Автор червона рута: история песни и лучшие интерпретации

Содержание

9 фактов о песне «Червона рута» — Интересные факты о песнях (блог)

София Ротару

Факт №1

Автором слов и музыки является Владимир Ивасюк. На момент ее создания у него не было музыкального образования. Он учился в медицинском институте в Черниговце.

Владимир Ивасюк

Факт №2

Впервые Ивасюк встретил словосочетание «червона рута»
в сборнике коломиек XVIII-XIX вв.
Он не знал, что это означает, но словосочетание показалось ему красивым,
поэтому он приложил все усилия к тому, чтобы выяснить что же это все-таки такое.
Он обошел все горные села и в одном из них его поиски увенчались успехом. Местные
жители поведали ему легенду:

«Зеленый цвет руты, что густо покрывает горные полонины, обычно цветет
желтым цветом. Но случается, хотя и очень редко, что цветет красным. Девушке,
которой посчастливится найти и сорвать этот волшебный цветок, суждено самой
расцвести, будто цветок, и своей красотой приворожить любого парня».

Факт №3

Написание песни заняло у Ивасюка несколько лет. Она
писалась очень тяжело, автор буквально вымучивал из себя каждую строчку.

Факт №4

Точная дата создания песни неизвестна, потому что и
текст и музыка подвергались множественным редакциям со стороны автора. Но
широкой аудитории она была представлена в 1970 году, в эфире телепередачи «Камертон
хорошего настроения».

Факт №5

Первым исполнителем песни стал сам Владимир Ивасюк и
его знакомая – учительница музыки Елена Кузнецова. Запись песни далась тяжело.
Достигнуть желаемого результата удалось только с 12 дубля.

Факт №6

Всесоюзную славу «Червоной руте» принес ансамбль Смерiчка, исполнивший эту композицию на телепередаче «Алло, мы ищем таланты». Ивасюку очень нравилось, как этот ансамбль исполнял его песню. «Червону руту» в их исполнении высоко оценил сам Леонид Ильич Брежнев.

ВИА «Смерiчка»

Факт №7

В 1971 году на фестивале «Песня-71» «Червону руту» удостоили звания песня года.

Факт №8

В том же году был снят одноименный фильм, главные роли в котором исполнили Назарий Яремчук (один из солистов «Смерiчки») и София Ротару. Фильм имел большой успех.

кадр из музыкального фильма «Червона рута»

Факт №9

Через год после выхода фильма организовалась группа с названием «Червона рута», солисткой в этой группе стала Ротару. София Михайловна до сих пор исполняет эту песню на всех своих концертах.

Читайте ещё!

* «Все цветы» с колбасковым душком (История)

* Основатель Pink Floyd напомнил, кто победил нацистов и призвал Запад не бряцать оружием перед Россией

* Андрей Макаревич взбесил россиян словами о параде Победы

Не могу уснуть. Что делать?

Подпишитесь на наш канал!
(иначе пропустите всё самое интересное)

« Все записи блога

 

Что стало причиной трагической гибели в 30 лет автора советских шлягеров «Червона рута» и «Водогрий»: украинский композитор Владимир Ивасюк


Он был очень талантлив, молодой украинский композитор Владимир Ивасюк. Даже сегодня его песни, с момента создания которых прошло уже больше полувека, знают и любят. «Червона рута», «Водограй» и «Колыбельная» — наиболее известные эстрадные произведения композитора. Самую большую роль в популяризации творчества Владимира Ивасюка сыграла София Ротару, которая исполнила часть песен в телефильме «Червона рута». Казалось, композитора ждало великое будущее, ведь у него было ещё множество творческих планов. Но жизнь его трагически оборвалась в 30-летнем возрасте.

Жизнь и музыка

Владимир Ивасюк в детстве с мамой.

Владимир Ивасюк появился на свет в 1949 году в Черновицкой области в учительской семье. Мальчику было всего три года, когда отец его Михаил Григорьевич заметил, как внимательно следит за происходящим его сын во время репетиций учительского хора. Когда же в Кицмани, где родился и вырос будущий композитор, открылась первая музыкальная школа, а точнее, филиал областной школы, Володя Ивасюк оказался в числе первых учеников подготовительного класса.

Владимир Ивасюк с родителями и сестрой.

Когда же он в 1956 году поступил в первый класс, учителя уже точно знали: мальчик наделён незаурядными способностями. От имени жителей Кицмани Володе даже вручили очень хорошую скрипку, в знак благодарности за подаренные им мгновения прекрасной музыки. К тому же в средней школе Володя уже писал собственную музыку и песни на стихи своего отца. Перспективного мальчика перевели в Киевскую школу, но учиться вдали от родных он не смог, вернулся домой спустя полгода.

Маленький скрипач.

Зато по возвращении Володя Ивасюк активно принимал участие в конкурсах, писал песни, создавал аранжировки. Потом он организовал в школе ансамбль «Буковинка», вместе с которым много выступал по всей Львовский области. Первой же композицией, исполненной ансамблем, стала его «Колыбельная». Коллектив заметили и полюбили, он стал победителем множества конкурсов. Казалось, с таким послужным списком Владимиру Ивасюку была открыта дорога в консерваторию. Но в выпускном классе произошла случайность, наложившая отпечаток на всю дальнейшую жизнь талантливого парня.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ: Что стало причиной раннего ухода «золотого голоса» Буковины: Назарий Яремчук >>

Без вины виноватый

Владимир Ивасюк.

Во время прогулки в парке ученики, среди которых был и Владимир Ивасюк, забросили на бюст Ленина картуз. А вот когда решили его снять, оказалось, что бюст на постаменте не закреплён, и он попросту рухнул под Владимиром, попытавшемся снять кепку с памятника. Естественно, разрушенный памятник вождю стал предметом разбирательств и едва не привёл Ивасюка к лишению аттестата.

Родители-учителя, конечно, сделали всё, что могли, но уголовное дело было заведено, а парня исключили из комсомола и едва не выгнали из школы. К тому же вместо всех «пятёрок» в документе об образовании появились «четвёрки» по истории и обществоведению, а семья вынуждена была переехать в Черновцы. Володя вместо консерватории поступил в медицинский институт, но накануне 1 сентября в институте узнали об уголовном деле и его тут же отчислили.

Владимир Ивасюк.

Молодой человек устроился слесарем на завод и там, по поручению профсоюза, взял на себя руководство заводским хором, который тут же стал завоёвывать первые места на всех смотрах. Коллектив при этом исполнял песни Владимира Ивасюка. А потом на конкурс к 50-летию Октябрьской революции композитор послал две свои песни и завоёвал первую премию под псевдонимом Владимир Весняный.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ: Наказание без вины: 10 советских знаменитостей, которые были осуждены незаслуженно >>

Триумф композитора

Владимир Ивасюк.

Руководство завода отметило своего талантливого сотрудника и дало ему рекомендацию для поступления в мединститут. В студенческие годы Владимир Ивасюк создал множество произведений, в том числе и «Червону руту», над которой он работал в течение нескольких лет. Тогда же был написан и «Водограй». Когда на экраны вышел музыкальный фильм «Червона рута», вся страна запела прозвучавшие в нём песни, в том числе и Владимира Ивасюка. Вскоре «Червона рута» и «Водограй» стали лауреатами «Песни года», а первая была исполнена Софией Ротару на музыкальном фестивале в Сопоте и принесла певице победу.

Владимир Ивасюк.

В 1972 году Владимир Ивасюк переехал во Львов, где поступил на подготовительное отделение Львовской консерватории, одновременно оформив перевод на ІV курс мединститута. К счастью, о давнем уголовном деле в те годы уже не вспоминали, и композитор даже стал делегатом ХХІІ съезда комсомола. Ему приходило множество писем от благодарных слушателей, которые восхищались его талантом и говорили искреннее «спасибо» за его песни и музыку.

В его жизни происходило ещё множество больших и значимых событий. Он писал музыку к спектаклям, принимал участие в съёмках фильма «Песня всегда с нами», где звучали его песни. Его даже отчислили из консерватории, так как Владимир Ивасюк из-за съёмок пропускал занятия. Но он рук не опускал, продолжал писать, готовил к выпуску свою большую пластинку, а впоследствии восстановился в консерватории. Правда, для этого ему пришлось пройти лечение в психиатрической клинике. Только там лечили бессонницу и хроническую усталость, на которые жаловался композитор.

Трагический финал

Владимир Ивасюк.

Достижения композитора были на самом деле впечатляющими. Ему даже предложили вступить в партию, но он отказался. В апреле 1979 года Владимир Ивасюк работал в жюри конкурса артистов эстрады в Хмельницком, откуда он приехал во Львов ночью 24 апреля. А утром в его квартире раздался телефонный звонок, после которого композитор вышел из дома. Больше живым его не видели. Поиски продолжались почти две недели и были приостановлены 11 мая. Спустя всего семь дней тело композитора обнаружили в Брюховичском лесу под Львовом.

Официальная версия гибели – самоубийство, правда, в него почему-то мало кто верил. В результате похороны Владимира Ивасюка превратились в массовое выступление против советской власти. Местные активисты были уверены в том, что к гибели композитора приложили руку советские спецслужбы, в частности, КГБ. А милиция огласила: к роковому решению свести счёты с жизнью Ивасюка подтолкнула хроническая депрессия.

Памятник на могиле Владимира Ивасюка.

Власти Украины ещё несколько раз пытались вернуться к вопросу гибели талантливого композитора, однако в 2009 году, когда инициировали возобновление расследования, правоохранители никаких доказательств насильственной смерти не обнаружили. В 2014 году к этому делу вернулись снова, и теперь уже прозвучали конкретные слова: Владимира Ивасюка убили агенты КГБ. В 2019 сообщили, что композитор сам не мог принять то положение, в котором его нашли, поэтому можно считать, что смерть его была насильственной. Правда, доказательств в открытом доступе как не было, так и нет.

Много лет спустя отец композитора Михаил Ивасюк скажет о том, что вся их семья была благодарна Софии Ротару, благодаря которой песни его сына полюбили слушатели не только в нашей стране, но и за рубежом.


Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:


Нравится

История «Червоной руты» – украинской эстрадной песни сопротивления

Музыка

«Червона рута» – песня, которая всегда вызывала чувство гордости и стойкости в Украине. Теперь это стало гимном неповиновения.

Автор: Малкольм Джек

24 апр. 2022

Иллюстрация: Большая проблема раз транслировалась народная песня, посвященная смертоносному боевому беспилотнику «Байрактар», было интересно наблюдать за той ролью, которую музыка играла в поднятии морального духа украинцев с начала российского вторжения.

Популярная песня долгое время была в этой стране оружием сопротивления агрессивному навязыванию ее гораздо более крупного соседа. В частности, одна песня, которую в последние недели массово распевали повсюду, от импровизированных бомбоубежищ до уличных протестов на оккупированной врагом территории, символизирует это лучше, чем любая другая.

Написано в 1968 году Владимиром Ивасюком – тогда 19-летним студентом Черновицкого медицинского института, ставшим впоследствии одним из самых известных и титулованных музыкантов в истории Украины – Червона рута — заводной маленький оркестровый фолк-поп номер, пропитанный сложными ассоциациями и эмоциями: гордостью, романтикой, стойкостью, трагедией и, самое главное, национальной идентичностью. Это песня, которая, скорее всего, стоила Ивасюку жизни.

Внешне Червона рута — невинная баллада, названная в честь мифологического цветка, который, если его находит в красном цвете молодая девушка, как говорят, приносит счастье в любви.

Впервые прозвучавшая публично в 1970 году, она быстро стала сенсацией в Советском Союзе. Ее исполняли самые разные музыканты, в том числе украинская поп-группа «Смеричка», чье выступление вместе с Ивасюком принесло им победу в номинации «Песня года СССР» в 1919 году.71 на открытии ежегодного музыкального гала-концерта, транслируемого из Москвы.

В том же году состоялась премьера новаторского советско-украинского музыкального фильма « Червона рута » — первой рок-оперы в СССР. Он популяризировал самую известную версию песни, исполненную ведущей актрисой фильма Софией Ротару, которая впоследствии стала одной из крупнейших поп-звезд в советской и украинской истории (в свое время ее лично наградил, в частности, Владимир Путин). .

Ивасюк, у которого было небольшое камео в Червона Рута , к началу 1970-х переехала во Львов, чтобы официально изучать композицию в Музыкальной консерватории, в то же время работая врачом и в последующие годы написав еще несколько популярных песен, премьера всех которых была исполнена Ротару. Затем 24 апреля 1979 года Ивасюк внезапно исчез.

Через несколько недель его нашли повешенным в лесу под Львовом. Самоубийство из-за длительного психического расстройства было официальной причиной смерти, названной советскими властями, но в это мало кто верил, особенно после того, как музыка Ивасюка стала исчезать из продажи и с радио.

Для украинцев Червона рута была гораздо больше, чем просто запоминающаяся поп-мелодия. Он пробудил запретные патриотические чувства, долгое время подавляемые Советами, а до них имперскими российскими императорами, как часть многовековой кампании «русификации» Украины, уходящей корнями в XVII век. «Червона рута » — это не просто песня о девушке, которая ищет мифический цветок, а песня о любви к самой Украине.

Подарите подарок, который не перестает радовать

Подарочная подписка на журнал The Big Issue означает, что вы можете поддержать некоторых из наиболее маргинализированных людей в Великобритании и читать каждую неделю по специальной единовременной цене в 6 фунтов стерлингов за первый месяц.

Подарите подписку

На сегодняшний день единственный полный перевод и запись на английский язык Червона Рута сделана британским певцом и автором песен украинско-ирландского происхождения Степаном Пасичником. Несмотря на то, что Ивасюк никогда не был известен как откровенно политическая личность, в лирике о «настоящей и свободной» любви и «горных реках» Пасичник выделяет тонкий политический подтекст. «Считается, что это имеет двойное значение, — говорит Пасичник The Big Issue, — говоря что-то вроде «Не ищите то, что уже находится перед вами, ваша любимая страна» 9.0003

«Ивасюка, скорее всего, убили за то, что он не хотел сотрудничать с КГБ», — предполагает Пасичник. «Он был потенциальной угрозой для Советов. Его популярность утвердила украинскую идентичность в современной Украине».

Пасичник далеко не одинок в том, что Ивасюк был убит советскими спецслужбами. В 2019 году расследование, проведенное Киевским институтом судебной экспертизы в том же лесу, где был обнаружен Ивасюк, на том же дереве, в то же время года, пришло к выводу, что человек его роста и комплекции никогда не мог повеситься без посторонней помощи. .

После провозглашения независимости Украины от СССР в 1991 году, ускорившего распад Советского Союза, Ивасюк был посмертно награжден двумя высшими национальными наградами страны, Героем Украины и Национальной премией Шевченко.

«Червона рута » тем временем поют по всей стране повсюду, от свадеб до футбольных матчей, настолько, что ее считают банальной и дрянной (остерегайтесь электро-дэнс-версии), а некоторые даже шовинистской.

Support The Big Issue

Каждый из наших продавцов покупает свои экземпляры журнала по 1,50 фунта стерлингов каждый, продавая их по 3 фунта стерлингов и удерживая разницу. Посетите нашу интерактивную карту, чтобы найти ближайшего поставщика.

Найдите местного продавца

Во вторжении России на Украину Пасичник узнает отголоски долгой истории. «Мы знаем, что режим Путина и все российские режимы на протяжении столетий практиковали политику подавления и искоренения украинской идентичности, — говорит он, — с первым российским имперским указом, запрещающим использование украинского языка в 1627 году. продолжение попыток стереть Украину с карты мира».

Неудивительно, что при поиске в социальных сетях выявляются многочисленные видеоролики украинцев — будь то беженцы в Харьковском метро, ​​укрывающиеся от российских бомб, или протестующие, бесстрашно марширующие по улицам оккупированного Херсона, — обретающие новые силы и утешение в навязчивых словах и мелодия Червона Рута .

«Это стало гимном украинской идентичности», — говорит Пасичник.

@MBJack

Эта статья взята из журнала The Big Issue. Если вы не можете связаться с местным поставщиком, вы все равно можете нажать ЗДЕСЬ, чтобы подписаться на The Big Issue сегодня или подарить подписку другу или члену семьи. Вы также можете приобрести разовые выпуски в The Big Issue Shop или в приложении The Big Issue, которое уже доступно в App Store или Google Play.

дерзкий вызов советской системе

Особенности

Елена Побочий

3722

На протяжении столетий страна-агрессор, Россия, прикладывала много усилий для уничтожения идентичности украинской нации. Советский Союз нанес самый большой удар по нашей культуре – власти конфисковали национальное достояние на благо 9-го века.0013 «великая страна» при запрете украинского языка, убийстве проукраинских деятелей культуры или преследовании их на протяжении всей жизни.

В таких условиях в Украине зародилось движение культурного сопротивления, набравшее наибольшую силу в 1980-е годы. Именно тогда произошли события, определившие направление дальнейшего развития независимой украинской культуры. Среди них был фестиваль «Червона рута-1989» .

Предпосылки фестиваля и зарождение идеи

В конце 1980-х годов в Украинской ССР появилось много националистических течений. За время «перестройки»

украинцев ощутили ослабление тоталитарного режима и уже не так боялись его влияния. Несомненно, центр националистической активности находился на западе Украины. Там вспоминали об убийстве народного героя и певца Владимира Ивасюка и продвигали его идеи украинизации.

Ранее запрещенная украинская культура восстанавливалась благодаря новым певческим коллективам, украиноязычным изданиям и радиостанциям. Но люди жаждали большего размаха и культурной революции, роль которой позже выполнила

Фестиваль «Червона рута».

Трудно сказать точно, кто инициировал создание чисто украинского музыкального фестиваля. Чаще всего говорят, что автором идеи фестиваля был журналист Иван Лепша, который в 1987 году в статье в газете «Молодежь Украины» предложил проводить ежегодный музыкальный конкурс с оригинальными украинскими песнями.

Друг журналиста, его коллега Мирослав Лазарук, вспоминал, что ему

«был просто одержим этой идеей, продолжить наследие Владимира Ивасюка».

А вот один из организаторов первой руты, композитор и культуролог

Кирилл Стеценко , рассказывает другую версию,

«В середине 80-х работал на телеканале УТ-1 ведущим программы «Музыкальный видеокомбинат». Это было ток-шоу, где мы с гостями обсуждали новые направления в музыке. В 1985 году в эфире мы как раз говорили о том, что нет такого фестиваля, где были бы представлены песни только на украинском языке. Вот тогда и решили начать уступать место второстепенным жанрам в СССР — поп, рок и хэви-метал».

Концепция «Червоной руты-1989»

Первыми, кто взялся за организацию фестиваля, стали молодые музыковеды Тарас Мельник и Анатолий Калениченко . Они придумали первоначальную концепцию украинского музыкального конкурса и разными ухищрениями добились ее утверждения властями — для этого они сделали акцент на молодежной, а не на проукраинской стороне мероприятия.

Позже, Кирилл Стеценко , который имел опыт работы в украинской альтернативной музыке в качестве бывшего участника рок-группы Enei , присоединился к команде,

«Я начал работать над фестивалем в начале мая 1989 года, — говорит Кирилл. «В то время я был концертирующим скрипачом, много выступал и имел мало свободного времени. Но я бросил все ради «Червоной руты», потому что понимал, что это будет что-то грандиозное».

Главной целью предстоящего фестиваля было показать украинскую песню в контексте современной мировой музыки, говорит Стеценко. Другими словами, организаторы решили показать, что такое «Украинский Вудсток» мог выглядеть как .

Так что главными столпами Червоной руты были молодость, современность и украинскость (опасное слово, за которое в то время можно было посадить). Для придания музыкальному событию национального колорита к сотрудничеству были приглашены этнографы и фольклористы – они воплотили народные традиции и обычаи в оформлении и программе фестиваля.

В музыкальную основу фестиваля вошли три жанра, четко отделенные друг от друга, поп-музыка, рок-музыка и украинская песенная поэзия, или кобзарство. На отбор, проводимый в областных центрах, участники должны были представить три оригинальные песни в одном из жанров.

Как это удалось сделать

Кирилл Стеценко, взявший на себя роль заместителя директора по информации и спонсорству, занимался сбором средств и оборудованием. Тот уровень фестиваля, который задумывали организаторы, требовал больших ресурсов и поддержки комсомола. Договориться с ней удалось благодаря связям в Союзе писателей, имевших авторитет в партийной верхушке.
После этого появились спонсоры, которые собрали на фестиваль астрономические 280 000 карбованцев (сейчас примерно 8 млн гривен). Самый большой вклад внес Николай Мороз, украинец из Канады, который предоставил качественное звуковое оборудование из Польши.

Местом проведения фестиваля организаторы выбрали Черновцы, ведь именно здесь родился одноименный хит Владимира Ивасюка и новое украинское музыкально-культурное движение.

Для каждого жанра музыки подготовили отдельные локации: Жовтневый парк, Летний театр и стадион «Буковина». Как уверяет Кирилл Стеценко, без эзотерики в организации не обошлось.

«Нам нужно было, чтобы небо было чистым от дождя, — говорит Стеценко. «Для этого мы заключили сделку с карпатским мольфаром (шаманом) Михаилом Нечаем. Он сказал: «Я никогда этого не делал, но могу попробовать». Очевидно, попытка удалась — за все семь дней фестиваля под открытым небом ни разу не было дождя».

Команда выстроила программу и сценарий фестиваля для отдельных выступлений в рамках каждого жанра. Также организаторы придумали флаг, соответствующий настроению разных стилей музыки. Первые два дня должна была играть поп-музыка, которая ассоциировалась с красным цветом, символом искушения и любви. Третий день был посвящен рок-выступлениям, гневу и протестам, поэтому его цвет был черным. А на четвертый день под белым цветом выступали барды-кобзари, символизирующие чистоту и святость.

Ключевые точки

Старт фестиваля — 17 сентября 1989 года. За пару дней до этого в Черновцы начали прибывать первые гости и музыканты, загружая жилую инфраструктуру городка . 50 вокально-инструментальных ансамблей, 40 эстрадных музыкантов, 30 рок-групп и около 50 бардов — всего почти 500 исполнителей из Украины, а также из Канады, США, Польши, Югославии, Чехословакии. Посмотреть первый фестиваль украинской музыки собрались представители диаспоры со всего мира.

С первого дня по улицам Черновцов ходили группы молодых людей в казачьей одежде и с украинской символикой, распевая народные песни и рассказывая о независимых националистических объединениях.

По словам Мирослава Лазарука:
Это был триумф нашей казачьей и украинской идеи.

Зато при входе на фестивальные площадки действовал строгий фейсконтроль: полиция отбирала у гостей синие и желтые флажки и иногда рвала вышиванки. Поэтому молодежь пошла на уловки, войдя с советской символикой, а на территории феста достала из рукавов национальные флаги.

Выступления конкурсантов продолжались каждый день с полудня до вечера. В то время зрителям и жюри больше всего запомнились чудаковатые Братья Гадюкины , которые пели про наркоманов в саду, панк Вика Врадий с лирикой о шахтерах и произволе правительства, а также Маричка Бурмака. , исполнившая под ее аккомпанемент стихотворение Александра Олеся об украинских врагах.

Василий Жданкин глубоко впечатлил слушателей своими кобзарскими балладами. Он завоевал симпатии жюри и получил главный приз первого фестиваля « Червона рута».

Для освещения основных событий фестиваля координаторы создали свою газету. Для этого привлекли журналистов со всей Украины и договорились с местной типографией. Редактором бюллетеня «Червона рута» был Мирослав Лазарук, 9 лет.0102 затем журналист издания Молодой Буковинец .

«На тот момент мы выпустили шесть выпусков, каждый в своем цвете», — сказал Лазарук. «Газета вышла на рассвете. Потом его забрали местные студенты и раздали по городу».

Бюллетень стоил 50 копеек (около 0,03 цента) и содержал информацию о лучших выступлениях, интервью с гостями фестиваля.

Гимн Украины для широкой публики

Невероятный дух единения и осознание ценности украинской культуры глубоко пленил участников «Червоной руты». Люди позволяли себе все новые и новые проявления национализма, не опасаясь последствий.
Кульминация фестиваля наступила 24 сентября, когда впервые за много лет для широкой публики прозвучал Государственный гимн независимой Украины.

Тогда победитель конкурса, Василий Жданкин, после получения премии неожиданно начал исполнять Украина еще не умерла… с участием певцов Виктора Морозова и Эдуарда Драча. По словам Кирилла Стеценко, , «в этот момент на художников снизошел украинский дух».

«Это был 1989 год — «Нерушимый союз» до сих пор кажется таким нерушимым, всемогущество КГБ по-прежнему практически неоспоримо, а его сотрудники, почти не скрывая, записывают на пленку все происходящее для будущих, вполне возможных, арестов. Так что можете себе представить, какой уровень адреналина мы с Эдиком Драчем испытали, когда поднялись на главную сцену по приглашению Василия. И сам Василий, должно быть, был по-настоящему взволнован значением этого момента, потому что начал петь гимн с несколько измененной мелодией и только потом «уловил» ее», — описывает свои впечатления от этого момента певец Виктор Морозов.

Власти, конечно же, предвидели такую ​​наглость, поэтому планировали выключить звук на последнем выступлении фестиваля. Но, по стечению обстоятельств, Василий Жданкин вышел на сцену не последним, как это было по сценарию. Так судьба подарила зрителям ощущение будущей независимости.
«Весь стадион встал и начал петь будущий гимн независимой Украины. Это был трогательный момент, и у многих на глазах стояли слезы. Это была настоящая кульминация фестиваля. Впервые в Советской Украине десятки тысяч граждан спели наш гимн», — вспоминает общественный деятель Орест Данилевич.

Значение для украинской культуры

«Украина — это не прошлое, Украина — это будущее», — так озвучили основную мысль организаторы «Червоной руты».

Дух, пленивший людей после праздника, уже не мог быть преодолен советской властью или вызвать ее упадок.

Червона Рута’89 также стал первым шагом к восстановлению украинской идентичности, созданию новой музыкальной культуры и мировоззрения нашего народа.

«Парадокс, но на массовом советском мероприятии люди с сине-желтыми флагами пели гимн Украины. Люди хотели перемен, и перемены происходили – нужен был толчок, и этим толчком была «Червона рута». В итоге – распался СССР, а Украина в итоге обрела независимость.
Поэтому «Червона рута» ушла в свободное плавание, путешествуя из Черновцов через Украину и продолжая прививать сплоченным с годами советским украинцам моду на украинский», — музыковед Тарас Ямки.

Культурологи и историки считают, что многие участники фестиваля вскоре стали участниками Революции на граните 1990 года, требуя национализации Украины и выхода из состава СССР на акциях протеста в Киеве и других городах. Это событие стало одним из самых значительных шагов на пути к будущей независимости, когда власти впервые за много лет согласились на условия протестующих.

«Червоной руте удалось пробудить украинский дух, вывести его из личного укрытия в публичное пространство.

После фестиваля сомнений в том, что Украина будет независимой, не осталось. Фестиваль запустил процесс украинизации», — уверен Кирилл Стеценко.

Благодаря Червона Рута украинская эстрада обрела много новых молодых имен, которые, по словам певца Тараса Курчика , создали новейшее музыкальное пространство, которое впоследствии превратилось в шоу-бизнес. Тартак, Скрябин, ТНМК, Мария Бурмака, Ирина Билык, Александр Пономарев, Вопли Видоплясова — это лишь некоторые из современных украинских художников, которые начали свой путь с Рутой. Музыкальный фестиваль стал своеобразной кузницей талантов для Украины на ближайшие 15 лет.

«Это был настоящий нонконформизм. Я даже иногда думаю: как же нам это удалось? Но я понимаю, что без такой самоотверженности, помощи и преданности своему делу у нас бы ничего не получилось.
Мы были напуганы, но у нас была цель; мы делали все интуитивно.

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *