Поцелуй мунка: Поцелуй, Эдвард Мунк, 1897

неизвестный Мунк: Искусство: Культура: Lenta.ru

Долгожданная выставка Эдварда Мунка, открывшаяся в Инженерном корпусе Третьяковской галереи — работает до 17 июля — оказалась самой щедрой из всех, показанных в последние годы в разных странах, и первой полноценной выставкой норвежского гения в нашей стране. Рассказывает обозреватель «Ленты.ру» Ирина Мак.

Экспонирование дважды в истории, в 1960 и 1977 годах, гравюр Мунка в ГМИИ имени А.С.Пушкина и в 1982-м — в Эрмитаже его живописи и графики сегодня трудно принимать во внимание — последняя из этих выставок прошла более 35 лет назад, сменились поколения зрителей. А умерший во время войны Эдвард Мунк (1863–1944) по сей день актуален и уместен — чем дальше, тем очевиднее, насколько он опередил свое время. И хотя термина «ретроспектива» в названии нынешней выставки нет, по сути проект «Эдвард Мунк» представляет собой ретроспективный взгляд на его творчество. Сочиняя экспозицию, куратор Татьяна Карпова отказалась только от совсем ранних вещей, созданных в годы, когда норвежец еще не стал тем Мунком, которого мы знаем. И не то что любим, а, скажем так, опознаем. Благодаря нынешней выставке, впрочем, этого художника трудно не полюбить.

Облака как кровь

Все, что мы тут видим, включая документы, фотографии, билет на Всемирную выставку в Антверпене 1885 года, где 22-летний живописец выставил портрет сестры Ингер, адресованное ему письмо Дягилева и романы Достоевского из его библиотеки — обожаемые Мунком «Братья Карамазовы» и «Бесы», лежавшие у его постели в момент смерти, — привезли из Музея Мунка в Осло. В этой главной сокровищнице его произведений находится все, что оставалось после смерти в его поместье Эклю и, согласно завещанию, предназначалось столичному муниципалитету. Музей был создан к столетию Мунка, в 1963 году, и сейчас рядом с оперным театром строится новое здание, в пять раз больше прежнего. Летом будущего года оно откроется, а пока главные произведения норвежца уже несколько лет путешествуют — по Европе, Штатам и теперь наконец добрались до Москвы.

К нам привезли 64 живописных холста, включая важнейшие, титульные вещи — «Танец жизни», «Поцелуй», «Созревание», «Меланхолию», первый вариант «Мадонны» и бесчисленные автопортреты, в том числе фотографические, которым отдан целый раздел, и по ним очень заметно, что всю жизнь автор оставался для себя идеальной моделью. В бесконечном позировании в обнаженном виде — там и правда есть на что посмотреть, Мунк был очень красив, — больше перформанса, чем самолюбования, в кадре он появлялся как на сцене. Так это и стоит воспринимать.

Кроме живописи, в Третьяковку привезли 37 графических листов, впечатляющих не меньше картин. По гравюрам, литографиям, офортам очень любопытно изучать эксперименты Мунка с различными техниками — и это едва ли не главная неожиданность выставки. Огрехи, возникавшие в процессе печати литографий или гравюр — подтеки краски, неточность оттиска, размытые слои цвета и перенесенная на бумагу с каменной формы грязь, — все это он обращал в достоинства. Эти листы, часто раскрашенные вручную, помимо прочего, еще и портрет эпохи, ее героев, среди которых мы различаем богемное окружение Мунка: Августа Стриндберга, Стефана Малларме, Хенрика Ибсена; старого друга Мунка, писателя Станислава Пшибышевского и прекрасную Эву Мудоччи (она же Эвангелина Маддок), скрипачку, отношения с которой у Мунка продолжались с перерывами почти все первое десятилетие XX века.

В графике много повторов, пусть не буквальных, живописных сюжетов Мунка, включая «Крик» — в Москву привезли не основной вариант его самой известной картины, но два других: выполненную в 1893 году восковую пастель и мрачную литографию. В резком черно-белом отпечатке легко считывается история, рассказанная художником, о том, как однажды вечером он шел по дороге, чувствуя себя больным и уставшим, и смотрел на фьорд: «Садилось солнце — облака окрасились красным — как кровь. Я почувствовал, будто природу пронзил крик — мне казалось, я слышал крик. И я написал эту картину — написал облака как настоящую кровь».

Такой ремаркой Мунк сопроводил «Крик» в 1928 году в официальной публикации, когда, уже знаменитый художник, после успешной ретроспективы в Берлине и выставок в США, Италии. Англии и Швеции, после болезни, заставшей его в Ницце, Мунк окончательно осел на родине и больше за пределы Скандинавии не выезжал. Он сохранил международную славу и репутацию в годы нацизма — даром что числился главным художником в стране, бывшей союзницей Третьего Рейха. Когда-то водивший знакомство с Кнутом Гамсуном, убежденным нацистом, Мунк вовремя дистанцировался от политики — впрочем, ему было в те годы много лет. Близкий к немецким экспрессионистам, много и удачно выставлявшийся в Берлине и Мюнхене, Мунк принадлежал к кругу художников, чьи работы неминуемо попадали на выставку так называемого «дегенеративного искусства», но его картины, как норвежца, всего лишь перестали экспонировать в Германии.

Любовь как смерть

В посконной, деревенской в то время Норвегии Эдвард Мунк, художник номер один — так же как композитором номер один был Эдвард Григ, а писателем Генрик Ибсен — был обречен на известность. Но прославился он не дома, где консервативная провинциальная публика не спешила оценить далекую от канона экспрессивную манеру, а за границей, выставляя работы на Салонах Независимых в Париже (в 1903 году именно там одну из версий мунковских «Девочек на мосту» купил Михаил Морозов, и теперь эта работа представлена в ГМИИ им. Пушкина) и участвуя в экспозициях Берлинского Сецессиона. В 1908 году берлинская пресса констатировала, что Эдвард Мунк «входит в число признанных гигантов современного искусства», и только после этого в Кристиании, как тогда назывался город Осло, устроили его гигантскую выставку, завершившуюся триумфом.

В Германии же, в Лейпциге и Берлине, впервые были показаны и холсты из «Фриза жизни» — главного живописного цикла Эдварда Мунка, над которым он работал с 1890-х, и который окончательно оформился и получил название в 1918-м. Годы спустя Мунк, склонный к теоретизированию и любивший комментировать свои произведения, объяснял, что «Фриз…» был «…задуман как серия декоративных работ, которые вместе должны создавать картину жизни. В них петляет извилистая береговая линия, рядом раскинулось море, всегда в движении, а под кронами деревьев бурлит многообразная жизнь с ее радостями и печалями».

Если исследовать биографию Мунка по его работам, кажется, что печалей было больше, чем радостей. В пять лет он потерял умершую от чахотки мать. Когда ему исполнилось 15, умерла сестра — об этом свидетельствуют вызвавшая когда-то нездоровый ажиотаж картина «Больной ребенок» (1886) и многочисленные ее живописные и графические вариации. Мысли о собственной смерти — сначала от чахотки, потом от душевной болезни, от которой он лечился в клинике доктора Якобсона, преследовали Мунка. «Через мгновение я уже буду трупом, застывшим и холодным», — эту реплику трудно воспринимать как кокетство, особенно, если иметь в виду, что подобные интонации и в текстах Мунка, и в его искусстве возникали всю жизнь.

Мысли о смерти и рефлексия по поводу собственной неправильной, маргинальной жизни считываются не только в вещах с изначально заложенной траурной программой, будь то «Смерть в комнате больного» (1893), или «Запах смерти» (1895), или написанная через 20 лет «Агония». Реальные любовные сюжеты Мунка к тому моменту, когда он был готов перенести их на холст, оказывались столь же безрадостны и чреваты трагедией. Несмотря на формальное благополучие — он был успешен и удачлив как художник, почитаем и финансово состоятелен, — становится понятно, что на картинах все было как в жизни.

Еву в картине «Метаболизм. Жизнь и смерть» (1898-1899), изображающей сцену в Райском саду, он писал с Туллы Ларсен, дочери виноторговца, в пору начала их романа. Спустя много лет он изобразит ее же, «признавшую поражение» — отвергнутая Тулла будет преследовать Мунка, угрожать убить себя, и однажды, пытаясь вырвать из ее рук пистолет, художник случайно прострелит себе палец.

Всю жизнь он будет прокручивать в голове и на полотнах историю с Дагни Юль, другой своей возлюбленной: она входила в тот же богемный кружок (который в начале 1890-х собирался в Берлине, в винном погребке «У черного поросенка»), что Мунк и Пшибышевский, за которого Дагни в итоге и вышла замуж. Черты Дагни Юль можно обнаружить в героинях многих работ Мунка — она и в «Вампире», и в «Мадонне», и в «Поцелуе». К 1925 году, когда Мунк напишет картину «Ревность», расставив по местам героев любовного треугольника, Дагни давно не будет в живых — ее убьет в Тифлисе молодой любовник, именно из ревности. А Мунк так никогда и не женится, потому что будет считать, что «брак — это значит застрять в этом аду на всю жизнь».

Экспрессионизм . «Фриз жизни»: цикл Мунка

Посвятим эту часть «Фризу жизни» — грандиозному циклу Эдварда Мунка, в котором художник размышляет о вечных темах — жизни, любви и смерти.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве
с крупнейшими российскими экспертами.

Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории
и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus

посмотреть все уроки

Автор урока

Анастасия Мамаева

Искусствовед, специалист по истории русского искусства

Эдвард Мунк. «Фриз жизни», часть 1 — «Рождение любви»

1. Голос, 1893
2. Поцелуй, ок. 1897
3. Мадонна, 1894
4. Мадонна (цветная литография), 1895–1902
5. Красное и белое, 1894
6. Глаза в глаза (известна также как «Влечение»), ок. 1895
7. Танец на берегу, ок. 1900

🕓 Мунк работал над циклом 10 лет. Первые работы появились еще в 1890-х, а в 1902 году художник представил весь цикл на выставке Берлинского сецессиона. Картины экспонировались без рам, они были размещены в единой белой ленте-паспарту, которая шла вдоль стен зала. Получалась единая история, охватывавшая все периоды жизни человека.

🖼 Не сохранилось полного перечня картин, входящих в цикл. Его восстанавливали по воспоминаниям, фотографиям. К тому же Мунк создавал по несколько вариантов одной работы, что-то в них меняя.

❇️ Весь «Фриз жизни» делится на четыре раздела:
▪️ Рождение любви.
▪️ Расцвет и закат любви.
▪️ Страх жизни.
▪️ Смерть.

🌱 Рассмотрим несколько работ «Рождения любви». У большинства людей состояние влюбленности ассоциируется со светлыми, яркими образами. Но у Мунка все окрашено в темные, мрачные тона: он будто вспоминает события прошлого, уже зная, чем все закончится.

🌕 «Голос». Образ девушки смазан, лишен индивидуальных черт, она похожа на призрака. Исследователи видят в лунной дорожке на воде фаллический символ: девушка влюблена и думает о любимом или в предчувствии любви.

👩‍❤️‍💋‍👨 «Поцелуй». Поцелуй показан как слияние: люди теряют индивидуальные черты, их лица превращаются в одно пятно. Влюбленные отделены от мира шторой, сосредоточены друг на друге. Существует несколько вариантов этой картины.

🤱 «Мадонна». Здесь тоже есть несколько вариантов. Самый скандальный обрамлен рамкой, на которой нарисованы знаки в виде сперматозоидов, а в углу — младенец или плод. Сама Мадонна, написанная с Дагни Юль, не имеет ничего общего с классическим образом Девы Марии, скорее перед нами женщина в любовном экстазе. Даже красный нимб больше похож на французский берет.

▪️ Мертвенная бледность женщины указывает на неразрывную связь жизни и смерти. Сам Мунк говорил об этой картине: «Жизнь и Смерть соединяют руки, и соединяется цепь, что связует тысячи поколений умерших с тысячами будущих поколений».

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

Эдвард Мунк. «Фриз жизни», часть 2 — «Расцвет и закат любви»

1. Вампир, 1895
2. Сфинкс (Три возраста женщины), 1893–1895
3. Танец жизни, 1899–1900
4. Ревность, 1895
5. Пепел, 1894
6. Меланхолия, 1894–1895

Теперь посмотрим, какими Мунк видел расцвет и закат любви. Для этого обратимся к работам из одноименного раздела «Фриза жизни».

🩸 «Вампир». Эту работу можно трактовать по-разному. С одной стороны, уставший мужчина склонился к любимой женщине, а та его целует и успокаивает. С другой, ее рыжие волосы, похожие на потоки крови, бледное лицо, темнота вокруг наталкивают на мысль, что женщина доминирует над мужчиной, выпивает его жизненные соки, питается им, как вампир.

▪️ Шведский писатель Август Стринберг, друг Мунка, писал о «Вампире»: «Кровавый дождь льется на безумца, ищущего несчастья, божественного несчастья быть любимым, то есть любить».

👩 «Три возраста женщины». Эту классическую для европейского искусства аллегорию Мунк трактует по-своему. Слева направо идут юность — невинная девушка в белом платье, зрелость — обнаженная женщина в доминантной позе, а затем старость — бледная, одинокая, в черных одеждах. Фигура мужчины помещена справа, за деревом: мужской и женский миры разделены непреодолимой преградой.

💃 «Танец жизни». В чем-то напоминает «Три возраста». Слева девушка в белом — пока одна и жаждущая любви. Потом танцующие мужчина и женщина, которые не смотрят друг на друга — между ними что-то не так. Справа снова женщина в черном, одинокая и печальная. Все вместе — переход от любви к смерти. На заднем плане мужчина с жутким лицом склонился над женщиной — теперь уже он питается ее энергией.

🍎 «Ревность». Перед нами жуткое мертвенно-бледное, испуганное и ожесточенное лицо мужчины. Он мучается от ревности: его любимая женщина в красном платье срывает яблоки, а рядом находится другой мужчина. Аллюзия на Еву у древа познания указывает на нарушение запретов, измену. Но не понятно, происходит ли эта сцена в реальности или это плод больной фантазии ревнивца. Образ главного героя списан Мунком с его друга, Станислава Пшибышевского, мужа Дагнии Юль.

🔥 «Пепел». Финальная точка, разрыв отношений. Поверженный мужчина не может встать. Женщина рядом в отчаянии схватилась за голову. Красный акцент на одежде похож на рану в груди, в самом сердце.

▪️ Мунк так объяснял образ: «Древние были правы, когда говорили, что любовь — это пожар. Подобно пожару она оставляет после себя только пепелище».

Эдвард Мунк. «Фриз жизни»

Часть 3 — «Страх жизни»
1. Тревога, 1894
2. Вечер на улице Карла Юхана, 1892
3. Красный плющ, 1898–1900
4. Голгофа ок. 1900
5. Крик, 1893

Часть 4 — «Смерть»
1. У смертного ложа (Агония), 1895
2. Смерть в комнате больного, 1893
3. Катафалк на Потсдамской площади, 1902
4. Обмен веществ, 1898
5. Мертвая мать, 1899–1900

Завершим часть на философской ноте: разделами «Страх жизни» и «Смерть».

👤 Раздел 3 — «Страх жизни». Любовь окончена, не осталось никакой надежды на счастливые отношения. Человек остается один, съедаемый тревогой и одиночеством. Картины раздела словно иллюстрируют различные виды этого одиночества.

🌖 «Вечер на улице Карла Юхана». Жуткие люди с лицами мертвецов движутся в одну сторону, а одинокая фигура — в другую. В этом противостоянии толпе есть автобиографические нотки: Мунка тогда все еще не принимали в Норвегии. «Бледные трупы, они беспокойно, нервно-суетливо шли по извилистой дороге, и концом была могила», — так Мунк описывал впечатления, ставшие основой для этой картины.

✝️ «Голгофа». Толпа со страшными лицами распинает Христа. Мунк отходит от традиционной иконографии сцены распятия: часть лиц присутствующих обращена на нас. Они будто выясняют, не являемся ли и мы врагами, и от этого становится жутко.

🩸 «Красный плющ». Дом покрыт красным плющем, похожим на потоки крови — будто сами стены кровоточат. Человек не выдерживает этого и в ужасе убегает. Даже родной дом не может стать надежной крепостью и укрытием от этого страшного мира.

😱 «Крик». Самая известная картина Мунка тоже входит во «Фриз жизни», но заслуживает отдельного большого разговора.

💀 Раздел 4 — «Смерть». В этом разделе показаны разные вариации смерти. Здесь отразились воспоминания Мунка об уходе родных — матери и сестры.

🛏 «У смертного ложа (Агония)». Картина решена в минималистичном ключе: преобладают красный и черный цвета. Мунк изображает только контуры умершего человека, внутри которых — неокрашенный грунтованный холст. Это создает ощущение пустоты, где уже нет жизни.

🔄 «Обмен веществ». Здесь Мунк подводит итог жизни человека с его разочарованием, концом страстей, одиночеством и смертью. Перед нами обнаженные мужчина и женщина возле дерева — аллюзия на Адама и Еву. Они опять разделены, не в силах соединиться. Картина продолжается на деревянной раме. Корни дерева уходят вниз, к черепам, символизируя связь с прошлыми поколениями. Крона поднимается до Града Небесного. Три мира рядом — своего рода эпилог к «Фризу жизни».

Мунк и Достоевский

1. Эдвард Мунк. Автопортрет со скелетом руки, 1896
2. Феликс Валлотон. Портрет Федора Достоевского, 1895

курс Level One

Как получать удовольствие от искусства

Курс лекций о том, как устроены картины. Любое полотно — это выбор холста и типа краски, отчаянный поиск идеального цвета и композиции, работа с символами и архетипическими образами. Научимся наслаждаться картинами от первого эскиза и мазка краски до музейной рамы.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
3900₽

1950₽

подробнее о курсе

Эдвард Мунк | Поцелуй (1892)

Средний

Состояние

Подпись

Сертификат подлинности

Ценовые диапазоны малых гравюр Пабло Пикассо

Просмотрите работы в этой категории

Возможно, самый влиятельный художник 20-го века, Пабло Пикассо может быть наиболее известен новаторским кубизмом и разрушением двумерной плоскости изображения для передачи трехмерного пространства. Вдохновленный африканским и иберийским искусством, он также способствовал возникновению сюрреализма и экспрессионизма. Значительное творчество Пикассо выросло до более чем 20 000 картин, гравюр, рисунков, скульптур, керамики, театральных декораций и эскизов костюмов. Он написал свою самую известную работу «Герника» (1937) в ответ на гражданскую войну в Испании; тотемическое полотно гризайль остается определяющим произведением антивоенного искусства. На аукционе несколько картин Пикассо были проданы более чем за 100 миллионов долларов. Неутомимый художник был героем выставок в самых престижных учреждениях мира, от Музея современного искусства и Центра Помпиду до Stedelijk Museum и Tate Modern.

Холст, масло

Нью-Йорк

Получать уведомления о похожих работах

Хотите продать работу этого художника? Продажа с искусством

Средний

Состояние

Подпись

Сертификат подлинности

Ценовой диапазон малых гравюр Пабло Пикассо

Просмотрите работы в этой категории

Пабло Пикассо, возможно, самый влиятельный художник 20-го века. наиболее известен новаторским кубизмом и разрушением двумерной плоскости изображения для передачи трехмерного пространства. Вдохновленный африканским и иберийским искусством, он также способствовал возникновению сюрреализма и экспрессионизма. Значительное творчество Пикассо выросло до более чем 20 000 картин, гравюр, рисунков, скульптур, керамики, театральных декораций и эскизов костюмов. Он написал свою самую известную работу «Герника» (1937) в ответ на гражданскую войну в Испании; тотемическое полотно гризайль остается определяющим произведением антивоенного искусства. На аукционе несколько картин Пикассо были проданы более чем за 100 миллионов долларов. Неутомимый художник был героем выставок в самых престижных учреждениях мира, от Музея современного искусства и Центра Помпиду до Stedelijk Museum и Tate Modern.

Серия «Художник»

  • Портреты художников и скульпторов

    113 available

  • Portraits of Artists and Sculptors

    113 available

  • Portraits of Artists and Sculptors

    113 available

  • Portraits of Artists and Sculptors

    113 available

  • Portraits of Artists and Скульпторы

    113 в наличии

  • Портреты художников и скульпторов

    113 в наличии

  • Портреты художников и скульпторов

    113 available

  • Portraits of Artists and Sculptors

    113 available

  • Portraits of Artists and Sculptors

    113 available

  • Portraits of Artists and Sculptors

    113 available

Other works by Пабло Пикассо

Просмотреть все

Имя художника

Название произведения

Партнер

Имя художника

Название произведения

Партнер

Название художника

Разделение название

Партнер

Название художника

Название произведения

Партнер

Имя художника

Название произведения

Партнер

Другие работы Пабло Пикассо

Посмотреть все

Название художника

Разделение название

Партнер

Название художника

Имя

Название произведения

Партнер

Имя художника

Название произведения

Партнер

Имя художника

Название произведения

Partner

Artist Name

Artwork Title

Partner

Related works

Artist Name

Artwork Title

Partner

Artist Name

Artwork Title

Partner

Artist Name

Artwork Title

Партнер

Имя художника

Название произведения

Партнер

Имя художника

Название произведения

Партнер

Имя художника

Artwork Title

Partner

Artist Name

Artwork Title

Partner

Artist Name

Artwork Title

Partner

Related artists

Georges Braque

French 1900-2000

Georges Braque

French 1900-2000

Жорж Брак

Французский 1900-2000

Жорж Брак

Французский 1900-2000

Эдвард Мунк | Кисс (Поцелуй) (1897)

MappleThorpe + Munch — Музей Munch в прошлом шоу

Средний

Условие

Подпись

Сертификат подлинности

Ценовые диапазоны малых принтов от Pablo Picasso

Пробов 20-го века Пабло Пикассо, возможно, наиболее известен тем, что он был пионером кубизма и разрушал двухмерную плоскость изображения, чтобы передать трехмерное пространство. Вдохновленный африканским и иберийским искусством, он также способствовал возникновению сюрреализма и экспрессионизма. Значительное творчество Пикассо выросло до более чем 20 000 картин, гравюр, рисунков, скульптур, керамики, театральных декораций и эскизов костюмов. Он написал свою самую известную работу «Герника» (1937) в ответ на гражданскую войну в Испании; тотемическое полотно гризайль остается определяющим произведением антивоенного искусства. На аукционе несколько картин Пикассо были проданы более чем за 100 миллионов долларов. Неутомимый художник был героем выставок в самых престижных учреждениях мира, от Музея современного искусства и Центра Помпиду до Stedelijk Museum и Tate Modern.

Получать уведомления о похожих работах

Хотите продать работу этого художника? Продавайте с Artsy

Материал

Состояние

Подпись

Сертификат подлинности

Ценовой диапазон малых гравюр Пабло Пикассо

Просмотрите работы в этой категории новаторский кубизм и разрушение двумерной плоскости изображения, чтобы передать трехмерное пространство.

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *