о создании музея Героя Украины Татьяны Яблонской и присвоении её имени одной из столичных улиц. «Ее хвалили, но также она попадала и в конфликты с властью. Она человек очень прямой и жила все время с риском. Но кто-то ее охранял. Так получалось, что в сложных ситуациях находились ангелы-хранители где-то там же «в верхах», которые понимали, что Яблонскуя не надо трогать. Ее терпели.» — вспоминает младшая дочь Татьяны Яблонской, Гаяне. Яблонская Татьяна Ниловна родилась в Смоленске 24 февраля 1917 года. Отец — Нил Александрович, родом из Вязьмы, был хранителем Смоленской картинной галереи, учителем рисования и, одновременно с этим, учителем словесности. Мама — Вера Георгиевна, преподавала в гимназии французский язык. Трудные времена, непринятие отцом семейства революции и страх репрессий заставил Яблонских бежать в Одессу. Там они попытались сбежать за границу, но не вышло, и тогда они переехали в Луганск, где никто не знал ни о них, ни о том, что они хотели бежать. И хотя Татьяна Яблонская родилась в России, она была патриотом Украины и, не будучи украинкой по рождению, ощущала себя таковой. «Я ложусь на подушку и ощущаю, что под моей головой — Украина.» Яблонская росла в окружении брата Дмитрия, впоследствии он стал архитектором, и сестры Елены, тоже художницы. Еще в маленьких Тане и Лене отец семейства Нил Александрович разглядел художественный талант и ежедневно заставлял дочерей рисовать с натуры натюрморты и интерьеры. Что касается портретов — обязанность натурщика переходила по очереди к каждому члену семьи. Отец сыграл очень важную роль в жизни Татьяны Яблонской. Получив сильную художественную подготовку дома, Татьяна сумела в 1934 году поступить сразу на второй курс Киевского художественного техникума. После его ликвидации в 1935 году стала студенткой живописного факультета Киевского государственного художественного института, специальность «художник-живописец» (мастерская профессора Ф. Г. Кричевского и С. Григорьева). В институте Татьяну Яблонскую называли одаренной студенткой, она была отличницей. В 1940 году Татьяна Яблонская вышла замуж за однокурсника Сергея Борисовича Отрощенко. Весной 1941 года молодые супруги окончили институт, но страну охватила внезапно начавшаяся война. Сергей был призван в армию и три года был художником фронтового Дома Красной Армии. Татьяна на тот момент была беременна и это помогло ей уехать в эвакуацию в восточные регионы. 24 июля 1941 года, сразу по приезде в Саратов, где жила тетя Татьяны, Варвара, работавшая врачом, Татьяна Ниловна родила дочь Лену. Начались трудные времена, когда было уже не до кистей и мольберта, приходилось выполнять колхозные работы. Именно там она «познала радость труда в коллективе и воочию убедилась, сколь велико значение взаимной поддержки в тяжелую годину, горела желанием побольше сделать для колхоза, для его людей». Иногда Татьяне все же удавалось писать. Она «срисовывала» с фотографии погибших на фронте мужей и сыновей. В апреле 1944 она возвращается в освобожденный Киев. Настает время возвращения в профессию, многое приходится вспоминать и, мало того, приходится наверстывать упущенное. Тогда же Яблонская начинает преподавать. В это время рождаются такие картины, как «Враг приближается» и «Разрушенный Киев», воплощающие ужасы увиденного во время войны. В 1947 году родилась вторая дочь, Ольга. В этом же году была написана картина «Перед стартом», выдвинутая на Государственную премию. Но премию тогда Татьяна Яблонская не получила, так как картина была обвинена в «формализме». «Все это, конечно, действовало. Как-никак сталинская эпоха. Но я была еще не до конца напугана. Меня выручала любовь к жизни и восторженность». Яблонская не сдается и продолжает искать себя и свою тему в искусстве. Так появляется знаменитая картина-заявка Татьяны Яблонской, как художника, — Хлеб. Картина произвела большое впечатление, за нее Татьяна Яблонская получила первую Сталинскую премию, на которую купила пять ситцевых платьев — роскошь по тем временам. Успех в работе вместе с тем сопровождается неудачами в личной жизни. Даже рождение дочки не помогло сохранить уже трескавшийся брак супругов Татьяны и Сергея. Виной тому — профессиональная ревность. Но несмотря на развод, Татьяне и Сергею удалось сохранить теплые отношения. В 1952 году Татьяна Ниловна состояла в комиссии Ереванского художественного института. Там она познакомилась со своим вторым мужем, тоже живописцем — Арменом Аршаковичем Атаяном. Ее тогда покорила Армения, особенно армянская живопись. С 1953 года Татьяна Яблонская меняет большие полотна и сложные композиции на внутренний мир отдельного человека, появляются такие работы как: «На окне – весна», «За книгой», «Простудились». В 1959 году Татьяна Ниловна родила дочку Гаяне. Но рождение дочери не помогло второму браку Татьяны Яблонской сохраниться, они с мужем Арменом расстались. В 60-х годах появляются картины: «У Окна», «Свадьба», «Лебеди», «Невеста». В их основе было живое ощущение, они были яркие, живые. В 1972 состоялась персональная выставка Татьяны Ниловны в Венгрии, в Будапеште. В 1977 году произошло очень важное событие для Татьяны Яблонской — поездка во Флоренцию. Эта поездка перевернуло сознание художницы и под впечатлением от этой поездки она пишет свой «Вечер. Старая Флоренция ». «Эта картина — дань моим чувствам и мыслям.» — писала она в своем дневнике. «Вечер. Старая Флоренция» — это лишь одна из многих работ Татьяны Яблонской, посвященных итальянской тематике. Не менее прекрасны работы с изображением Венеции «Венеция. Гранд Канал», «Понте Вьекко», «На окраине Рима». К этому времени, вторая дочь Татьяны Яблонской Ольга уже выросла и стала самостоятельным живописцем. Уже и подрастала младшая дочь Гаяне. «Мне очень повезло — когда я родилась, мама была старше, это было уже сознательное материнство. Она очень много в меня вкладывала. И при этом она была художником, находила силы и время этим заниматься. Она и преподавала в институте, и занималась общественной работой. И всему отдавалась полностью. Мама не хотела отдавать меня в художественную школу и готовила к институту меня сама. То был очень тяжелый труд и, только став взрослой, я могу оценить какую ответственность она на себя взяла. Даже по сей день анализируя свои творческие движения, я везде замечаю маму в разных ее периодах.» — рассказывает дочка Гаяне. В своем дневнике Татьяна Ниловна писала: «Оля говорила, что я не имею права учить ее (Гаяне) живописи. Потому что в ней ничего не понимаю. Получается, что в глазах большинства я — «один из самых талантливых живописцев», а по мнению собственной дочери — «ничего в живописи не смыслю». Но присматриваясь ближе к работам своей дочери Ольги, Яблонская сделала шокирующее для себя открытие — она, Татьяна Яблонская, потеряла то настоящее, то сущее, что делает живопись живо-писью. Когда краска оживает на холсте и превращается в драгоценную плоть. Во второй половине 80-х, Татьяна Яблонская отдает предпочтение лирике. Она пишет пейзажи, натюрморты. Проще, но глубже, философичнее. В это время появляются такие работы, как «Ясный вечер» , «Степная балка», «Старая яблоня», «Утро в поле» и другие. В 1999 Татьяна Яблонская пережила инсульт и оставшуюся часть жизни провела в инвалидной коляске. Когда пришла эта болезнь, она думала, что работать больше не сможет. Но это не сломало ее творческую натуру. «Я счастлива в своем ограниченном пространстве» — говорила она. Не имея возможности больше писать правой рукой, так как она была парализована, Яблонская учится писать левой рукой и так появляется серия пастельных работ под названием «Окна». В этой серии не ощущается никакого желания понравиться, это была потребность. Это было чистое вдохновение, беспримесное. Появилась возможность углубиться в себя, в свои ощущения и увидеть что-то необычное там, где человек «бегающий» не увидит ничего. Татьяна Яблонская не переставала творить до самой смерти. Ее последняя работа — «Колокольчики» написана в предпоследний день жизни. Конечно жизнь Татьяы Яблонской не была простой, впрочем, ей выпало жить в одно из сложнейших времен в истории нашей страны. Ее била жизнь, но несмотря на все трудности, она была человеком бескомпромиссным, сильным, очень жизнерадостным, преодолевающим. Она всегда жила распрямившись, подняв голову. Она живой человек, а не икона для подражания. Она имела счастливое свойство — умела выходить из тяжелых душевных переживаний и ее всегда спасала работа, жадность к работе. Всю жизнь она искала себя в искусстве, радовалась признанию публики и критики, но продолжала быть честной и всегда старалась смотреть на свои работы объективно. И искренне верила, «как верил Сент-Экзюпери, в необходимость для людей чего-то духовно высокого. Иначе человек, по его словам, превратится в цивилизованного дикаря.» Екатерина Каменецкая | РекомендуемКирилл Лавров: «Рыцарь петербургского образа» Максимилиан Волошин. Свободный среди догм Вальтер Запашный и его питомцы Врать умеют и старики («Хороший лжец» реж. Билл Кондон) Кино. Премьера. «Млечный путь» Princesse Angine и оркестр Hermes`Brothers Под присмотром Медузы Горгоны Папа против молотка («Папа, сдохни!» реж. Кирилл Соколов) Медиа-арт проект «Эпизод» Rolls-Royce. Столетний дух восторга |
Татьяна ЯБЛОНСКАЯ (1917-2006) Украина — 03 июня 2022
2 дня Осталось
Мигель МОНТАНЕР (1917-2006) холст, масло
Избранное
1 день Анатолий Детаменко. Сильный ветер
Избранное
1 день Осталось
Деменко Анатолий — Футбол
Избранное
1 день Осталось
Деменко Анатолий — Гольф. Мастер-класс
Избранное
1 день Осталось
Деменко Анатолий — Теннис
1 день слева
Demenko anatoly — благоприятный ветер
1 день слева
Деменко Анатолия — Анталя
1 день слева
Деменко Анатоли
Семья Татьяны от Hibel (1917-2014)
21 янв
УКРАИНСКОЕ КОЛЬЦО ПОЛТАВА, ГУБЕРНСКАЯ МОНЕТА
Осталось 4 дня
90% СЕРЕБРЯНЫЕ МОНЕТЫ — BARBER, LITYBER, ETC.
«Семья Татьяны» Лимитированная серия Литография (28″ x 39,5″) Эдны Хибель (1917-2014), пронумерована и
26 января
Ранняя русская работа Пабло Пикассо
Осталось 4 дня
РУССКАЯ УКРАИНСКАЯ ЖИВОПИСЬ ГЛУЩЕНКО
Осталось 4 дня
РУССКАЯ ЖИВОПИСЬ УКРАИНСКАЯ НОЧЬ АРХИП КУИНДЖИ
Осталось 5 дней
Огюст Роден (1840 — 1917) Акварель
Садие 7 Розенблюм 8 Бумага, 189-9 Бумага, 18
4 дня осталось
1917 US Trench Knuckle Knife By L.F. & C
января 20
2) Спорт Иллюстрирован 2005, 2006 г. Мак Браун подписал
2 дня осталось
Две Скотт Дюси, О/Б, деревья, картина деревьев,. 2006
январь 21
Гражданская война России Украинская националистка Колпак Хэт, 1919
январь 29
KL Sobibor, KL Majdanek и KL Trawniki Ukrainian Guard
7 дней остались
STANLEI Bielen Plock/American, b. 1957 Бархатцы осенние, 2006
ЯБЛОНСКАЯ Татьяна (1917-2006) Украинка
См. Цена
Продана2022
Арт Торг С.р.о
ЯБЛОНСКАЯ Татьяна Ниловна (1917-2006) ; Встреча ; 1945 г.; холст, масло / в раме; размеры 40 х 41,5 см (15 3/4 х 16 1/3 дюйма); подпись и дата в левом нижнем углу и на оборотной стороне; Доставка по
Продано
РУССКАЯ КАРТИНА МАСЛОМ ТАТЬЯНЫ ЯБЛОНСКОЙ
См. Цена продажи
Продано 23 апреля 2022 г.
Antique Arena Inc.
Татьяна Яблонская, русская советская, украинская, с 1917 по 2005 год, картина маслом на холсте, наклеенном на картон, с изображением лесного пейзажа. Подпись внизу слева. Татьяна Ниловна Яблонская советская, Укр
Продана
Джон Серж Кодвик (1917 — 2006). Весна Ньюберипорт.
См. цену продажи
Продано 12 августа 2022 г.
Аукционы Casco Bay
Пастель на матовом картоне в виде полумесяца, 6,75 x 10,25 дюймов, левое поле подписано карандашом, название на оборотной стороне.
Продано
Algesa O’Sickey (американка, Cleveland School)
См. цену продажи
продано 25 апреля 2020 г.
Neue Auctions
Algesa O’Sickey (американка, 1917-2006) La Salle, Provence, 1981, холст, масло, подпись и датировано справа внизу, в рамке.
Продано
Loewer, Claude (La Chaux-de-Fonds 1917–2006 Montmollin)
См. цену продажи
Продано 19 июня 2015 г.
Schuler Chaux-Laux-Laewer AG
23
3 de-Fonds 1917–2006 Montmollin) Stil-de-Grain. 1977. Гобелены. Гевебте Волле. Unten rechts eingewebte Signatur: «Loewer». Unten связывает eingewebtes Monogramm des Ateliers. Ve
Продано
УИЛЬЯМ ГОТЛИБ (1917–2006) Билли Холидей.
См. цену продажи
Продано 11 марта 2021 г.
Swann Auction Galleries
УИЛЬЯМ ГОТЛИБ (1917–2006) Билли Холидей. Серебряный оттиск, размер изображения 19х15 дюймов (48,9х39,1 см), лист немного больше, с подписью Готлиба и датой печати, тушью, на лицевой стороне
Продано
СТЭНЛИ МЕЛЬЦОФФ (1917–2006) «Мари-Жанна, танцовщица в гримерке».
См. цену продажи
Продано 09 июня 2022 г.
Swann Auction Galleries
СТЭНЛИ МЕЛЬЦОФФ (1917–2006) «Мари-Жанна, танцовщица в гримерке». Масло на левкасе, 1947 г. Название, подпись и дата Мельцоффа на оборотной стороне: «Мари-Жанна Пелюс де Кесада / Балерина на гастролях / авг. , 2022
Аукцион произведений искусства Ларсена
Пол Дайк (американец, 1917-2006) Прощание с молодежью, 1954 Масло на картоне 24 x 36 (дюйм) 34 x 46 x 1 (дюйм) В рамке Подпись Пол Дайк, внизу справа Подпись и дата, оборотная сторона . Название на бирке, оборотная сторона.
Продано
СТЭНЛИ МЕЛЬЦОФФ (1917-2006) Без названия (трубопроводы).
См. цену продажи
Продано 09 июня 2022 г.
Swann Auction Galleries
СТЭНЛИ МЕЛЬЦОФФ (1917–2006) Без названия (трубопроводы). Вероятно, реклама или рекламная иллюстрация по заказу United Engineers & Constructors Inc., 19 ноября.55. Левкас, масло. 540х560 мм;
Продано
Подписано Полом Дайком Картина с изображением танцовщицы Зуни
См. Цена продажи
Продано 01 сентября 2022 г.
Галерея Artemis
Пол Дайк (Америка, 1917-2006). Роспись яичной темперой и масляной глазурью на доске, н.д. (примерно с 1960-х по 1980-е годы). Подписано внизу справа. Выдающаяся картина художника и ученого Пола Дейка с изображением танцовщицы зуни.
Продано
Акварель Альгезы О’Сикки
См. Цена продажи
Продано 23 октября 2021 г.
Rachel Davis Fine Arts
Algesa O’Sickey (США, 1917-2006) Horses and Trees — бумага, акварель, подпись Algesa внизу справа, в рамке. 22 x 29 3/4 дюйма Происхождение: Частная коллекция, Кливленд, Огайо. Художественная галерея Vixseboxse, Клив
Продано
Рубен Джексон Гэмбрелл
См. Цена продажи
Продано 25 июля 2015 г.
Wooten & Wooten Auctioneers3 (Южная Каролина 9000,000 1917-2006) холст, масло, подпись и дата внизу слева 1956. в раме: h38″ W40″
Продано
Мягкая скульптура Алгезы О’Сикки
См. Цена продажи
Продано 23 марта 2019 г.
Rachel Davis Fine Arts
Алгеза О’Сикки (США, 1917-2006) — «Рой Лихтенштейн» — скульптура в смешанной технике. 52 1/2 x 24 1/2 x 14»
Продано
Algesa O’Sickey Акварель, Подготовка к конному шоу
См. Цена продажи
Продано 20 февраля 2021 г.
Новые аукционы
Algesa O’Sic -2006) Подготовка к конному шоу, бумага, акварель, графит, без подписи, без рамы. Происхождение: Поместье Джозефа и Алгезы О’Сикки Размеры: 18 x 2
Продано
Algesa O’Sickey Oil, ‘Hillside, Provence’
См. цену продажи
Продано 20 февраля 2021 г. бумага, без подписи, без рамы. Происхождение: Поместье Джозефа и Алгезы О’Сикки 19,5 x 26 дюймов. Состояние: Очень хорошее, без повреждений или повреждений. Новые аукционы
Алгеза О’Сикки (американка, Кливлендская школа, 1917-2006) За пределами циркового шатра, бумага, масло, без подписи, без рамы. Происхождение: Поместье Джозефа и Алгезы О’Сики Размеры: 11 x 14 i
Продано
Ральф Макгуайр. Рабочие лодки, масло на панели
См. Цена продажи
Продано 02 августа 2015 г.
Alex Cooper
(американец, 1917-2006). Подпись «R. McGuire» ll, 7 x 11 1/2 дюйма, в рамке
Продано
Алджеса О’Сикки (американка, 1917-2006)
См. Цена продажи
Продано 26 марта 2022 г.
Новые аукционы
Алджеса О’Сикки (американка, 1917–2006) Натюрморт с кувшинами, бумага, масло, без подписи, без рамы. Происхождение: Поместье Джозефа и Алгезы О’Сикки 16 x 12 дюймов. Состояние: Очень хорошее
Продано
Алгеза О’Сикки Акварель, Летняя прогулка
См. Цена продажи
Продано 20 февраля 2021 г.
Новые аукционы
3
33 Алгеза О’Сики (американка, 1917–2006) «Летняя прогулка», бумага, акварель, без подписи, без рамы. Происхождение: поместье Джозефа и Алгезы О’Сики. Размеры: 12 x 16 дюймов. Состояние: очень хорошее, номер 9.
0003
Продано
Санта-Клара, группа из шести маленьких керамических сосудов
См. цену продажи
Продано 05 февраля 2022 г. ) с Харви Чаварриа (Санта-Клара, 1943–1991), Марджи Наранхо (Санта-Клара, 1917–2006), Харри
Neue Auctions
Algesa O’Sickey (США, 1917–2006) Художница, рисующая на открытом воздухе, тушь и акварель на зеленой бумаге, без подписи, без рамы. Происхождение: Поместье Джозефа и Алгезы О’Сикки Дименсион
Продано
Алгеза О’Сики (американка, 1917-2006)
См. Цена продажи
Продано 26 марта 2022 г.
Neue Auctions
3 (США, 1917-2006) Лошадь и мужчина, девушка и собака в летнем пейзаже, бумага, масло, без подписи, без рамы. Происхождение: Поместье Джозефа и Алгезы О’Сикки, 11 x 14 дюймов, листы
Продана
Алгеза О’Сикки (США, 1917-2006)
См. Цена продажи
Продана 26 марта 2022 г. без рамы. Происхождение: поместье Джозефа и Алгезы О’Сикки 11 x 14 дюймов. Состояние: очень хорошее
продано
Уильям Готлиб, Коулман Хокинс, серебряно-желатиновый отпечаток
См. цена продажи
продано 17 сентября 2021 г.
Аукционы Michaan’s 9
УИЛЬЯМ ГОТЛИБ (американец, 1917–2006), «Коулман Хокинс, Spotlight Club, Нью-Йорк, штат Нью-Йорк», сентябрь 1946 г., винтажная серебряно-желатиновая печать, лист: 9,5 x 7,25 дюймов, общий (с матированием): 17,25 x
William Gottlieb, Art Tatum, серебряно-желатиновый принт
См. цену продажи
продано 17 сентября 2021 г.
Michaan’s Auctions
WILLIAM GOTTLIEB (American, 1917-2006), «Art Tatum silver», 19in4, gelat4 x 11,25 дюймов, напечатано в 1979 г., подпись чернилами внизу справа, заголовок внизу слева, печать художника на оборотной стороне, подпись чернилами
Tatiana Yablonskaya Pictures (55 фотографий) »Рисунки для рисунков и не только
Tatyana Yablonskaya до начала
Скачать
Tatyana yablonskaya Florence
4. 9000.9000.
93.9000.
93.
93.
.9000.
.9000.
.9000.
9.
Скачать
Картина Т. Яблонская , Wiro ,
Татьяна Ниловна Яблонская Лебеди
Скачать
Yablonskaya Tatyana Nilovna (1917-2005) Len
Download
Creativity of Yablonskaya Tatyana Nilovna
Download
Morning Tatyana Yablonskaya 1954
Download
Tatyana Nilovna Yablonskaya
Download
Tatyana Nilovna Утренняя картинка Яблона
Скачать
Татьяна Ниловна Яблонская Зима
Скачать
Татьяна Ниловна Яблонская Лето
Скачать
Yablonskaya Tatyana Nilovna (Russia-Ukraine, 1917-2005)
Скачать
Tatyana Yablonskaya (1917-2005) Morning
9000.
Яблонская Татьяна Ниловна (Россия-Украина, 1917-2005)
Пейзаж Яблонская Татьяна Ниловна
Скачать
Tatyana Yablonskaya (1917-2005) Morning
Download
Yablonskaya Tatyana Nilovna (1917-2005)
Elena Sergeevna Yablonskaya
Download
Tatyana Yablonskaya Morning. 1954
Скачать
Татьяна Ниловна Яблонская Утро
Скачать
Елена Баембинова дочь Яблонская
Скачать
Скачать 90 04 молодежь
3
Yablonskaya winter
Download
Tatyana Nilovna Yablonskaya Morning
Download
Yablonskaya evening Old Florence
Download
Elena Sergeevna Beyembinova
Download
Татьяна Ниловна Яблонская Лето
Скачать
Татьяна Ниловна Яблонская (1917 — 2005)
Скачать
Татьяна Ниловна Яблонская Лен
Скачать
Яблонская Елена Ниловна
Скачать
Яблонская Татьяна Ниловна
Скачать
Яблонская Татьяна Утро.
Leave a Reply